Довелось мне однажды участвовать в одном иерусалимском клубе в дискуссии на тему государства и религии. Рядом сидела Анат Хофман – председатель объединения «Женщины Стены Плача».
«Я против любого насилия, - сказал я собравшейся публике, - как против религиозного, так и против светского».
Один из присутствующих спросил, могу ли я привести пример светского насилия. Я ответил утвердительно и указал на сидевшую рядом Хофман: «Анат Хофман – ходячий образец нерелигиозного принуждения». «Я?» - удивилась Хофман. Я сказал: «Конечно. Длина Западной стены (Стены Плача) – почти километр. Вам предлагают любое другое место, но вы требуете именно то, где молятся ортодоксальные верующие. Что может быть еще большим насилием?».
Молитва у Стены Плача не проблема женщин-реформисток. Им уже выделено подходящее и хорошее место у арки Робинсона («Эзрат Исраэль»), и оно ими не используется. Нет никаких оснований полагать, что после выделения еще 40 млн шекелей на оборудование дополнительной площадки у Стены Плача, она будет заполнена молящимися женщинами. В Израиле около 40 реформистских синагог наряду с 15 тысячами (!) синагог ортодоксальных. Значит реформистские составляют менее четверти процента. Если муха требует от слона выделить ей ровно половину еды, это не компромисс и не равенство – это называется насилием. Будущее соглашение может привести не к решению (оно, как сказано, уже существует), а ровно к противоположному – к новому конфликту. Где будут присягать солдаты ЦАХАЛа? Я уже предвижу иск родителей-реформистов в Верховный Суд. Где будут проводиться другие официальные церемонии? Куда президент будет вкладывать записки? Приведут ли конкуренты почетных гостей к своей Стене, а не к нашей?
Вот несколько фактов о Стене Плача (Западной стене):
1. Она не являлась святым местом или останками Храма. Это часть проекта Храмовой горы царя Ирода. Фраза «Никогда не отходит шхина от Западной стены» относится к западной стене самого Храма, а не к стене Храмовой горы, о которой идет речь. Не существует никаких галахических постановлений по поводу Стены Плача, потому что с галахической точки зрения святость Западной стены не больше святости Дворца конгрессов. Настоящая святость – наверху, на горе, которую мы уступили мусульманам. Стена Плача – сентиментальное место, впитавшее за сотни последних лет (прежде молились в других местах) молитвы и стремления народа Израиля и как таковое имеющее большую ценность. Историческая, сентиментальная, личная и национальная ценность – да! Но не святость и не галаха.
2. Стена Плача не синагога, это национальный символ. Поэтому «галахические постановления», упоминающие ее, занимаются не галахой, а проблемами гегемонии. Раввинский иудаизм, представляющий подавляющее большинство евреев и с незапамятных времен естественным путем захватил господство в распоряжении доходами. Для сохранения этого своего господства он использует все возможности (что, безусловно, можно понять), но это не имеет никакой связи с галахой.
3. Место, где галаха нарушается сегодня грубейшим образом, находится на расстоянии считанных шагов от Стены Плача – на истинно святом месте, на Храмовой горе. До половины заповедей Торы возможно исполнять лишь там, наверху. Некоторые заповеди можно исполнять даже в отсутствие Храма. Вместо этого там играют в футбол, устраивают пикники, подстрекательские сборища, там развеваются флаги «Исламского государства».
Но эти вопиющие нарушения почему-то не волнуют евреев – ни евреев религиозных, ни представителей других направлений. Все предпочитают предоставить наше по-настоящему святое место крайним исламистам, а сами конфликтовать друг с другом внизу, у его подножия.
Перевод с иврита Наталии Буряковской
Блог Фейглина в Фэйсбук , 3.2016