Согласно информации, опубликованной на прошлой неделе, команда президента Дональда Трампа по миру на Ближнем Востоке намеревалась опубликовать в следующем месяце свой план мира между Израилем и палестинцами.
Однако недавние события в Палестинской администрации дают понять, что на в действительности нет смысла продвигать никакие мирные планы.
Детали мирного плана неясны. Сообщения о его предполагаемом содержании, опубликованные три недели назад в израильских СМИ, были быстро опровергнуты ответственными представителями США.
Однако каковы бы ни были детали этого плана, они не продвинут дело мира.
Гораздо вероятнее, что они послужат растопкой для костра палестинской политики и будут способствовать большей дестабилизации в отношениях Израиля с палестинцами и Ближним Востоком вообще.
Два недавних палестинских события показывают, что мирные планы, какими благими бы они ни были, обречены на провал и контрпродуктивность.
Во-первых, существуют целенаправленные усилия ХАМАСа, чтобы нарушать границу Газы с Израилем.
С конца марта ХАМАС стал собирать террористов вперемешку с гражданскими лицами вдоль границы. Он делал неоднократные попытки ( и не без успеха) уничтожить пограничный забор Израиля и проникнуть на его территорию. Террористические боевики ХАМАСа уничтожили тысячи гектаров израильских сельскохозяйственных угодий с помощью зажигательных устройств, запущенных над границей на воздушных змеях и беспилотниках.
Во время операций по защите своей территории израильские вооруженные силы ликвидировали около сотни палестинцев, большая часть которых были связаны с террористической организацией ХАМАС. Первые сообщения ХАМАСа о массовых жертвах среди гражданского населения были потом отменены.
Для США основным стратегическим следствием продолжающейся операции ХАМАСа является то, что террористическая группа, спонсируемая Ираном и Турцией, твердо контролирует сектор Газа.
При Газе, действующей как миниатюрный, контролируемый талибами Афганистан, и ведущей войну против Израиля и Египта - двух самых мощных союзников Америки на Ближнем Востоке, понятие, что есть шанс достичь мира между Израилем и палестинцами, абсурдно.
Если Палестинская администрация (ПА), управляющая автономным палестинским режимом в Иудее и Самарии (иначе известных как Западный берег), когда-либо заключит сделку с Израилем, произойдут две вещи. Во-первых, режим Хамаса в Газе начнет настоящие военные действия против Израиля. А во-вторых, тысячи боевиков ХАМАСа в Иудее и Самарии немедленно восстанут против ПА.
Иными словами, до тех пор, пока ХАМАС контролирует сектор Газа, он имеет право налагать вето на любой мирный договор, и можно ожидать, что он воспользуется своей силой для достижения этой цели.
Второе развитие в последние недели, которое обнажило тщетность любого предполагаемого стремления США к миру, - это медицинское состояние пожизненного лидера ПА Махмуда Аббаса.
В понедельник Аббас был выписан после своей третьей госпитализации в этом месяце. Его лечили от пневмонии. Хотя он вышел из больницы без какой-либо помощи и объявил, что он вернется на работу на следующий день, израильские и палестинские официальные лица молча признают, что 83-летний лидер, имеющий в анамнезе болезнь сердца и рак предстательной железы, не долго протянет на этом свете.
Аббас служил в ООП заместителем Ясира Арафата на протяжении 40 лет прежде, чем сменить Арафата у власти после его смерти в 2004 году. Как и Арафат, Аббас контролирует все силовые центры в ПА. Он является председателем ООП, председателем правящей партии ФАТХ, а также президентом ПА. Он был избран на эту должность на четыре года в 2005 году. Он контролирует международные донорские фонды и палестинские службы безопасности, финансируемые американцами и европейцами.
США поддержали Аббаса в его решении удержаться у власти и блокировать новые выборы, хотя его законное пребывание истекло девять лет назад. Последовательные администрации США соглашались с позицией Аббаса, что новые выборы могут помочь кандидату ХАМАСа быть избранным в качестве его преемника.
Хамас выиграл парламентские выборы в 2006 году. Несмотря на то, что он, как правило, отстает от партии ФАТХ в палестинских опросах, международные опросы указывают на то, что народная поддержка ХАМАСа больше, чем поддержка ФАТХа. (Поддержка насилия в отношении Израиля является ошеломляющей).
Популярности ХАМАСа, несмотря на многолетние постоянные усилия Израиля в борьбе с терроризмом, часто способствовали силы безопасности Аббаса, что является свидетельством не только популярности джихадистского движения, но и непопулярности Аббаса и Палестинской администрации, которой он управляет.
Хотя Аббас представляет себя американцам и израильтянам как умеренный лидер по сравнению с ХАМАСом, факт заключается в том, что он никогда не давал никому реальной причины полагать, что он заинтересован в установлении мира с Израилем.
В 2008 году Аббас отклонил тогдашнее предложение израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта о создании палестинского государства и заключении мира, которое включало почти полный уход Израиля не только из большей части Иудеи и Самарии, но и с Храмовой горы в Иерусалиме и из арабских кварталов на востоке, юге и севере Иерусалима. В 2014 году Аббас отклонил даже еще более щедрое "мирное" предложение Барака Обамы.
Аббас использовал мечети, палестинскую школьную систему и органы СМИ ПА, чтобы подстрекать и идеологически мотивировать палестинцев ненавидеть Израиль, евреев и Соединенные Штаты и стремиться уничтожить еврейское государство. Он обнимает и превозносит террористов. Он платит террористам в тюрьмах Израиля и их семьям щедрые зарплаты; он возбуждает террористические нападения на Израиль и регулярно занимается антисемитской пропагандой и подстрекательством.
Его неоднократные отказы от мирных предложений и его антисемитское подстрекательство создали прецеденты для палестинского отказа и радикализма, от которых любому преемнику будет трудно отказаться, даже если у него не будет ХАМАСа, дышащего ему в спину.
Несмотря на то, что международное сообщество предоставило палестинцам больше финансовой помощи на душу населения, чем когда-либо, Аббас не смог создать стабильную, функционирующую систему управления. Вместо этого они поддерживают коррумпированный мафиозный террористический режим Арафата, установившийся с созданием ПА в 1994 году.
Как и Арафат и его приспешники, Аббас и его приспешники стали фантастически богаты, перекачивая миллиарды донорских средств на свои личные банковские счета, репрессиями заставляя молчать палестинский народ и переводя их разочарование на Израиль.
Это возвращает нас к критическому состоянию здоровья Аббаса.
Возможно, Аббас вернется на работу на этой неделе и продолжит следующие нескольких месяцев или около того. Однако в какой-то момент в обозримом будущем Аббас умрет. И поскольку у него нет согласованного преемника, потому что он никогда не создавал институтов руководства, которые бы твердо стояли сами по себе, и потому, что он имеет послужной список анти-еврейского фанатика и отказ от компромисса с Израилем, от чего ни один потенциальный палестинский лидер в своем праве не сможет отказаться, ясно, что все возможные сценарии на следующий день после ухода Аббаса станут проблематичными и, конечно же, не будут способствовать миру.
С вариантами, выводящими из уравнения Газу под контролем ХАМАСа, есть фактически четыре возможных сценария того, что произойдет в ПА в Иудее и Самарии после того, как Аббас покинет сцену.
Первая возможность заключается в том, что его сменит еще один старый лидер ООП в свои 70 с лишним лет. Если Исполнительный комитет ООП или Центральный комитет ФАТХ не смогут договориться о преемнике, возможно также, что, как это случилось, когда в 1982 году умер советский лидер Леонид Брежнев, Аббас будет сначала заменен комитетом или своего рода политбюро ООП, состоящим из из нескольких гериатрических лидеров.
В соответствии с этим сценарием все будет продолжаться, как и было, в течение года или около того. Финансирование доноров будет продолжаться, и преемник или преемники Аббаса будут использовать их для личного обогащения и для выплаты зарплат военачальников, то есть должностных лиц безопасности, развернутых в различных секторах Иудеи и Самарии.
Вторая возможность заключается в том, что молодой лидер, возможно, один из сыновей Аббаса или другой молодой лидер ФАТХа возьмет верх. Этот сценарий маловероятен, потому что трудно поверить, чтобы ООП и руководство ФАТХа согласились с таким преемником. Если кандидат будет избран, то, по всей вероятности, его вознесение к власти будет оспариваться кровавым, жестоким образом. По всей вероятности, такое насилие будет переведено на Израиль различными воюющими группировками, чтобы доказать свою антиизраильскую «истинность». Израиль будет вынужден подавить насилие, и его ответ может стать предлогом для удара ХАМАСа и Хезболлы.
Третья возможность заключается в том, что в отсутствие широко признанного лидера, вся власть в ПА будет передана различным военачальникам и лидерам ополчения, развернутым по всему району. Такой сценарий мог бы способствовать стабильности или нестабильности, в зависимости от того, если и до какой степени боссы ополчения будут финансированы и кем, и будут ли они согласны с разделом власти между ними и аппаратчиками над тем, что останется от вотчины Аббаса в Рамалле.
И, наконец, возможно, что после смерти Аббаса, палестинские города и деревни в регионе впадут в полный хаос. При таком сценарии Израилю придется осуществить военное вмешательство без видимой конечной цели.
С ХАМАСом, отвечающим за сектор Газа, и никакой надежды на хорошо управляемую палестинскую администрацию после Аббаса, нет никакого сценария, в котором можно было бы предположить, что палестинское население Газы, Иудеи и Самарии сплотиться за палестинским лидером, желающим и способным достичь и осуществить реалистичного мирного соглашения с Израилем.
Очевидно, что не будет ничего хорошего в ориентировании политики на фантазии о мире и примирении. Учитывая эти обстоятельства, правительству Трампа рекомендуется положить мирный план на полку на неопределенный срок.
Перевод Miriam Argaman, Translarium
Сайт Кэролин Глик, 06.2018