Авиталь Эзер

Кдумим. История терактов

Убийство рава Разиэля Шеваха из Хават Гильад, которое оставило его семью, жену Яэль и шесть детей, сиротами и обезглавило молодое поселение в Шомроне, невозможно пережить и невозможно переварить. Событие снова отбросило нас в прошлое ко всем другим терактам, которые происходили на этом маленьком пятачке в радиусе 10 км от Кдумима.

Кдумим

Наш поселок Кдумим был основан в Хануку 1975 года и стал первым еврейским поселком Шомрона, основанным после Шестидневной войны. Его основание было компромиссом с армией и правительством после семи попыток поселенцев закрепиться в районе Шхема. Поселок рос и развивался. В День Независимости 1977 пришедший к власти Менахем Бегин провозгласил с трибуны в Кдумим, который тогда еще носил название Элон-Море: «Будет еще много Элоней-Море!». И действительно, несмотря на все трудности, на отсутствие ресурсов, вокруг Кдумим один за другим возникали поселки Карней-Шомон, Шавей-Шомрон, Маале-Шомрон, Элон-Море и многие другие. Для многих новых поселений Кдумим стал центральным местом, откуда выходили ядра новых поселений или откуда они получали поддержку и помощь. Помню, как уже в мою бытность в Кдумим, мы отстаивали право обосноваться на земле жителей будущего поселка Ревава, где теперь живет моя старшая дочь с пятью детьми. Или как под покровом ночи мы перевозили первые караваны в поселок Цуфим, где теперь живет со своей семьей моя третья дочь. Ядро будущего Цуфима вышло из нашего Северного Кдумима, Кдумим Цафон, так что эти молодые семьи были нашими соседями до тех пор, пока не переехали на свое постоянное место. Многие места в окрестностях Кдумим переросли свой «материнский поселок», обзавелись торговыми центрами, общественными зданиями и службами. Мы в Кдумим так долго гордились тем, что у нас не было ни одного теракта целых 25 лет.

19.10.2000 - трагедия на горе Эйваль, обстрел экскурсии и гибель рава Херлинга

И вот грянул 2000 год, весь мир ждал конца света, обвала компьютерной сети и других ужасов, но для нас ужас наступил осенью, когда в холь ха-моэд Суккот группа туристов, среди которых были жители нашего поселка, отправилась на экскурсию к жертвеннику Иегошуа бин-Нуна на горе Эйваль. Группа была обстреляна снайперами из находящегося под горой палестинского лагеря беженцев. Погиб житель Кдумим, большой праведник, рав Биньямин Херлинг, несколько человек были ранены, а армия долгое время не могла их эвакуировать. В произошедшей трагедии обвинили адвоката и бывшего военного Нехемию Перельмана, тоже жителя Кдумим, который регулярно проводил экскурсии на гору Эйваль и мечтал создать там туристский центр. Через 11 лет Нехемия был полностью оправдан, но эти годы не прошли для него даром, он тяжело заболел и умер через несколько месяцев после оправдания.

29.05.2001 – убийство Гильада Зара, офицера ЦАХАЛа и главы службы безопасности районного совета Шомрона 

Отца Гильада, Моше Зара, мы все хорошо знаем. Это его дом, построенный в арабском стиле, возвышается на горе по дороге из Карней-Шомрон в Кдумим. Я сама неоднократно привозила группы к нему домой, где он рассказывал о своей жизни, об участии в еврейском подполье, о проекте по покупке арабских земель в Иудее и Самарии, о своем опыте работы с арабами… Гильад, старший 41-летний сын Моше и Яэли Зар жил в поселке Итамар, был отцом 8 детей, отвечал за безопасность поселков районного совета. Незадолго до трагедии он был ранен и только начал выздоравливать. В тот день Зар патрулировал дорогу, соединяющую перекресток Джит с 60 шоссе, центральной дорогой Шомрона, идущей по вершине хребта Шомронских гор. Именно там и расположено большинство маленьких поселений, объединенных в единый районный совет Шомрона. Большие поселки выросли и выделились из районного совета в самостоятельные местные советы - Кдумим, Карней-Шомрон.

«Квиш Даниэла»

Это шоссе на карте имеет номер 60, но реально является объездным участком 60-ой магистрали, проложенным после соглашений в Осло и закрытия Шхема для проезда израильтян. Эта дорога имеет огромное значение для маленьких поселков центрального Шомрона, потому что приблизила их к приморскому шоссе и Кдумиму. Раньше из Элон-Море, Брахи, Итамара и Ицхара можно было проехать только до перекрестка Тапуах, а оттуда к Иерусалиму или по Транссамарийскому шоссе в сторону Тель-Авива. Девочки, учившиеся в центральной ульпене Шомрона в Кдумим (если кто не знает, это районный тихон для девочек) добирались школьной развозкой больше часа в каждый конец. Они приезжали уставшие, невыспавшиеся и совсем не готовые к занятиям. После прокладки объездного участка шоссе, дорога стала занимать 15 минут. Строительство дороги не проходило гладко. Одновременно были спроектированы участки 557 шоссе Нетания-цомет Джит и 60 шоссе цомет Джит-Ицхар с выходом на основной участок 60 дороги. Кусок 557 дороги, которую видно из окна моего дома и по которой мы ездим в Нетанию, построили довольно быстро. А вот строительство участка 60 дороги в сторону центрального хребта и Шхема застопорилось. Протестовали арабы из соседних с дорогой деревень. Оказывалось, что нет трактористов, готовых работать в опасных местах. Помогла железная воля Даниэлы Вайс, которая тогда была главой местного совета Кдумим. Она нашла людей, готовых асфальтировать эту дорогу, нашла средства. На некоторое время все отделы местного совета переехали на место стройки, в День Независимости были организованы пешеходные экскурсии с двух сторон шоссе. Группы встречались в самом проблематичном месте посередине шоссе, где их ждали напитки, еда, увеселения и киоски с товарами местных умельцев. Я сама стояла с продукцией рукодельниц клуба пенсионеров. И дорога была открыта! В народе ее называют «квиш Даниэла».

Хават Гильад

На этой дороге был застрелен Гильад Зар. Недалеко от места убийства находился участок земли, ранее приобретенный Моше Заром. Сидя шива по своему сыну, Моше провозгласил, что на террор можно ответить только строительством и что будут созданы семь поселений, носящих имя Гильада. Одним из них стал Хават Гильад, где поселился со своей семьей младший брат Гильада, Итай Зар. Другим – Рамат Гильад, на горе рядом с домом Моше Зара, где поселилась сестра Гильада, Михаль Шохам, со своей семьей. Оба поселения считаются незаконным форпостами и регулярно возникает вопрос об их сносе.

Цомет Джит

Это очень важный перекресток дорог в прошлом и настоящем. Через него проходил путь от Средиземноморского побережья к Шхему и центральному хребту Шомрона. Арабская деревня Джит, которая сегодня находится внутри районов Кдумима, сохранила старое еврейское название времени Танаха. Джит – это гат, место отжима винограда и производства вина в древности. Эта деревня упоминается на глиняных черепках, остраконах, найденных при раскопках древнего города Шомрона, столицы Северного царства. Когда-то она была еврейской деревней, которая платила налоги и посылала продукты израильскому царю. Сейчас от перекрестка Джит расходятся несколько дорог: одна – в Шхем, одна – в Нетанию, одна – в Кдумим и дальше в сторону Кфар-Сабы, и объездная дорога, на которой произошел теракт.

16.02.2002 – взрыв террориста-смертника в пиццерии торгового центра в Карней-Шомрон

В Карней-Шомрон уже появился свой торговый центр с магазинами и кафе. Там можно было встретиться и посидеть вечером. Девочки назначили встречу в пиццерии, чтобы отметить день рождения своей подруги. Они пришли с разноцветными шариками и подарками. Взрыв террориста нарушил эту мирную картину. В торговом центре было много других людей. От взрыва начался пожар, люди бежали в панике, около 30 человек были ранены. Среди убитых – 15-летняя Керен Шацки, дочь учительницы английского языка из ульпены в Кдумим и еще двое подростков.

28.03.2002 гибель семьи Гавиш в Элон-Море

Элон-Море не относится к нашем урегиону (помните, не дальше 10 км от Кдумим), но как можно не написать об этом теракте, когда Давид Гавиш одно время был завучем нашей ульпены, Авраам Гавиш был женат на дочери Даниэлы Вайс Нааме и жил в Кдумим, а его сестра Лея, которая пряталась в платяном шкафу во время теракта, была подругой и одноклассницей моей дочери.

Дело было в последний день праздника Песах, когда вся семья – 4 поколения – собрались в доме Рахели и Давида Гавиш в Элон-Море. Праздник закончился, все уже собирались разъезжаться по домам. Родители вышли на улицу возле дома и были застрелены террористом, который смог перебраться через забор поселка и подойти к их дому. После этого террорист ворвался в дом. Авраам, офицер ЦАХАЛа имел оружие, но оно было на втором этаже дома. До второго этажа он дойти не успел, в это же время погиб дедушка, Ицхак Каннер, который приехал в гости на праздник из Петах-Тиквы. Наама с маленькой дочкой пряталась под накрытой скатертью столом в гостиной и зажимала ребенку рот, чтобы он не издал ни звука. Ситуация напоминает истории времен Катастрофы. Младшие брат и сестра были на втором этаже дома, они прятались в шкафу и оттуда Лея звонила нам по телефону. Оттуда же вызвали подмогу, и террорист был устранен.

30.03.2006 – взрыв террориста-смертника на въезде в Кдумим

В этот вечер я была на концерте памяти композитора Аарона Гурова в Тель-Авиве. А.Гуров трагически погиб в 2002 году от пуль арабских террористов в Иудее, между Ткоа и Нокдим. Как всегда, машина была полна «безлошадных» соседей, которые поехали со мной на концерт. Уже на подъезде к Кфар-Сабе нас остановили друзья одной из моих дочерей и сообщили, что дорога домой перекрыта и в Кдумим произошло что-то ужасное. Имен пока не сообщают. Мы ждали и гадали: кто, кто, кто? Это оказался равшац поселка (раказ битахон, ответственный за безопасность), его жена и двое тремпистов.

Рафи Халеви родился в Израиле, учился, служил в армии, воевал, занимался сельским хозяйством. Илана молодой девушкой репатриировалась в Израиль из Бразилии. У них осталось четверо детей. Они переехали в Кдумим в 1990 году. Она работала учительницей в группе продленного дня, он стал отвечать за безопасность и разъезжал по окрестностям на своем джипе. Рафи знал каждый закуток, каждую горку и долину в окрестностях Кдумим. Благодаря знанию арабского языка, у него сложились дружественные отношения с арабами соседних деревень. Он был частым гостем на свадьбах в деревне Эльфундук.

В тот вечер семья Халеви возвращалась домой на джипе и с остановки автобуса на шоссе возле Карней-Шомрон они прихватили молодых ребят-тремпистов, ждавших попутки в Кдумим. Один из них был сын наших соседей по Кдумим Цафон, Шакед Ласкер. Мальчик жил с нами на одной улице, ему было 16 лет, как и нашей третьей дочери. Они встречались в группе Бней-Акива, по Шабатам и праздникам. Шакед возвращался домой из Карней-Шомрона после урока карате. Реут Фельдман, 20 лет, из Герцлии несла альтернативную службу в Мокед Кдумим. О Мокеде я напишу чуть позже. Религиозные девочки заменяют службу в армии работой на благо государства в «шерут леуми» (национальной службе). Им разрешено служить только один год, но Реут осталась на еще один год, чтобы не иметь никаких преимуществ по сравнению с подругами, которые служат в армии два года. Третьим тремпистом оказался террорист-смертник, переодетый религиозным евреем. Рафи знал, что у него в машине сидит террорист. Он петлял, старался не приближаться к Кдумим и показать другим водителям, что с ним что-то неладно. Он боялся, что его знакомую машину пропустят на КПП и террорист окажется на территории поселка. Или еще хуже: взрыв произойдет на бензоколонке на въезде в Кдумим. Очевидцы описывают этот взрыв, как нечто невообразимое: осколки машины и куски тел разлетелись на расстояние в 50 метров. А потом были похороны, слезы. Один район Кдумим назвали именем Рафи и Иланы – Керем Халеви, - а новую улицу у нас в Кдумим Цафон назвали именем Шакеда.

Мокед Кдумим

У жителей Кдумим был принцип: не огораживать себя забором. До недавнего времени не было заборов в палисадниках, до сих пор нет забора, окружающего поселок, как это принято в кибуцах и мошавах даже в центре Израиля. Мы уже видели, что забор не помогает от террористических актов, нет такого забора, который нельзя было бы преодолеть. В первые годы принцип был таков: пусть нас боятся, а не мы будем их бояться. Этот принцип работал на протяжении 25 лет, пока не изменилась политическая обстановка. После первых терактов армия за свой счет стала огораживать еврейские поселки в Иудее и Самарии заборами. Жители Кдумим на это не согласились. Точнее, мнения разделились. Новые люди, купившие квартиры недавно, часто из экономических, а не идеологических соображений, говорили: «Нас сюда привезли, нас обязаны защищать». Они считали, что забор необходим. Старые жители Кдумим и поколение, выросшее в Шомроне, считали, что забор не нужен. Мы все вышли, чтобы разрушить уже строящийся забор вокруг Кдумим Цафон. Сетку от забора уже давно растащили арабы на загоны для скота, а о существовании забора напоминают только железные столбы, которые еще высятся на джиповой дороге, по которой я хожу по утрам. Тем не менее, защищать поселок было необходимо, и постоянного патрулирования уже было недостаточно. Наш поселок раскинулся на нескольких отдельно стоящих холмах, появились новые районы, что еще больше осложнило задачу. И тогда был создан мокед Кдумим. На самой высокой горке поселка, которая называется Гиват Раши, были поставлены антенны и создан центр с компьютерами, которые улавливали любое движение в большом радиусе вокруг Кдумим. Наблюдение за камерами велось круглосуточно днем и ночью. Сначала мокед обслуживал только наш поселок, но армия очень быстро оценила его возможности и стала пользоваться его услугами. Камеры все время совершенствовались и просматривали всю местность на большом расстоянии от Кдумима. Постепенно для обслуживания камер было выделено две ставки от «шерут леуми». Погибшая Реут Фельдман работала в мокеде по обслуживанию камер. Кроме того, в мокеде работали и разные жители Кдумим, среди них в разное время две моих дочери. Одна из них даже предотвратила теракт, который должен был произойти… на перекрестке Джит. После гибели Зара на перекрестке была установлена наблюдательная вышка, на которой постоянно дежурили солдаты в дневное время. Ночью движения машин, как правило, не было. Однажды во время ночного дежурства моя дочь заметила на экране две точки, которые что-то рыли возле перекрестка и вышки, на которую в 6 утра следующего дня должен был подняться солдат. Она вызвала патруль, который обнаружил под вышкой 10 кг взрывчатки. Патруль преследовал террористов, но не догнал. Впоследствии они были пойманы и обезврежены, а дочка получила грамоту и благодарность от ЦАХАЛа.

18.11.2007 – убийство Идо Зольдана по дороге из Карней-Шомрон в Кдумим

Мальчик, выросший в Кдумим, женившийся на девочке из Кдумим, отец маленьких детей. Все его помыслы были об Эрец Исраэль, ее процветании. Он возродил принцип еврейского труда «авода иврит» в строительном деле и воплощал его в жизнь, создав еврейскую строительную бригаду в фирме своего отца Нахмана Зольдана. Это тот самый строительный подрядчик Зольдан, который строит дома во многих поселках Иудеи и Шомрона, в Хевроне, а также в районах Иерусалима _ Хар Хома и Маале Зейтим. О трагедии, постигшей семью Золдан, когда Идо был застрелен в арабской деревне Эльфундук по дороге домой из Карней-Шомрона, где каждый вечер изучал Тору в хевруте, я писала здесь: Памятник у дороги (памяти Идо Зольдана)

24.12.2009 – по дороге домой в Шавей-Шомрон из Нетании расстрелян рав Меир Хай

Эта трагедия очень похожа на то, что произошло с равом Разиэлем Шевахом. Меир Хай был раввином, учителем, главой большой семьи. Его жена Элишева Хай была учительницей и классной руководительницей двух моих дочерей в ульпене Кдумим. Об этой трагедии я писала здесь: В последний путь. Памяти рава Меира Хая

* * *

Столько событий произошло за несколько дней после убийства рава Разиэля Шеваха.

- Было основано новое кладбище в Шомроне. Семья р.Шеваха попросила разрешения у районного совета похоронить его в Хават Гильад. Какую веру надо иметь, чтобы вырыть первую могилу в поселке, который еще не признан законным! Для сравнения скажу, что в Кдумим первые 20 лет его существования не было своего кладбища, и умерших хоронили на кладбище в Карней-Шомрон.
- В пятницу был проведен марш в память о погибшем. Процессия вышла от перекрестка Джит и пошла к поселку Хават Гильад.
- Во вторник 16.01 в 15:30 в Тель-Авиве планируется демонстрация матерей под лозунгом: «Не хотим больше вдов и сирот». Матери семейств требуют безопасности дома и на дорогах. Марш выйдет от железнодорожного вокзала на улице Арлозоров и двинется в сторону Кирии. Демонстрация организована учительницами ульпены Левона, где работает Яэль Шевах, и ее подругами.
- Создан фонд помощи семье погибшего и уже собрана солидная сумма.
- Правительство дало распоряжение провести электричество в Хават Гильад. Конец генераторам!
- Идут переговоры о легализации поселка.
- Посыпались письма от людей, знавших рава Шеваха, о его добрых делах, о его замечательной личности. Почему к нам, в Кдумим? Потому что с самого начала Хават Гильад был как бы частью Кдумим, его незаконным форпостом. Отсюда поступала вода. Сюда привозили детей в детские сады и ясли. Теперь там есть уже свои детские учреждения, а дети учатся в школе в Шавей Шомрон.
- Перед Шабатом у нас был брошен клич, и многие женщины приготовили субботние трапезы для всех 45 семей поселка, чтобы освободить их для помощи семье погибшего. В Хават Гильад послали много пирогов. Девочки старшего возраста приезжают и занимаются уборкой и помощью с детьми.
- Незадолго до наступления Шабата мы получили письмо с благодарностью от жителей Хават Гильад.

Все это хорошие события, но ничто не заменит отца, мужа, сына и брата, духовного лидера общины, рава Разиэля Шеваха (благословенна его память). Да отомстится его кровь!

Блог Авиталь Эзер в ФБ, 1.2018

  • Ася Энтова Преступление. А наказание? (Про убийство рава Разиэля Шеваха)

    Другие статьи про теракты



  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria