Ханукально-предновогодняя неделя ознаменовалась множеством интересных новостей, одна из которых буквально "оглушила" израильское общество: оказывается, как выяснила журналистка 10 канала, в религиозном секторе израильского общества вовсю практикуется многоженство. Называлась цифра – "десятки случаев в год". Причем – с ведома и полного согласия раввината и других государственных служб. А ведь полигамия в Израиле запрещена законом, и за нарушение этого закона положено наказание в 5 лет тюремного заключения! В материале 10 канала ситуация была изображена не менее как раскрытие преступной группировки, в которой замешаны главный раввин Израиля и другие высокопоставленные лица, занимающиеся чуть ли не "торговлей женщинами из-под полы лапсердака", ловлей наивных "баалот тшува" и передачей их в руки развратных раввинов-многоженцев.
Тема показалась мне интересной, и я решила разобраться в ней и донести до читателей неангажированную правду.
Что говорит закон Израиля
"Закон о наказаниях" государства Израиль, глава 8: "Брак с двумя и более партнерами", гласит: "Женатый мужчина, берущий вторую жену, и замужняя женщина, выходящая замуж за второго мужа, подлежат наказанию в 5 лет тюремного заключения". У этого закона, однако, есть исключения (п. 179 – 180): "Человек не считается нарушившим этот закон и не подлежит наказанию, если ему дано разрешение на второй брак окончательным постановлением раввинского суда, которое утверждено председателем Главного раввината". Далее следуют многочисленные подробности получения такого разрешения.
Обращают на себя внимание две вещи:
1. Получение разрешения на второй брак – сложнейшая бюрократическая процедура, абсолютно законная, но физически нереальная для людей, которые хотят "сойтись по любви", поддавшись похоти, гордыне и любым другим подобным мотивам. На эту процедуру идут люди, находящиеся в отчаянном положении, у которых нет никаких других шансов устроить свою личную жизнь: люди, супруг которых сошел с ума и нет возможности его вылечить, пропал без вести и многолетние поиски не дали результата, или семейная пара, у которой за десятки лет совместной жизни не родились дети, несмотря на медицинское вмешательство (в последнем случае большинство пар предпочитают усыновить ребенка). Именно для таких случаев и предназначена "лазейка" в законе. По свидетельству директора раввинских судов в Израиле Эли бен Даѓана, таких случаев в стране, и среди израильских граждан за пределами страны, происходит в среднем 11 в год ("десятки случаев в год" оставим на совести 10 канала).
2. Закон, очевидно дискриминационный, не дает никакой возможности взять вторую жену представителям нееврейских меньшинств. Вся процедура получения разрешения на второй брак идет через раввинат. Таким образом, у арабов, бедуинов, друзов, черкесов и других народностей, населяющих Израиль, в культурно-религиозных традициях которых полигамия не только разрешена, но и поощряется, нет законной возможности приобрести вторую жену, и все многоженцы из этих народов нарушают закон страны и должны сидеть в тюрьме. О чем 10 канал не обмолвился ни словом.
Есть еще одна категория людей, которая "выпала" из внимания 10 канала – это "ядуим бэ цибур", или сожители. Закон Израиля позволяет женатому человеку сойтись с посторонней женщиной, не разводясь с законной женой, и эта вторая сожительница (или сожитель) приобретает с точки зрения государства все права и льготы, положенные законной супруге или супругу. При этом первые супруги их не теряют. Так, примерно месяц назад одна израильская пара – женатый мужчина и его "подруга" – выиграли суд против МВД и Битуах Леуми, в результате чего женщина получила государственные выплаты и компенсации на сумму более 70 000 шек. А то, что первая жена этого мужчины все 10 лет, которые тот прожил с "подругой", считалась также замужней и на основании этого не платила взносы в "Битуах Леуми" и больничную кассу, суд во внимание не принял. То есть, фактически, закон о "ядуим бэ цибур" позволяет "морально современным" гражданам обманывать государство на миллионы шекелей в год, получая льготы и выплаты в несколько карманов одновременно. Но просвещенных журналистов это не волнует.
Как и то, что для регистрации подобных "наложниц" и "наложников" не требуется ни письменное добровольное согласие законной супруги/супруга, ни исключительная причина, ни подписи сотни раввинов – всего того, что требуется для регистрации второй жены через раввинат. А права они получают 100% как законные супруги, даже в ущерб настоящим супругам и детям от них. Так, недавно суд удовлетворил иск сожительницы умершего человека, которая требовала разрешить ей оплодотворение спермой покойного, несмотря на категорические возражения законной жены умершего (ребенок сожительницы однозначно предъявит права на наследство и будет удовлетворен, в ущерб детям от законной жены).
Не требуется согласие первой супруги и прочие "формальности" и для полигамных мусульманских браков. За неимением возможности зарегистрировать вторую и т. п. жену законно, их оформляют матерями-одиночками, и государство не интересует, что они ведут совместное хозяйство с отцом своих детей и продолжают регулярно пополнять свое "одинокое" семейство. Им положены все льготы матерей-одиночек, в том числе повышенные выплаты из Битуах Леуми на детей.
Как мы видим, государство Израиль де-факто признает полигамию и даже поощряет ее материально.
Что говорит Тора
Судя по рассказам Писания, многоженство во времена наших предков практиковалось (как до дарования Торы, так и после), но носило очень нежелательный характер (в отличие от мусульманства, в котором многоженство – достоинство, а не проблема). Наши праотцы Авраам и Яаков прибегли к многоженству вынужденно. У Моисея, выполнявшего функции царя, была только одна жена. У царя Давида было несколько жен и наложниц, и это привело к серьезным проблемам, которые подробно освещаются Писанием – вплоть до восстаний и братоубийственных войн. У царя Шломо было много жен, и они свели его в могилу в 52-летнем возрасте, успев за это время наводнить страну идолопоклонством.
В Торе есть несколько запретов, призванных минимизировать вред от многоженства. Например, запрет жениться одновременно на двух сестрах, или на женщине и ее матери. Запрет дискриминации детей от нелюбимой жены. Но однозначного запрета на многоженство как таковое нет. И это очень логично, учитывая, какая в древнем мире была смертность среди мужчин (войны, опасные торговые путешествия, тяжелый физический труд), и как опасно и тяжело было женщине остаться одной. Говоря современным языком, право женщины на законный семейный статус, защищающий ее жизнь и достоинство, было важнее ее прав как личности (примерно ту же проблему решала заповедь "ибум" – левиратный брак).
В раввинской литературе, написанной уже в более "цивилизованный" период, когда необходимость в многоженстве не стояла так остро, существует четкая дифференциация между авторами, проживавшими в христианских странах (где полигамия была запрещена), и авторами, проживавшими в мусульманских странах (где полигамия процветала). Первые многоженство запрещали ("херем рабейну Гершома"), оставляя "лазейку" для особых случаев, которой и пользуется современный израильский раввинат (собрать подписи 100 раввинов минимум из 3-х стран под разрешением взять вторую жену). Вторые – в том числе такие авторитеты, как Рамбам, рав Йосеф Каро и другие - официально разрешали полигамию, при условии, что муж в состоянии обеспечить каждую из жен всем, что положено законной еврейской жене (домом, питанием, одеждой и всеми нуждами, в том числе – супружеской близостью минимум раз в месяц). На этом основании некоторые современные сефардские раввины, в том числе рав Овадья Йосеф, призывали к отмене официального запрета на полигамию.
Из всего этого можно сделать вывод, что в современном государстве Израиль, основанном на моногамной культуре и в достаточной мере защищающем жизнь и достоинство женщин, чтобы у них не было необходимости становиться ради социальной защиты вторыми или третьими женами, полигамия должна быть как минимум порицаема, как явление, приводящее к множеству моральных проблем (каким его и представляет Тора). И закон не должен делать никаких различий в этом плане между евреями и арабами, между светскими и религиозными. Все категории населения должны воспитываться в стремлении создать качественную моногамную семью, уважающую достоинство каждого из своих членов. Но если что-то пошло наперекосяк, и нормальной семьи не получилось – глупо и бессмысленно угрожать тюрьмой людям, всего лишь пытающимся наладить свою личную жизнь. Такие семьи должны получить единый официальный статус, регулирующий их взаимоотношения с государством и его институтами, не калечить жизнь никому другому и не ложиться тяжелым бременем на плечи нормативных семей.
1.2017