В шуме, поднятом вокруг солдата, застрелившего террориста в Хевроне, как и в прочитанной нами недавно пуримной агаде, многое остается скрытым -"хэстер" - от поверхностного взгляда. Все - политики и пресса, армия и комментаторы соцсетей, - завязли в умело подсовываемых второстепенных вопросах: по закону или нет? морально - не морально? судить - наградить?
А между тем вся эта история, которая, надеюсь, благополучно закончится для нашего солдатика (для чего непременно стоит приложить усилия: выйти на демонстрации , подписать петицию и т.д.), оставляет в стороне главный вопрос: как нужно поступить не только в данном конкретном случае, а в общем для того, чтоб такие проблемы не тревожили израильтян по несколько раз на дню? Как избавить наших солдат и штатских, полицейских и многодетных мам, охранников и уличных гитаристов от выбора между плохим и худшим, между умри или бей первым?
Я уверена, что все 82% поддержавших контрольный выстрел солдата, предпочли бы, если б им дали выбор, отсутствие убийства араба вытекающее из отсутствия самого теракта. Потому что в ликвидации террориста (назовем вещи своими именами, ибо слово убийство по отношению к действию солдата здесь не применимо, речь идет именно о ликвидации врага или, если угодно, казни врага побежденного) нет ничего приятного или почетного, даже если казнь проходит самым наизаконнейшим образом. И права была Голда Меир - нам не нравится учить своих детей убивать. Но и сидеть сложа руки и ждать, когда арабы полюбят своих детей больше, чем будут ненавидеть наших, мы тоже не можем.
Возможно есть резон в словах тех, кто утверждает, что ликвидация террористов на месте приведет к уменьшению террора. Но ведь давно известно, что лучшая защита - нападение! Зачем использовать наших солдат в качестве "живца", на которого слетаются "комары с ножами", не целесообразнее ли осушить все болото Палестинской автономии, единственное эффективное производство которой - террор?
Вопрос не в том, отстреливать или не отстреливать 13-летнюю дуру-убийцу с ножницами - это типичный пример подсовываемой нам ложной дилеммы. Настоящая дилемма - это или рискуя собой периодически стрелять по бандитам-малолеткам или, наконец, ликвидировать сами бандитские рассадники ПА и ХАМАСа.
Можно обсуждать когда и как эффективнее и безопаснее проделать это де-факто, то есть не просто войти-выйти в Шхем, Рамаллу и Газу, что неоднократно делали и Шарон и Ольмерт и другие, а установить там нашу полную военную и главное, гражданскую власть. И если наши военные не торопятся совершить эту серьезную военную операцию, то у наших политиков нет даже минимального оправдания. Ибо ПА без нашей помощи нежизнеспособна и нет смысла долго выбирать момент и ждать наступления там хаоса, чтобы по крайней мере де-юре объявить эту землю нашей, то есть декларативно распространить израильский суверенитет на Иудею и Самарию (а заодно и на Газу), о чем давно твердят многие правые политики от Фейглина до Беннета, и от Смотрича до Хотовели. Сегодня и у Запада и у Востока, и у России и у Америки своих проблем выше крыши и лучшего момента дождаться нам будет трудно.
Никто не обещает вам, как "шаломахшавники", что вдруг все и сразу станет прекрасно и что от одного только официального объявления все арабы вдруг перевоспитаются и побросают ножи или что ООН не издаст очередную не имеющую реальной силы осуждающую резолюцию. Но, по крайней мере, ситуация начнет развиваться в благоприятном для нас направлении.
Те, кто приехал в Израиль до "Ословских соглашений", вспомните, часто ли у нас тогда происходили теракты, и как старожилы в 91-м году рассказывали вам о ничего не достигшей и захлебнувшейся "первой интифаде". Родившаяся в те годы молодежь сегодня не способна поверить, что арабы рождаются без ножа, камня или автомата в кулаке, ибо ни левая пресса, ни левая академия не афишируют факт предословского спокойствия начала 90-х.
Понятно, что нельзя ни "вернуться в ту же реку", ни "собрать пролитое молоко". Нужно строить новую реальность, этичную, целесообразную и стабильную, в которой арабы, желающие уехать из Израиля (а таковых на сегодня большинство) смогли бы спокойно продать свою недвижимость и переселиться на сытый Запад или на правоверный Восток. Понятно, что нужно будет и что-то решать с арабами остающимися, но сегодня эта проблема общая у нас с Европой и намного более легкая, чем, к примеру, прекращение кровавого хаоса в Сирии.
Блог Аси Энтовой, 3.2016