В моёй последней статье я коснулась ряда причин, по которым дипломатическое будущее Израиля выглядит обещающим, несмотря на замороженный мирный процесс. Но есть ещё два фактора, которые могут оказать положительное влияние на улучшение дипломатического положения Израиля. Во-первых, арабско-мусульманскому миру, который уже много лет выдвигает палестинский вопрос в качестве самой главной проблемы для всего мирового сообщества, начинает надоедать продолжающаяся одержимость палестинских арабов своей проблемой в то время, когда так много арабов и мусульман страдают сегодня куда больше. Во-вторых, появилась ещё небольшая, но растущая группа израильских арабов, которые считают себя полноценными гражданами Израиля и готовы защищать его везде, где это может понадобиться.
Примером первого фактора можно назвать весьма острые вопросы, задававшиеся представителю палестинской администрации по связям с прессой Мухаммеду Машарка в ходе интервью, которое он давал базирующейся в Дубае телевизионной станции сирийской оппозиции Ориент Ньюз. Интервьюер Дайма Ванноу (Dima Wannous) настойчиво вопрошала своего гостя, почему проблема палестинских арабов должна считаться «проблемой номер один для всего мира». Ниже приводится ряд её вопросов в переводе с арабского, выполненном в MEMRI (Институт по анализу прессы, освещающей проблемы Ближнего Востока, базирующаяся в Вашингтоне неправительственная организация – Прим. перев.):
В 1948 году, в ходе Накбы («Катастрофа» на арабском – Прим. перев.) палестинских арабов изгоняли из их домов и из их страны. Было изгнано примерно 750 тысяч человек … Всего было перемещено 750 тысяч, но только 150 тысяч было изгнано из собственно Палестины. Другие оставались на своей исторической земле, но в других её местах. Если взять за основу число 750 тысяч, то оно равно числу жителей Сирии и Ирака, бежавших из своих стран за последние 3 месяца. Я повторяю свой вопрос другими словами, потому что вы не ответили мне на первый вопрос. Почему проблема палестинских арабов является проблемой номер один для всего мира? …
Каким образом ваша проблема стала проблемой номер один для всего мира? При всех тех преступлениях, которые совершил израильский враг – сколько человек было убито во время палестинского «Дня земли»? Вы знаете это лучше меня. Убито было шесть человек…
Масса людей превозносила Саддама Хусейна до небес за то, что он выпустил по Тель-Авиву 36 или 39 Скадов в то время, как он ежедневно совершал преступления против своего собственного народа. Палестинцы высоко ценили Саддама Хусейна за этот обстрел. Если мы собираемся говорить о том, как палестинские арабы подходят к проблеме освобождения народа, можно ли допустить, чтобы они с таким энтузиазмом поддерживали убийцу, архи-убийцу, диктатора … только потому, что он обстрелял ракетами Тель-Авив? А что же тогда можно сказать об [иракском] народе?
На Ванноу произвели не большее впечатление и попытки Машарка оправдать центральное место проблемы палестинских арабов тем, что Израиль является «колониалистской» страной. «Другими словами, вы извлекли для себя выгоду из того, что вашим врагом были евреи и израильтяне», - парировала она.
Нет сомнений в том, что подобная позиция не характерна для большинства в арабском мире. Но она и не является уже уникальной. Всего два месяца назад я писала о бывшем египетском высокопоставленном чиновнике, который точно так же с возмущением отвергал всё то щедрое внимание, которое уделяется фальшивым палестинским беженцам, в то время как реальные сирийские беженцы находятся в отчаянном положении и нуждаются в срочной помощи.
Одержимость Запада палестинской проблемой не была случайной; она сформировалась, главным образом, потому, что арабско/исламский мир потратил десятилетия на то, чтобы неустанно убеждать Запад в том, что палестинская проблема является самой большой проблемой Ближнего Востока. К сегодняшнему дню эта точка зрения превратилась для Запада в глубоко укоренившуюся догму, и совершенно ясно, что эту ситуацию невозможно кардинально изменить за одну ночь. Но если и когда арабско/исламские страны начнут придавать важности палестинского вопроса всё меньшее значение, это неизбежно повлияет, в конечном итоге, и на позицию Запада.
Для того, чтобы ускорить этот процесс, нам необходимо выдвигать на первый план арабов, сторонников Израиля. В начале августа этого года газета «Джерузалем Пост» рассказала об одном таком активисте, ветеране военно-воздушных сил Израиля и университетском студенте Мохаммеде Каабийа (Mohammed Ka’abiya), который, будучи членом американской студенческой произраильской организации StandWithUs («Стойте с нами в одном строю»), проводит разъяснительную работу на университетских кампусах.
Убедить невежественных молодых жителей западных стран, что Израиль – «государство апартеида», довольно просто, если возражения поступают от евреев, которых можно дискредитировать как «заинтересованную сторону». Но это сделать гораздо труднее, если им возражает бедуин-мусульманин, который говорит: «Меня зовут Мухаммед, я служил в военно-воздушных силах Израиля, и сейчас я готовлю бедуинских следопытов к службе в армии. Я пришёл к вам, чтобы защитить Израиль от лжи, распространяемой организацией BDS («Бойкот, деинвестиции, санкции»). Да будет вам известно, что израильские арабы пользуются полной свободой вести свой образ жизни, работать, поклоняться своему Богу и путешествовать по всему миру».
Как и Ванноу, Каабийя всё ещё принадлежат к явному меньшинству, но, тем не менее, они уже не уникальны. К его коллегам относятся дипломат Джордж Дик (George Deek), который говорит, что израильские арабы могут и должны «жить как вносящее свой вклад национальное меньшинство Израиля», как это делали «евреи в Европе, которые в течение многих веков сохраняли свою религию и идентичность, но при этом вносили свой вклад в жизнь страны, в которой они жили»; то же самое можно сказать об отце Габриэле Наддафе, который с успехом поощряет своих единоверцев, арабов-христиан, служить в израильской армии, и выступал в ООН в защиту Израиля.
Утверждая, что существующее ныне израильско-палестинское статус-кво неустойчиво, как израильские левые, так и их единомышленники среди американских евреев, опираются на опасение, что продолжающийся конфликт отрицательно влияет на западную поддержку Израиля, и поэтому они убеждены, что время работает на палестинских арабов. Но, учитывая всё растущее знакомство Запада с радикальным исламизмом, улучшение статуса Израиля в других частях мира (что я отмечала в одной из моих предыдущих статей), а также нарождающееся изменение в отношении арабов к палестинской проблеме, более вероятным представляется то, что время работает на Израиль.
В долгосрочной перспективе эти тенденции могут помочь разрешить израильско-палестинский конфликт путём убеждения палестинских арабов, что Израиль отнюдь не находится на пути к исчезновению, и что самым лучшим выбором являются переговоры о подлинном мирном урегулировании. Но в любом случае, произойдёт это или нет, нет никакой причины для того, чтобы Израиль, опасаясь дипломатической изоляции, шёл на поспешные и необдуманные уступки. Как показывают нынешние зарождающиеся тенденции, Израиль может позволить себе подождать.
Перевод с английского Эдуарда Маркова.
Commentary, 8.2016