Большинство евреев в Израиле естественным образом выбирают ортодоксальный подход, и это больше всего злит фанатиков из светских.
1. На выпускном вечере в детском саду моего сына пели песню "Йя лейль". Там были две нервирующие строчки о танцовщице живота и ляжках. Я колебался инициировать ли массовый истеричный кемпейн протеста против секуляризации религиозного образования. Ведь так отреагировали ультрасветские на стих из Торы в классе или строчку из Гемары в учебнике, или услышав песню "Маленькие подарки” на вечере в детском саду, потому что там есть несколько слов из Кидуша. В итоге, разумеется, я решил ничего не делать. Почему? Потому что в религиозном детском саду не все родители и персонал думают одинаково, а это чудесный детский сад, с отличными воспитательницами, и можно подумать что уж случилось.
2. В итоге, возможно, еще более базовое разделение между религиозными и светскими - это разделение между теми, кто скажут "ладно" и пойдут дальше, и теми, что нет. Нетурей карта и нетурей Марца (стражи Мерец) - это в конечном итоге удивительно похожие люди.
3. Государство Израиль страдает от секулярной радикализации. Наше общественное пространство гораздо более светское, чем когда бы то ни было, с множеством торговых центров и кинотеатров, работающих в субботу, с магазинами, торгующими свининой, с телепередачами в прайм-тайм, которые 10 лет назад не транслировались бы и в полночь. Но фанатикам из светских этого недостаточно. Пока мы не подровняемся под их идеологию, мы в их глазах - Иран.
4. В общем надо предоставить директорам школ широкий свободный выбор учебных программ и надо дать родителям широкий свободный выбор школ для их детей. Как говорили наши мудрецы: "Кин'ат софрим тарбе хохма" (конкуренция между мудрецами умножит мудрость). В такой свободной системе никто не сможет жаловаться на "религиозное засилье" в его школе. Плохо тебе? Это учебная программа, которую выбрала эта школа, ты можешь перейти в соседнее учебное заведение.
5. В преподавании еврейской традиции в государственных (светских) школах у директоров уже есть большая свобода выбора. Авишай Гринцвайг вскрыл в газете "Бе-шева", что несмотря на предпочтительное отношение к реформистским и прочим "новым" организациям в бюджете минпроса, 97,5% светских директоров выбрали деятельность, предложенную ортодоксальными религиозными организациями.
6. Последовательным образом светские в Израиле выбирают ортодоксальный религиозный подход там, где у них есть свобода выбора. В моем городе Модиине есть на кладбище участок для нерелигиозного погребения, и почти никто не похоронен там. Возле Котеля в Иерусалиме есть площадка для реформистов, и она почти всегда пустая.
7. Но несмотря на это, я понимаю, что, с точки зрения системы, не идеально, чтобы религиозные учителя обучали иудаизму нерелигиозных детей. В самом деле есть различие в мировоззрении.
8. С другой стороны, не идально, чтобы учителя-атеисты обучали иудаизму верующих детей. Разница в мировоззрении еще бОльшая. Согласно объемному исследованию института Гутмана, 80% евреев в Израиле верят в Бога, включая подавляющее большинство нерелигиозных. Не только атеисты, но и реформисты находятся очень далеко от мира идейных ценностей и веры большинства израильских евреев. Похоже, что кемпейн fake news о "религиозном засилье" предназначен, в основном, чтобы насильно внедрить в школы чужую вызывающую идеологию.
9. Большинство светских в Израиле видят себя на ортодоксальной шкале. Треть израильских евреев определяют себя традиционалистами. И многие из тех, кто не называют себя так, живут традиционной жизнью. Когда-то традиционалист было синонимом сефарда, но в последние годы я вижу все больше традиционалистов-ашкеназов. Хорошо бы подготовить традиционных учителей иудаизма в государственных (светских) школах. Проблема в том, что традиционалисты - это ускользающее определение: если попытаться подготовить соответствующих учителей и обучать по соответствующей программе, это может превратиться в жесткую идеологию, что, в сущности, противоположность нынешних традиционалистов. Пока свобода выбора для директоров и родителей - это самый лучший путь: они уж найдут учителей, подходящих для их детей.
10. В лживом кемпейне о "религиозном засилье" есть двойная опасность: он вызывает истерию у светских и высокомерие у религиозных. И то, и другое неоправданно. Надо признать правду: "вязаные кипы" - не огромная община, со средним политическим представительством и ограниченным влиянием. Удачные обстоятельства и политические способности Беннета и Шакед принесли нам в эту каденцию два важных портфеля в правительстве - образования и юстиции. Но даже в этих сферах наше влияние ограниченно. не стоит раздувать пузырь вымышленного успеха религиозного сионизма, потому что в итоге пузыри лопаются.
11. Стоит напомнить, что портфель юстиции находится именно у женщины-традиционалистски, представляющей религиозный сионизм. Айелет Шакед делает отличную работу, а также демонстрирует идейные стойкость и иммунитет, вызывающие восхищение. Это почти единственный случай плодотворного сотрудничества между национально-религиозными и традиционалистами, и посмотрите сколько хорошего вышло из этого.
12. Не надо превращать светских в религиозных; большинство из них религиозны и так. Если забросим синтетическое слово "религиолизация", то можно сказать на простом иврите: они евреи, любящие свой народ, свою страну, Всевышнего и Традицию. И, похоже, что это злит борцов с "религиозным засильем" больше всего.
Перевел Моше Борухович, МАОФ
"Макор ришон" , 08.2017