Начну, пожалуй, с вопросов.
Почему арабский мир не прилагает возможные усилия, чтобы освободить «Фалестин» от евреев и передать его палестинским арабам?
Почему арабский мир, который в своем большинстве не признает права Израиля на существование, продолжает поддерживать деловые отношения с Египтом и Иорданией, заключившими договоры с Израилем? Почему они не бойкотируют эти два государства (лишь короткий период продолжался бойкот Каира, когда Арабская Лига исключила Египет из своих членов)?
Почему арабский мир за 44 года (с 1973 года) так и не провозгласил глобальную войну против Израиля?
Почему иракцы изгнали палестинцев из Ирака после свержения Саддама Хуссейна в 2003 году?
Почему египетский режим преследует палестинцев Газы? Что это — политическая война против Хамаса? Или причина лежит в более глубоких пластах?
Почему все без исключения стороны, воюющие друг против друга в Сирии — Асад, Хизбалла, повстанцы, Исламское Государство — с особой жестокостью относятся к палестинцам, живущим в лагерях беженцев в Сирии?
Почему арабские государства продолжают держать палестинцев в лагерях беженцев?
Почему вот уже более 68 лет арабские страны (за исключением Иордании) не дают гражданство палестинским беженцам, живущим на их территории?
И это — лишь некая часть вопросов, поднимающих проблему особой антипатии арабских стран к так называемым «палестинцам». Несмотря на постоянно повторяющуюся мантру об «арабском единстве» и «арабской солидарности».
Единственное объяснение, которое отвечает на эти вопросы, кроется в глубинных негативных чувствах, которые остальные арабы испытывают к палестинцам. Просто никто не хочет говорить о них вслух.
Истоки таких чувств — прежде всего, в том, что, по мнению арабов мира, палестинцы сами виноваты в своих страданиях. Даже до 1948 года (когда Израиль объявил о создании еврейского государства), они уже проиграли войну против сионистов. Потому что были разрознены, не организованы, и потому что многие из них не участвовали в этой войне, а некоторые — сотрудничали с сионистами.
Осуждает арабский мир палестинцев и за то, что они продавали землю евреям не только до 1948 года, но и потом — после провозглашения Израиля, включая земли в Иудее и Самарии после того, как Израиль ее «оккупировал» в результате Шестидневной войны 1967 года.
Получив от продажи миллиарды долларов, они вывезли эти деньги из страны и открыли солидные счета в швейцарских банках. А теперь — ожидают, когда же арабский мир освободит их земли, якобы украденные у них евреями.
Особенно это заметно по Иерусалиму, где арабы продавали евреям землю, дома и квартиры, а теперь протестуют против засилья евреев в этом городе.
Мощным раздражителем для арабского мира стал в свое время Арафат. В 1990-м году палестинцы поддержали вторжение Ирака в Кувейт, что повлекло за собой изгнание тысяч палестинских рабочих из нефтяной промышленности Кувейта, и все без исключения знали причину произошедшего.
Многие арабы также понимали, почему Арафат всегда одет в военную форму: в этой форме было достаточно карманов, куда могли поместиться многочисленные записи о том, кому он раздавал миллионы долларов — деньги, предназначенные для оказания помощи.
Когда Арафат умер, многие из этих людей, как по мановению волшебной палочки — в одну минуту стали миллионерами. И никто не имел ни малейшего понятия, сколько денег на самом деле Арафат дал каждому из них.
Третья причина негативного отношения к палестинцам со стороны арабского мира — в том, что палестинцы зарабатывали огромные суммы денег, работая на строительстве еврейских городов и поселений — начиная с 1948 года, внутри «зеленой черты», а после Шестидневной войны 1967 года на так называемых «оккупированных» территориях. Евреи брали палестинских арабов на работу во все отрасли промышленности и строительства, и те буквально «строили» государство Израиль, покупая еврейские товары и помогая расширить израильское экономическое присутствие на «оккупированных» территориях.
Арабские страны совсем не восторге от того, что, начиная с 1948 года, UNRWA (Ближневосточное агентство ООН, осуществляющее помощь «палестинским беженцам»), щедро финансировала «палестинских беженцев». Они получали гораздо больше денег, чем получают сегодня другие арабские беженцы в арабском мире, включая беженцев из Сирии, Судана, Иордании, Ирака и Турции, вместе взятых. И это — четвертая причина, обуславливающая негативное отношение арабского мира к палестинцам.
Многие арабы считают, что палестинцы используют все возможные средства вымогательства, в том числе — играя на человеческих чувствах. Им дают огромные суммы, что уменьшает ресурсы финансовых источников, из которых должна поступать помощь реальным беженцам (например — из Сирии и Ирака), которые отчаянно нуждаются в помощи ООН.
Когда началась «арабская весна» (2011 г.), и были сброшены режимы Мубарака в Египте, Каддафи в Ливии, Салеха в Йемене, а режим Асада оказался в серьезной опасности, многие арабы ожидали, что палестинцы воспользуются этими событиями и поднимут восстание против израильской «оккупации». Но этого не произошло (пятая причина). Палестинцы, лузгая семечки перед телевизорами, безмятежно наблюдали, как их братья-арабы выходят на улицы городов, протестуя против своих режимов.
Многие в арабских странах недоумевали: «Чего ждут эти палестинцы? Чтобы Израиль стал еще сильнее? Чтобы арабский мир стал еще слабее и разобщеннее?
И что самое главное — арабский мир понимает, что палестинцы предпочитают оставаться под израильской «оккупацией», потому что они слишком много от этого выигрывают, особенно — экономически.
И в заключение отмечу, что имидж «палестинцев» в арабских средствах массовой информации упал до беспрецедентно низкого уровня. Сегодня в мире нет ни одной арабской страны, которая была бы готова рисковать собой, воюя за них. И нас не удивит, если в ближайшем будущем другие арабские страны, например Марокко, Тунис, Арабские Эмираты — признают Израиль. Независимо от того, будет или не будет подписано соглашение между Израилем и палестинцами.
Arutz sheva, 06.2017
Доктор Мордехай Кедар является старшим преподавателем кафедры арабского языка в университете Бар-Илан. Он служил в военной разведке АОИ на протяжении 25 лет, специализируясь по арабскому политическому дискурсу, арабским средствам массовой информации, исламским группировкам и внутренней политике Сирии. Научный сотрудник Центра стратегических исследований. Он хорошо знаком с текущей деятельностью арабских СМИ; у него часто берут интервью различные новостные программы в Израиле.