Ася Энтова

Как по-настоящему помочь африканцам?

300 незаконных иммигрантов из Судана получили в Израиле статус постоянного жителя. Одновременно с этим 25 еврейских организаций Америки (в основном реформистского, консервативного или атеистического направления) выразили озабоченность - но вовсе не тем, что размывается еврейский характер государства, а тем, что Израиль нашел возможность выселить хотя бы некоторую часть африканских нелегалов. А вдруг бедные нелегалы пострадают и подвергнутся опасности, если вернутся из Израиля в Африку? (Напомню, что и приехали и возвращаются они не в места, признанные районами бедствия. Они уезжают от нас по согласию и за хорошие деньги).

От этого заявления, подписанного американскими евреями, нельзя банально отмахнуться, просто сказав что-то вроде: "они сошли с ума" или "легко вам советовать из-за океана" или "возьмите этих нелегалов себе".

В свое время депутат Михаэль Бен-Ари привез автобус нелегалов из Южного Тель-Авива в бассейн в Рамат-Авиве, заплатил за их билеты, но их все равно не хотели туда пускать. Этот пример показал все лицемерие так называемых "правозащитников", готовых перевалить проблему на других. Но такое обличение еще не предлагает решения.

Нельзя спорить с заявлениями такого рода ссылаясь исключительно на прагматические доводы. Когда обращаются к морали, и особенно когда мораль извращают, то и доводы в ответ тоже должны быть этическими, потому что евреи и еврейское государство действительно призваны показывать пример милосердия и справедливости, только настоящей справедливости, а не извращенной.

Так, Жаботинский, рассуждая об арабской проблеме в "Этике железной стены", говорил не о тактике и прагматизме, а именно о морали.

Так и мы должны объяснять, что настоящая помощь - это не делать африканцев мигрантами на всю оставшуюся жизнь, а стремиться к улучшению условий там, у них на родине. Ситуация, в которой самые активные, молодые, образованные и состоятельные мужчины сбегают оттуда в поисках лучшей жизни для себя лично и бросают свои семьи и свою общину - это вовсе не лучший выход ни для них, ни для оставшихся в Африке, не говоря уж о жителях южного Тель-Авива.

Лауреат скомпрометированной позднее нобелевской премии мира доктор Альберт Швейцер подал пример действенной помощи, занимаясь лечением африканцев в Габоне. Это рецепт эффективного морального действия для отдельных индивидов и групп. А вот государствам пример помощи другим странам еще предстоит выработать. И это важная задача для Израиля.

Такой пример выработать непросто. Международные фонды тратят на Африку много денег, но все проваливается как в черную дыру. Войны уничтожают инфраструктуру. Гуманитарную помощь и фонды развития в этих странах прибирают к рукам диктаторы и бюрократы, свергать их - значит вмешиваться в дела суверенных государств.

В более стабильных африканских странах некоторого успеха достигли микроссуды без обеспечения - очень небольшие суммы лично в руки тем, кто готов и в силах открыть малый бизнес.

Израиль периодически отправляет в зоны бедствия полевые госпитали и продукты, делая непропорционально много с точки зрения нашей небольшой страны. Но общая проблема далека от идеального решения.

Однако если нет пока идеального решения - это не значит, что нужно требовать от Израиля делать глупости под лозунгом "хочу все и сразу".

Отсутствие идеального решения не означает так же, что следует "замести проблему под ковер" и заткнуть критикам рот (все равно не удастся). Первая составляющая решения проблемы - правильно поставить задачу, а решение постепенно найдется.

Блог ФБ, 12.2017





    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria