Примерно 5 лет назад газета "Едиот ахронот" опубликовала результаты опроса в среде израильтян (надеюсь – только из еврейских анклавов), кто из них постится в Йом Кипур и по каким причинам. Оказалось, что 73% израильтян постятся в Йом Кипур (еще раз подчеркну, что в опросе нигде не указывалось, что учитывались только ответы галахических евреев. Если исключить отрицательные ответы лиц, которые и не должны поститься по еврейскому закону, то процент постившихся евреев окажется еще намного выше). Это удивительно, ведь религиозных евреев в Израиле гораздо меньше половины населения. Из диаграммы, опубликованной в газете, следует, что кроме почти 100% религиозного и соблюдающего традиции населения, в Йом Кипур постится почти половина светских евреев.
Среди мотивов, по которым светские постятся, были названы следующие: уважение к еврейской традиции (41%), солидарность с представителями своего народа, которые постятся (24,5%) и – интересно! – для того, чтобы исполнить заповедь (19%). Мизерный процент ответили что-то вроде: "Пост полезен для здоровья", "Хочу проверить свою выдержку" и т. п.
Что ж, такая позиция вызывает уважение. Большего и трудно ожидать от людей, которые никогда не учили Тору и имеют весьма приблизительное представление о заповедях. Поразило же меня то, что почти такие же ответы дали и религиозные респонденты, разве что процент желающих "исполнить заповедь" в этой категории был гораздо выше. Из всех опрошенных, включая "харедим", только 9% заявили, что "согласны со всеми ответами или их мотив не подходит ни под одну из указанных категорий". А ведь настоящая причина поста в Йом Кипур в опросе не фигурировала!
В "Книге Йоны", которую мы читаем в Йом Кипур, есть интересная деталь, которую многие не замечают. Когда пророк пришел в Нинве (Ниневию) и заявил, что Всевышний намерен через 40 дней "перевернуть город", погрязший в грехах, жители Нинве перепугались: объявили всеобщий пост, облачились во власяницы, стали громко молить о прощении и раскаялись в грехах, постаравшись их исправить. И дальше сказано: "И увидел Всевышний их дела – то, что они оставили свое дурное поведение, и отменил Всевышний то бедствие, которое собирался на них обрушить...". Не "увидел пост и власяницы", и даже не "услышал молитвы", а – увидел, как они исправляют свои поступки! Все, что предшествовало исправлению поступков – пост, молитвы и так далее – было лишь прелюдией, к сожалению необходимой для таких материальных существ, как люди; но эта "прелюдия" без основного элемента раскаяния – исправления своего поведения – бессмысленная шелуха, декорация без постановки.
Слово "тшува", которое обычно переводят как "раскаяние" или, на основании современного значения корня – "возвращение" (к Б-гу), на самом деле означает буквально – "изменение направления движения", "поворот" (от древнего танахического слова "лашув" – поворачиваться, вертеться; отказываться от прежнего направления). Йом Кипур – это особый день в году, когда на нас возложена задача остановиться и проанализировать, в каком направлении мы движемся, и если обнаружится необходимость – изменить направление. Для того, чтобы нам проще было это сделать, чтобы мы были свободны для этой духовной работы, в этот день установлен пост и запрещено работать, как в субботу. Но это – не день отдыха и не день самоистязания. Это день самоанализа и работы над характером, выявления отрицательных моментов в своем повседневном поведении, в отношении к людям, в ведении дел. День принятия на себя ответственности за свои поступки и отказа от "оправдательных аргументов" типа "все так делают", "в наше время по-другому невозможно" и пр. Мы с Всевышним, с Правдой – один на один в этот день.
Конечно, для того, чтобы полноценно исправить свое поведение, нужно знать, что Тора от нас требует. Ведь мы можем даже не подозревать, что задержка оплаты работнику даже на один день – это разновидность грабежа, а соседской девочке, которая делает нам "бебиситор", мы уже задолжали за несколько недель! Или то, что "перемывание косточек" Саре Нетаниягу ничем не лучше, чем злобная сплетня о соседке по лестничной клетке. Сколько людей лишил дневного заработка инвалид, протестующий против низкого пособия инвалидам посреди шоссе Аялон? На каком основании он решил, что его права важнее, чем их? Сколько людей вот уже несколько месяцев начинают рабочую неделю с головной боли и бессонной ночи из-за "борца с коррупцией", митингующего на исходе субботы возле дома Авихая Мандельблита? А ведь исправить проступок, которым мы навредили другому человеку, тем более – массам людей, практически невозможно!
Да, мы просим прощения. Просим прощения потому, что осознаем, что многие наши грехи уже не подлежат исправлению. Невозможно "вернуть назад" публичное оскорбление, вред здоровью (чужому и собственному), испорченное настроение, "убитое" время. Но есть вещи, которые можно и нужно "повернуть вспять". Обязательно нужно отдать все долги, даже копеешные, вернуть "забытые" у себя чужие книги и пр. Нужно помириться с людьми, с которыми поссорился из-за пустяков, а если ссора имеет серьезную причину – разобраться объективно, кто прав. Нужно "взглянуть со стороны" на свое поведение в семье и исправить отношения с близкими. Нужно вспомнить, не грабим ли мы работодателя, торча в "Фейсбуке" на рабочем месте при почасовой оплате труда.
Нужно... Кому нужно? Всевышнему? Главному раввинату? Нет, господа. Нужно – исключительно нам самим. Заповеди даны нам не для того, чтобы над нами поиздеваться, и не потому, что кто-то на Небесах имеет от них какую-то пользу. Они даны нам потому, что с их помощью мы можем построить такое общество, в котором нам будет приятно жить.
Пост в Йом Кипур обязателен для каждого еврея, который по состоянию здоровья может поститься. Но он – не цель, а средство. А цель – сделать нас как личность, как общество лучше. А для того, кто считает пост и посещение синагоги (и даже – страх перед наказанием Свыше) квинтэссенцией этого дня, Йом Кипур – не более, чем "разгрузочный день".
Легкого поста, и плодотворной внутренней работы!
"Новости недели", 9.2017