В ночь с субботы на воскресенье, 29 октября, Израиль переводит часы на один час назад, в соответствии с так называемым "зимним временем". Для тех, кто вечно путает, когда часы нужно переводить на час назад, а когда на час вперед, израильтяне придумали подсказку на иврите: "Хорев – ахора, каиц – кадима" ("зима – назад, лето – вперед").
Многие в Израиле переходом на зимнее время возмущаются, забывая о том, что как раз зимнее время, которое у нас действует только 4,5 месяца в году, и является "настоящим". Что значит "настоящим"? Имеется в виду – определяемым положением места относительно Гринвичского меридиана. Переводя часы на "летнее время", мы как бы искусственно сдвигаемся в другой часовой пояс. На самом деле, учитывая, что сам Гринвичский меридиан – чистейшая условность, и что экономические и прочие связи страны развивают не по принципу нахождения в одном часовом поясе, а по совершенно другим критериям, никакого объективного значения это не имеет.
Кто и когда придумал "летнее" время?
Началось все в конце 18 века, когда Бенджамин Франклин, будучи американским посланником во Франции, заметил, что в летнее время парижане встают гораздо позже рассвета, теряя драгоценные часы светового дня и будучи вынужденными вечером жечь свечи, чтобы доделать свои дела. Отец Франклина был владельцем свечного завода, и юношей Бенджамин помогал ему в бизнесе и хорошо знал, сколько денег его современники тратят на свечи. Франклин опубликовал анонимное письмо, где в шуточной форме объяснял, что с 20 марта по 20 сентября можно обойтись без свечей вообще, если вставать на рассвете. Это сэкономит половину свечей в году, а в деньгах – 96 миллионов ливров на 100 тысяч семей. Так как часы в те времена были далеко не у каждого гражданина, Франклин предлагал будить город на рассвете пальбой из пушек или церковными колоколами.
То, что идея о более эффективном использовании светового дня возникла именно в конце 18 века, не случайно. Это время было предвестником эпохи индустриализации, которая началась бы в передовых странах гораздо раньше, если бы не войны с Наполеоном. Индустриализация "висела в воздухе"; именно в это время был изобретен электрический телеграф, давший возможность связать страны и континенты, что, в свою очередь, подтолкнуло развитие промышленности. Однако прошло еще 100 лет, пока промышленность передовых стран стала настолько доминировать в экономике над сельским хозяйством (всегда ориентированным на природный световой день), что стало уместно начать разговор о введении в этих странах "летнего времени".
Как это часто бывает, поводом для введения инновации стала война – Первая мировая. Германия, испытывающая острую нехватку угля, и вслед за ней ее союзники с 1916 года ввели "летнее" время, позволяющее экономить топливо. Вскоре их примеру последовали Великобритания и некоторые другие европейские страны, в следующем году – Россия и еще несколько стран, а в 1918 г. – США. По окончании войны некоторые страны отменили "летнее" время, снова ввели после начала Второй мировой войны и отменили по ее окончании. В 70-80-е годы идея снова приобрела популярность, и стала терять ее к концу столетия.
Ситуация в Израиле
Чем ближе к экватору, тем менее релевантно переводить часы два раза в год, потому что разница между длительностью дня и ночи и ее сезонные изменения не так уж велики, а путаницы и проблем это создает много.
"Летнее" время было введено в Израиле ввиду того, что оно нам гораздо больше подходит, чем "гринвичский" стандарт. Позволяет более эффективно использовать световой день. По этой причине его и держат почти две трети года. Но с наступлением периода дождей все-таки переводят назад. Раньше это мотивировали экономией электричества на освещение; в последнее время этот аргумент все больше подвергается сомнению, но выдвигаются новые аргументы – в частности, обеспечение безопасности на дорогах в утренние часы, когда люди спешат на работу. Статистических данных по нашей стране в этом вопросе нет (насколько мне известно), и трудно сказать, не "компенсируется" ли предотвращение утренних ДТП ростом преступности в более длинные зимние вечера, ростом случаев душевных расстройств из-за темноты, ухудшением состояния хронических больных из-за нарушения ритма жизни и пр.
А что, если сохранить в Израиле "летнее время" в качестве постоянного? Мы выиграем зимой лишний час дневного освещения после конца рабочего дня, когда так хочется "пройтись по магазинам" или погулять с детьми. Возможно, от этого пострадает наш кошелек, но плюсы несомненны: хорошее настроение, дополнительный час на свежем воздухе, укрепление семейных связей. Да и экономика страны выиграет от более интенсивного "шопинга", в том числе туристического.
А как же дополнительный час темноты утром?
Если взять за основу "летнее" время, то в середине зимы рассвет наступит в Израиле примерно в 7.30. Так ли это страшно в 21-м веке?
- Если в 20-м веке львиная доля трудящихся работали на заводах, где смена начинается обычно в 7 утра, то в 21-м веке львиная доля трудящихся работают в офисах, где рабочий день начинается обычно в 9 утра. Тем более это касается Израиля – страны высоких технологий и высокой стоимости рабочей силы, которая делает нерентабельными трудоемкие производства. Еще одна очень значительная категория населения – учащиеся и работники сферы образования – начинают свой трудовой день в 8.15, при этом они проживают, как правило, рядом с учебным заведением и не тратят на дорогу более 15-20 минут. И те, и другие будут вставать практически с рассветом даже в середине зимы, если сохранить летнее время. Что же касается заводов, то в наше время, когда простой оборудования и остановка производственных линий наносят огромные убытки, почти все предприятия работают круглосуточно (в 3 смены), так что нет никакой объективной причины начинать утреннюю смену именно в 7, а не, скажем, в 8.30, сдвинув соответственно остальные.
- Если в 20-м веке на большинстве рабочих мест пользовались для освещения окнами, то в 21-м веке большинство людей пользуется весь рабочий день искусственным освещением, независимо от того, темно на улице или светло. Так что дополнительный световой час никакой экономии не дает. А вот дома, после работы, люди с удовольствием воспользовались бы дневным светом, но увы – с переходом на зимнее время это становится невозможно: в 5 вечера (когда они приходят с работы) уже темно. И отопление работает дольше и интенсивнее в темные зимние вечера.
Решение, предлагаемое Торой
Интересно, что решение проблемы сезонного изменения длительности светового дня предложила еврейская традиция за тысячи лет до Франклина. Тора не предлагает переводить часы, а вводит понятие "изменяемого часа", применяемого в некоторых сферах жизни и деятельности, в которых важна привязка к определенному времени суток. Например, в порядке молитв и жертвоприношений, подготовке к субботе и праздникам, выполнении некоторых заповедей (тфилин, чтение "Шма...") и т. п.
По теории "изменяемого часа", темное и светлое время суток всегда делятся на 12 одинаковых отрезков – часов, но длительность одного часа изменяется в зависимости от сезона. Так, час светового дня летом будет больше 60-ти минут, а зимой – меньше. То есть, зимний день "сжимается", а летний "растягивается", но в обоих случаях световой день используется по максимуму.
Идея "изменяемого часа" использовалась не только евреями. Известно о ее применении в древнем Риме в эпоху античности, а в средние века ее подхватили мусульмане и использовали для определения времени своих пяти молитв (и пользуются до сих пор). Такая же система времени использовалась с древних времен японцами; только в 1873 г. они перешли на привычную нам систему равных часов. В Земле Израиля, под властью турок, система "изменяемых часов" действовала до начала 20 века, получив в мире название "часов Земли Израиля".
В аграрном древнем обществе принцип "изменяемых часов" как нельзя лучше соответствовал социо-экономическим потребностям населения. Зимой гораздо меньше сельскохозяйственных работ, чем летом, и "сжатого" зимнего дня для них достаточно. Кроме того, в холодное время года человеку предпочтительнее дольше спать и больше находиться дома. В современном глобальном обществе использование изменяемых часов во всех сферах жизни пока не представляется возможным. Но есть одна область, в которой применение принципа "изменяемого часа" и в наше время было бы весьма полезным. Эта область – система образования.
Если вместо того, чтобы переводить для всего населения часы на зимнее время, правительство уменьшит учебный час на зимние месяцы с 45 минут до 40, сдвинув начало уроков в школах на полчаса позже при сохранении времени окончания уроков, то этим шагом будут достигнуты две цели, имеющие важнейшее значение для израильской экономики и общества:
1. Будет уменьшена учебная нагрузка на детей в зимний период, когда они ослаблены и подвержены сезонным болезням. Это приведет к снижению заболеваемости детей и высвобождению тысяч рабочих человеко-часов их родителей. Дети школьного возраста получат дополнительные полчаса утреннего сна без того, чтобы у них сбился режим вечернего отхода ко сну, критически важный для нормального самочувствия ребенка. А вернуться к обычному "летнему" режиму можно будет после пасхальных каникул, когда дети придут в школу отдохнувшими и окрепшими.
2. Высвобожденные таким образом учебные часы (совокупное время, на которое уменьшились уроки в течение зимы) должны составить порядка двух учебных недель. Эти две недели добавятся к учебному году в конце, существенно уменьшив летние каникулы – "бич" израильской экономики и правопорядка. Учебный год в школах станет заканчиваться почти одновременно с учебным годом в детских садах, что даст родителям возможность спланировать летний детский отдых. При этом общая годовая нагрузка учителей не увеличится совершенно (за работу в дополнительные дни можно премировать учителей денежным подарком, который будет весьма кстати перед отпуском).
Так древнее понятие "изменяемого часа" вместо устаревшего перевода часов поможет нам построить более здоровое, позитивное и экономически сильное общество.
"Новости недели", 11.2017