Десять секретных правил об израильских СМИ
Предупреждение: теперь вплоть до предстоящего визита американского президента Трампа в нашу страну израильские "СМИ" станут бомбардировать нас бессчетными спекуляциями и "сообщениями" о существовании планов мирного урегулирования, об оказываемом на Израиль давлении и еще Бог весть о чем.
Все это ложь! У "СМИ" нет никаких подобных источников, только собственная идеологическая позиция, которую они надеются внедрить в общественное сознание. Поэтому не следует придавать значение всему этому мутному бреду. "СМИ" просто надеются сформировать желаемые результаты. Почти каждый материал, озаглавленный словами "оценка", "план", "источники", "по сообщениям" или "существуют опасения", можно с уверенностью считать их собственной выдумкой.
Ниже статья, написанная еще семь лет назад, но, к сожалению, остающаяся все так же актуальной и сегодня.
Оглядываясь на десятилетия назад, я спрашиваю себя: когда это случилось? Когда старые и честные израильские СМИ перестали существовать? Когда из зеркала они превратились в морок, из добросовестной специальности в сплошную манипуляцию? Когда в наших краях умерли принципы, на которых строится работа СМИ в приличных местах, а вместо них возникли жестокие, безобразные и злодейские законы? И когда, запутавшись в паутине бесчисленных журналистских сообществ, объединений, раздутых обсуждений, этических кодексов и жаркх, но притворных страстей, умерла нравственность?
Ниже я попробую сформулировать десять секретных правил о современной израильской прессе, пробиться через черные кружева, обволакивающие ее, рассказать вам о том, чему не научат ни в одном колледже или даже в университете: о законе сохранения энергии, законе сохранения материи, законе обратного патриотизма и еще кое о чем.
1. Закон сохранения энергии
Ни за что не сметь думать иначе. Во всех газетах и журналах, в популярных и никому не известных, в государственных средствах связи и в коммерческих каналах образ мысли всегда должен оставаться единым, словно эталонный метр. Тот, кто осмелится думать иначе, будет немедленно и с позором изгнан из стада. И, поверьте, нет ничего ужаснее информационного стада, где один цитирует другого, а тот, в свою очередь, с ним соглашается, и так до бесконечности – словно стадо баранов, громко блеющее по одним и тем же старым и заскорузлым шаблонам. Вечная и неизменная повестка дня.
Все здесь одинаково и подогнано под единый стандарт, словно в фанатичном монашеском ордене: формулировки новостей, заголовки, приглашение интервьюируемых гостей, и даже то, что решают не публиковать, то, что зрителям и слушателям знать не положено. И как вы думаете, в какую сторону сделаны искажения? Тут все, разумеется, ясно. На этот счет существует второй закон.
2. Закон политической дистанции
Политическим центром раз и навсегда объявлен левый лагерь. Остальные же – в разной степени "экстремисты". Представитель левого лагеря всегда объективен, он никогда не толкует события в соответствии со своей позицией, а политический обозреватель левых взглядов никогда не пытается скормить зрителям, слушателям или читателям свою идеологию. Нет, так поступает исключительно "другая сторона".
Это значит, что если в СМИ выступает левый, с ним следует быть приветливым, почти подобострастным, почтительно внимая его словам. "Другого" же следует с презрением прерывать.
СМИ у нас такие "социальные" - почти "марксистские", олицетворяющие при этом, разумеется, центр. Хотя, по правде сказать, большинство самых пламенных ораторов там как раз являются людьми весьма состоятельными, а потому их социализм выглядит куда как притворным.
3. Закон географической дистанции
Географическим же центром является Тель-Авив, а все остальное – периферия. С интервьюируемым из тель-авивского центра следует кокетничать, показывая, до какой степени вы поражены его очарованием. С остальными, из других мест, надо оставаться жестким, быстро прерывать и затыкать им рот, ведь очевидно, что им совершенно нечего делать в студии. Может это просто уборщики зашли? Житель израильского юга или севера может оказаться в фокусе внимания СМИ лишь в контексте, особенно жуткой уголовной драмы - быть убийцей, жертвой убийства, ну или, на крайний случай, оказаться случайным безымянным свидетелем.
Интервьюеры, разумеется, слыхали о таких местах, как Ришон или Ашдод, но забираться в эти вульгарные пределы цивилизации, появляющиеся в СМИ лишь в контексте очередной рекламы какой-нибудь "супер-мега-акции", им еще не приходилось. Что касается Иудеи и Самарии со всеми их жителями, то это, очевидно, вообще где-то на Луне.
4. Пакт о взаимной обороне
Если же кто-то из этой бранжи подвергается критике, все остальные немедленно мобилизуются на его защиту. Особенно рьяно отстаивает друг друга следующая четверка: "Гаарец", "Галей ЦАХАЛ", Десятый канал и Образовательный телеканал (далее - просто "квартет"). Взаимная оборона превращает этот "квартет" в спаянную воедино могучую силу, затеняющую даже Верховный суд, прокуратуру, остальные СМИ вместе взятые и даже старые элиты.
При этом миллионер Шелдон Эдельсон, создатель "правой" газеты "Исраэль ха-йом", обеспечивает жизнеспособность левоэкстремистской "Гаарец", поскольку для печати своего издания из всех типографий выбрал именно ту, что принадлежит Амосу Шокену – владельцу "Гаареца", вот уж ирония судьбы…
О, честная журналистика, профессиональная, служащая обществу, а не самой себе. Душа твоя сейчас в руках ангела.
Год за годом наблюдал я за разложением этой профессии, за тем, как ложь подминала ее под себя. И я не мог больше продолжать мириться с этой манипуляцией, это было слишком противно моему естеству.
Но каждая смерть - это ведь и своего рода начало чего-то нового. Старые СМИ угасают, новые возникают вместо них. Все меняется… .
5. Закон сохранения материи
Одни и те же "журналисты" стареют на наших экранах на протяжении вот уже более полувека, большинство из них – так себе, середнячки, некоторые скучны, а иные и вовсе косноязычны и невразумительны, но их право вещать с экранов - свято и непреложно. Как грустно смотреть на этих "журналистов", не способных уступить право на свой жалкий надел лишь потому, что это – его! "Журналист", обладающий фантастическим влиянием благодаря полосе в ежедневной газете и рейтинговому времени в коммерческом телеканале, с жаром и яростью будет обрушиваться на коррупцию, но при этом закроет глаза на отсутствие необходимого конкурсного отбора на должности, занимаемые им самим и его коллегами. А ведь Образовательный телеканал - даже не СМИ, а отдел в Министерстве образования. И вот два–три десятка людей обеспечивают друг другу вечные и непоколебимые позиции. И никогда не уступают и не отступают. Они просто переползают с одной синекуры на другую внутри "квартета", считая это своим правом от Бога - Dei gratia.
6. Закон дальней близости
Когда берут интервью у арабских лидеров, у тех из них, что вообще готовы давать интервью израильтянам, необходимо валяться в пыли у их ног и ни в коем случае не задавать сложных вопросов об антисемитизме, о непотизме или о коррупции. Никогда! Получаются, разумеется, не интервью, а пропагандирующие их ролики, к которым нелепо относиться серьезно. Иностранным деятелем, желательно настроенным против Израиля, например Джимми Картером, необходимо быть очарованным и, естественно, тоже и думать не сметь задавать ему трудные вопросы. Презрительный храп позволен лишь по отношению к израильским лидерам. Каждый израильский журналист хорошо помнит, что этот "никчемный министришка", не стоящий, по его журналистскому мнению, даже журналистского мизинца – фигура временная. А он, журналист, вечен.
7. Закон обратного патриотизма
Тот, кто против Израиля – важен. Тот же, кто за еврейское государство – нет. Следует выводить на передний план тех, кто действует против Израиля, а тех, кто защищает и поддерживает, надо задвигать подальше и скрывать. Если же выбора нет, его следует представлять как нечто малозначительное. Любое кудахтанье какого-нибудь ненавистника Израиля, вроде Халеда Машаля, будет часами обсасываться в самое рейтинговое время и висеть на самом видном месте в новостных сайтах.
Любая психологическая атака Насраллы будет раздута до невероятных размеров бессчетными повторениями. То же станет и с любым кряхтеньем пресс-секретаря какой-нибудь террористической группировки или очередной клоунской антиизраильской флотилии, гребущей к Газе. Именно они заполнят весь радиоэфир и экраны телевизоров во время новостных выпусков.
Что же касается патриотической информации, например, невероятных, достигших международного уровня экономических успехов Израиля, судьба подобных новостей будет совершенно иной. Их минимизируют и принизят настолько, насколько возможно. Патриотизм? Любовь к Родине? Согласно правилам израильской журналистики – это просто фашизм!
8. Закон отрицательной оценки
В продолжение предыдущего закона - приемлемый выпуск новостей обязан быть мрачным, тревожным и пугающим. По сути, он должен быть непрерывным потоком отрицательных и угнетающих сообщений. Желательно также, чтобы диктор важнейшего телевизионного выпуска новостей выглядел как бы наполовину в трауре.
По этому правилу отрицательное сообщение – интересно, а положительная новость никого не интересует. Поэтому всегда следует выискивать отрицательную сторону в каждой положительном известии. Можно даже просто выдумать какие-нибудь детали или документы. Никаких проверок делать вовсе не обязательно, все равно "журналист" ни за что и никогда отвечать не будет и перед судом не предстанет. Журналистские "олигархи", упомянутые в пятом законе, неподсудны.
9. "Предварительное изучение темы" как инструмент идеологического контроля
"Предварительное изучение темы" необходимо для правильного применения всех описанных выше законов. Перед тем, как взять интервью на радио или телевидении, "журналистка", отвечающая за "изучение темы", проникновенным голосом спрашивает будущего гостя программы, может ли она заранее задать ему несколько вопросов, провести "небольшое изучение темы". Просто в помощь ведущим. Дальше следует серия вопросов примерно на четверть часа.
Преисполненный гордости гость, конечно, воображает, что ведущие прилежно изучат его ответы. Но нет. Как правило, все куда прозаичнее. Просто система желает заранее знать, каковы его взгляды. И если они не соответствуют требуемой позиции (см. правила 2 и 3), его без всякого смущения выставят вон. Такое мнение им неинтересно и не нужно. Так СМИ превращаются в подобие реалити-шоу, в котором запускают лишь тех гостей, что соответствуют замыслу режиссера.
Профессионализм приглашенного в данном случае вообще никого не интересует. И если он в радостном возбуждении уже успел рассказать своим близким о том, что завтра его покажут по телевизору, его будет ждать горькое разочарование, когда накануне вечером ему сообщат, что "в программу внесены изменения".
Это "изучение темы" родилось на радиостанции "Галей ЦАХАЛ" в известной радиопередаче "Разговор со слушателями" для того, чтобы отбраковывать звонки справа. Там, прежде чем выпускать человека в эфир, выспрашивали его, о чем он собирается говорить. И подключали лишь в том случае, если он подходил.
Что делали наши хитрые евреи, быстро ухватившие суть проблемы? Они безжалостно обманывали продюсера, представляясь на предварительно опросе как носители левых взглядов, а в прямом эфире начинали говорить со своих настоящих позиций. Чем все закончилось? Вы, конечно же, хорошо помните – программу быстро прикрыли.
10. Предательство как путь к успеху
Если ты журналист, репортер или диктор и хочешь преуспеть, ты должен знать – лишь предательство всех принципов и ценностей, в которые ты верил, приведет тебя к успеху. Но помни – в нынешней израильской журналистике есть пять процентов "олигархов" (тех самых, из "квартета"), контролирующих по праву, уходящему в древность, государственные СМИ. Все они пожилые мужчины одной, известно какой, не терпящей ни малейших отклонений политической ориентации. Они будут получать по полторы сотни тысяч шекелей в месяц. И это не считая рекламы и лекций, которых у них в изобилии.
Но тебе, дружок, ничего из этого не перепадет.
Поэтому, если для тебя минимальная зарплата с небольшим довеском – это успех, то, как говорится, вперед и с песней! Ты точно на верном пути.
Авторизованный перевод Александра Непомнящего для 9 канала
gplanet.co.il, 5.2017
Другие статьи Гая Бехора