Коллективное подсознательное привлекает молодых людей с улицы Шенкин на альтернативные «Кинот» (молитвы в пост 9 ава) на крыше Тель-Авив. То, что их влечет туда - это тоска по национальной идее и по духовности, это поиск смысла и тепла.
Ведь настоящая израильская культура, аутентичное творчество народа, к которому мы все стремимся и которое придает вкус нашему национальному бытию – исходит оттуда, из Отцовского дома, из которого мы были изгнаны, и куда мы еще вернемся. Именно туда нынешнее поколение и стремится.
Возврат к религии много дает человеку, но часто это происходит за счет истинного «возвращения в Сион», ценой спуска от национального к общинному, ценой отхода от реальности и истории. Предыдущее поколение возвращающихся к вере обычно переставали слушать новости и интересоваться политикой. Они находили личное счастье и надеялись, что все остальные сделает за них мессия. Их вновь обретенный Бог находился только дома, в бейт мидраше и в синагоге.
Но новое поколение хочет гораздо большего, оно хочет, чтобы Бог был везде. Оно не хочет бежать от мира к религии - оно жаждет благой вести и стремится исправить мир. Они не хотят вернуться к тому, что было раньше, до сионизма. Они не хотят и застрять в настоящем, где сионизм, потерявший всякую связь с верой отцов, не может предложить ни смысла, ни самосознания, ни идентичности.
Новое поколение хочет большего, оно хочет «вернуться к религии» вперед - к Торе, которая также и национальная культура, к Богу, который здесь с нами, в современной эпохе скоростных дорог и небоскребов, в сфере высоких технологий. К Богу одновременно и личному, и национальному, и универсальному. Новое поколение хочет тепла, хочет чувства принадлежности к социуму, хочет обрести смысл, получить благую весть, обрести Дом.
Блог Фейглина в Фэйсбук , 8.2016