11 сентября на заседании правительства была создана новая межминистерская комиссия супер- представительного состава. В нее вошли министры финансов и экономики, образования, внутренних дел, абсорбции, науки и председатель Сохнута. Возглавил комиссию лично премьер-министр. Чем же так озабочено израильское правительство?
Дело в том, что в стране катастрофически не хватает... программистов.
На самом деле, в стране катастрофически не хватает еще много кого. Например, врачей. К врачу- специалисту очередь 2-3 месяца, за это время человек либо выздоравливает, либо попадает в реанимацию, где его таки откачивают. Спасибо передовой медицине. Но по поводу врачей никто особо не беспокоится, потому что ВВП они не производят, экономические показатели не улучшают. А еще в стране катастрофически не хватает инженеров-электриков. По сообщению "Едиот ахронот" полугодовой давности (по следам зимних отключений электричества во многих районах страны), уже на тот момент требовалось дополнительно около 4000 специалистов в электротехнике с правом работы на высоковольтных линиях, и в течение ближайших 5 лет эта цифра должна вырасти до 5000 из-за достижения тысячей работников пенсионного возраста. Так что высоковольтные линии будут продолжать обрушиваться под зимними ветрами, и на их починку будет уходить все больше времени – опять-таки, по причине отсутствия экономической заинтересованности правительства в изменении ситуации к лучшему.
Добавим также на основании недавних трагических событий, что в стране катастрофически не хватает квалифицированных строителей – как рабочих, так и инженерных специальностей. На стройках страны подавляющее большинство работников – чернорабочие-гастарбайтеры. Прорабами и ответственными за участки становятся бывшие чернорабочие с некоторым стажем и опытом. Но опыт тяжелого физического труда не заменяет квалификацию. Результат: почти каждую неделю – аварии на стройках с пострадавшими, раз в несколько лет – крупные катастрофы (напомню только две из них, кроме трагедии в Рамат а-Хаяль: обрушение части моста Шфирим в 1994 г. и обрушение зала торжеств "Версай" в Иерусалиме во время свадьбы в 2001 г.). Но это тоже не влияет на экономические показатели.
А вот то, сколько израильских старт-апов в год сделали успешный "экзит", сколько мировых корпораций открыли в Израиле свои отделения и сколько в них инвестировали – влияет. И то, сможет ли "Элбит маарахот" или "Таасия авирит" набрать в короткие сроки команду сотрудников для новой перспективной разработки, которая принесет стране сотни миллионов прибыли – тоже влияет. Впрочем, не будем заниматься критиканством и порадуемся уже хотя бы тому, что правительство вплотную занялось нехваткой хоть каких-то специалистов.
Комиссия, созданная правительством, призвана работать в двух направлениях: 1) увеличение ежегодного выпуска в стране молодых специалистов в области высоких технологий, как инженерного, так и технического профиля и 2) создание стимулов для новых репатриантов работать в сфере "хай-тека". Кроме этого, премьер-министр особо отметил, что страна "сделает все возможное", чтобы привлечь в Израиль талантливых еврейских программистов со всего мира. Но, постойте... Разве в Израиле недостаточно программистов? Разве не знает каждый из читателей этой статьи двух-трех обладателей этой специальности, особенно из репатриантов, которые сидят без работы?.. Какие еще стимулы нужны репатриантам, уже имеющим специальность программиста, чтобы начать работать, кроме отсутствия денег?!
Немного цифр.
Отрасль высоких технологий в Израиле обеспечивает работой в настоящее время порядка 270 тысяч граждан, из которых только 50 тысяч – программисты ("Глобс"). При этом, вплоть до 2010 года отрасль переживала спад, который сказался на количестве студентов, поступивших в те годы на факультеты программирования в университетах и колледжах: если в 2002 г. они составляли 8,3% от всех учащихся на первую степень (около 11,5 тысяч человек), то в 2013 г. их было всего 5,7% от всех учащихся (около 10,9 тысяч человек, с учетом роста общего числа студентов; данные - из отчета Совета по высшему образованию в Израиле за 2014 г.). Если учесть, что на первую степень учатся 3 года, то даже с учетом спада студенческого спроса на факультеты высоких технологий ежегодно образовательная система Израиля выпускает более 3,5 тысяч молодых специалистов в области программирования.
В 2010 г. затяжной кризис отрасли закончился, и начался бурный рост. За один этот год открылось 18 000 новых ставок по отрасли.
В последующие годы отрасль развивалась, но не так бурно. Если к концу 2010 года в "хай-теке" работало 261 000 людей, то к концу 2013 года – 269 000 людей, всего 8 000 новых ставок за 3 года. Как мы уже указали, менее пятой части ставок в отрасли – программисты. То есть, новых программистских ставок открылось только около полутора тысяч – за 3 года. А ВУЗы страны за это время выпустили 11 тысяч молодых специалистов! Даже если бы за последующие 3 года, вплоть до настоящего времени, спрос на программистов вырос в 5 раз (а этого не произошло), он все еще был бы гораздо ниже, чем "производительность" израильской системы образования. Что же происходит? Почему при таком обилии обладателей программистских дипломов, в стране не хватает специалистов этой профессии? И правильные ли цели поставили себе члены представительной правительственной комиссии?
Давайте разберем их по порядку. 1. Увеличение ежегодного выпуска в стране молодых специалистов в области высоких технологий. Как мы видим из вышеприведенных цифр (которые висят в интернете в свободном доступе, но оказались недоступны высшим чиновникам страны), молодых специалистов (а также не слишком молодых, но от этого не менее нуждающихся в работе) в стране более чем достаточно. Проблема не в количестве, а в качестве: огромный процент выпускников ВУЗов не могут найти работу по окончании учебы просто потому, что результаты интервью с ними не устраивают работодателей. В ВУЗах, особенно колледжах, изучают какой-то стандартный набор курсов, не развивая у учащихся навыков самообучения; а программирование – слишком динамичная отрасль, чтобы этот базовый стандарт мог обеспечивать ее нужды. В результате "выбиваются в люди" только выпускники с действительно высоким уровнем интеллекта и способностью к самообразованию. Вместо того, чтобы тупо наращивать число учащихся, которые неизбежно попадут в тот же порочный круг (рост числа учеников неизбежно приведет к еще большему снижению уровня преподавания), Минпрос и прочие релевантные структуры должны были озаботиться дополнительной профессиональной подготовкой тех обладателей программистских дипломов, которые не могут найти работу. Самым эффективным было бы, на мой взгляд, целевое обучение: скажем, "Элбит маарахот", примерно представляя себе, какого профиля специалисты им понадобятся в ближайшие несколько лет, "заказывает" группе колледжей нужное число выпускников с усиленной подготовкой в данной специализации. Такая кооперация возможна, конечно, только с крупными игроками рынка высоких технологий. Ну, а мелким игрокам придется "довольствоваться" теми специалистами, которых "забраковали" гиганты – впрочем, это происходит и сейчас. Могу поделиться также опытом колледжа, в котором обучаются мои дети. "Целевого обучения" там, правда, нет, но практически 100% выпускниц трудоустраиваются в считанные месяцы после окончания учебы. Как это возможно? Очень просто: в последние месяцы учебы, после сдачи дипломного проекта, администрация учебного заведения приглашает сотрудников отдела кадров известных фирм высоких технологий познакомиться с ученицами и выбрать себе работников (либо по собеседованию, либо по результатам специального экзамена). Сначала приглашают фирмы вроде "Элбит", "Таасия авирит", "Интел". Они выбирают лучших. Потом настает очередь "Матрикс" и т. п. Так постепенно забирают практически всех.
2. Создание стимулов для новых репатриантов работать в сфере "хай-тека". Работник "хай-тека" в Израиле – одна из самых высокооплачиваемых специальностей. Какой еще стимул нужен? Все новые репатрианты, у которых есть интеллектуальные возможности и нужный уровень иврита и нет специфического желания работать в другой области, с удовольствием идут в программисты без всяких дополнительных стимулов.
3. Привлечение в Израиль квалифицированных еврейских программистов из других стран. Это просто утопия. В Израиле квалифицированный программист зарабатывает в шекелях меньше, чем в США – в долларах. И это, при всех недостатках, имеет и свои преимущества, потому что именно это – причина шквала иностранных инвестиций в израильский "хай-тек". Если зарплаты программистов у нас станут привлекательными для западных специалистов высоких технологий, то мировые корпорации покинут израильский рынок. Поэтому единственное, на что мы можем рассчитывать в смысле привлечения в страну специалистов мирового класса – это только на их еврейскую совесть, желание жить в еврейской стране и работать на ее благо. А те, у кого таковой нет – пусть уезжают, или остаются там, где сидят.
08.2016