Накануне 9 ого Ава принято говорить о взаимной ненависти.
Это что, была какая-то взаимная ксенофобия? Трудно представить, что наши святые предки — вот так уж ненавидели друг друга. Ходили по улицам Святого Иерусалима и скалили друг на друга зубы?
Конечно, есть очень много эсхатологических и духовных источников этого понятия "синат хинам" (беспричинная ненависть).
Но, как говорят про комментарии к Торе, есть место не только пшату, но и "драшу". И наоборот, нельзя говорить о сложных объяснениях, не поговорив сперва о простых.
А простые примеры "синат хинам" у нас прямо перед глазами. Я говорю об отсутствии единого командования у повстанцев. Особенно известна вражда между отрядами Шимона Бар Гиоры и Иоханана А-Леви из Гуш Халав. Я даже не говорю о нападениях одних отрядов на других. Достаточен тот факт, что у повстанцев нет единого командования в войне против единого командования римлян. И это притом, что Иосиф Флавий неоднократно подчеркивает беспримерную отвагу еврейских борцов.
Но, не смогли договориться, кто будет во главе.
А что же происходило тогда с лидерами народа? Как известно, цедуким из числа иерусалимской аристократии вступили в сговор с римлянами и договаривались о сдаче города. Так в Иерусалиме было устроено инсценированное "народное вече", некий прообраз выборов в "советы". На площади города собралась толпа и какие-то крикуны прокричали имя бывшего Главного Коэна Ханана Бен Ханан. А другие подголоски подхватили: "Хотим его, хотим!" Это было" мирное" правительство действующее для подавления повстанцев.
В недавно опубликованном исследовании Хайфского университета (который трудно заподозрить в "правизне", то есть приверженности национальной идее), исследователи поставили перед собой задачу понять, как получилось, что после того как "мирное правительство" послало подкрепление повстанцам в Галилее, стали сдавать римлянам крепости одну за другой. Казалось бы, положение должно было быть противоположным. До этого галилейцы под руководством Иоханан А-Леви успешно отражали натиск римлян, а тут еще прибывает подкрепление из Иерусалима во главе с пресловутым Иосифом. Более того, очень скоро после прибытия "подкрепления" сам руководитель восстания, Иоханан бежит в Иерусалим.
Так вот, исследование приходит к неминуемому выводу: Иосиф был послан не для поддержки, а для подрыва морали повстанцев, для внушения, что сопротивление бессмысленно.
Вот вам и еще одна сторона "треугольника" вражды. Нет совсем не ксенофобия, просто у всех разные интересы и нет понимания того, что надо спасть народ как целое, а уж потом думать о идеологических разногласиях. Поразительно отсутствие духовного руководства, которое понимая ситуацию, должно было действовать на уровне общенациональной ответственности. Были великомученики, но не было лидера.
В следующей заметке я постараюсь нарисовать состояние еврейского общества после Катастрофы (разрушения Храма). Сейчас я хочу поговорить немного о современном состоянии еврейского народа. Изжили ли мы этот синдром "взаимной ненависти"?
Когда следишь за новостями, за борьбой одних политических течений против других, видишь схватки в Кнессете и злоязычие прессы, то охватывает отчаяние - ничего не изменилось!
Однако применим критерий- отсутствие или наличие единого военного руководства, по которому я проанализировал причину военного поражения в те времена.
Сегодня у нас есть армия, у которой один командир. Один Генеральный штаб. Одна полиция и служба безопасности. И одно правительство, которому подчиняются все.
Меня трудно заподозрить в симпатиях к главе правительства и даже к министрам. Еврейский народ заслуживает гораздо лучшего.
Но по примеру рабби Леви Ицхака из Бердичева я говорю: "Смотри Бог Израиля какой у тебя народ -организовались пришли из Галута не как разрозненные партизанские группы, а как единый национальный организм (со всеми его издержками). Победили врагов, на этот раз именно враги были разрознены. Мы сделали важный шаг на пути к изживанию взаимной неприязни. (и между нами говоря израильское СМИ утрирует и преувеличивает степень вражды в народе).
Бог Израиля, мы заслужили Твою помощь!
Блог р.Менделевича в ФБ 8.2016
Йосеф Менделевич - доктор истории и раввин, преподаватель ешивы «Махон Меир». В прошлом "узник Сиона", диссидент и борец за права человека в СССР.