Мордехай Кедар

Террор чужими руками

Сталкиваясь с региональным кризисом, Тегеран раз за разом избирает одну и ту же тактику, используя субподрядчиков вроде ХАМАСа или "Исламского джихада" в атаках против своих противников. Вот и теперь отлупленный Израилем в Сирии Иран пытается подогреть сектор Газа.

На этой неделе мы вновь столкнулись с резкой эскалацией на границе между Израилем и сектором Газы. Только теперь это были уже не демонстративные попытки жителей Газы прорваться в Израиль, а ракетные атаки и обстрелы из минометов в масштабах, не виданных четыре года подряд – с окончания операции "Несокрушимая скала". К моменту написания этой статьи, с нашей стороны потерь нет, хотя раненные уже есть. Ясно, однако, до какой степени ничтожно расстояние между снарядом, падающим на пустой улице и оставляющим воронку, и тем, который, попадая в жилой дом или детский сад, причиняет гибель и ранения.

Очевидный вопрос состоит в том, почему это все вспыхнуло именно сейчас? Связана ли активизация террористов с уничтожением Армией обороны Израиля на прошлой неделе наблюдательного поста "Исламского джихада" и ликвидацией находившихся там трех боевиков? Или за ней стоят иные, внешние факторы? Другой вопрос, почему ХАМАС и "Джихад" после долгого периода царившей между ними напряженности на этот раз выступили сообща? И, наконец, почему они решились расширить зону обстрелов за пределы окружающего сектор района?

За ответами на все эти вопросы стоит Иран, подталкивающий и инициирующий нынешний виток насилия. Будучи спонсором как "Джихада" так и ХАМАСа, именно он потребовал от обеих группировок "разогреть" границу, возобновляя напряженность и перестрелки с Израилем. А тем, что побудило Иран задействовать сейчас своих вассалов, стали события последних недель в Сирии.

Открытый российский чек

Вот уже несколько лет израильские ВВС практически беспрепятственно действуют против иранцев в Сирии, уничтожая их объекты, ликвидируя офицеров и солдат. До сих пор Иран не сделал почти ничего, чтобы отомстить за кровь десятков убитых в результате этих налетов иранцев и за свою разбомбленную инфраструктуру.

Причина, по которой Иран не отвечает Израилю, состоит в том, что его оперативные возможности и разведка серьезно уступают израильским. Израиль лишил Иран даже самой возможности защищаться, разбомбив новые системы ПВО, которые иранцы приволокли в Сирию лишь только для того, чтобы израильские ВВС их немедленно уничтожили, прежде чем их вообще сумели запустить.

Кроме того, точными, целенаправленными атаками Израиль продемонстрировал высочайший уровень своей разведки. Это вынудило стать крайне осторожными иранцев, опасающихся, что Израиль точно так же ликвидирует иранское командование в Сирии, в первую очередь - Касема Сулеймани.

При этом, уничтожая иранские объекты по всей Сирии, а не только вблизи от Голанских высот, Израиль доказал иранцам и их российским союзникам свою решимость и способность поражать даже самые удаленные цели, как бы намекая на возможность атаковать объекты и в самом Иране.

Но самым страшным для иранцев стал тот факт, что Россия, все это время наблюдая за израильскими атаками со стороны, даже пальцем не пошевелила чтобы помочь своим шиитским союзникам. С не меньшим ужасом в Тегеране смотрят на то, как каждые несколько месяцев Нетаниягу появляется в Москве, проводя с президентом Путиным долгие встречи, заканчивающиеся почти неизменной декларацией, подчеркивающей взаимопонимание между Израилем и Россией. Эти декларации по сути не оставляют сомнений в том, что у Иерусалима на руках открытый российский чек для действий против Ирана на собственное усмотрение. Координация между Нетаниягу и Путиным сводит иранцев с ума. Они считают это предательством со стороны русских, особенно после того, как иранские военные пролили столько своей крови в наземной войне против сирийских повстанцев.

Кроме того, иранцы уверены, что и американская администрация поддерживает Израиль во всем, что тот делал, делает и продолжит в будущем делать против них в Сирии. Ведь это та самая администрация, которая перенесла посольство в Иерусалим, даже не потребовав у Израиля заплатить какую-либо политическую цену. Наконец, Израиль сумел убедить США выйти из ядерной сделки, и более того, как полагают в Тегеране, по сути, вообще направляет всю американскую политику в отношении Ближнего Востока.

С точки зрения Ирана Нетаниягу фактически стал инструктором и советником Трампа по ближневосточным вопросам. Именно он, по мнению аятолл, подбил Трампа расторгнуть ядерную сделку и возобновить санкции, причем не только против Ирана, но и против любой компании или частного лица, сотрудничающего с Ираном, в том числе и против европейских концернов.

Проглотить унижение

Продуманное, масштабное и решительное использование Израилем сочетания своей разведки и военной силы, наряду с политической мощью, по сути, объединившей Россию и США в поддержке действий еврейского государства в Сирии - все это вынудило иранцев проглотить обиду и унижение, смирив гордость, и отказаться от каких бы то ни было действий против Израиля напрямую.

В то же время у иранцев есть давний и опробованный метод борьбы со своими врагами чужими руками. Вот почему Иран поддерживает хуситов в Йемене, "Хизбаллу" в Ливане, Асада в Сирии, лояльные им милиции в Ираке, а "Исламский джихад" и ХАМАС - под боком у Израиля. Все они выполняют для Ирана тяжелую и грязную работу – воюют с врагами аятолл от Саудовской Аравии до Израиля. Иран вооружает эти террористические группировки, обеспечивает амуницией, тренирует и финансирует, ожидая от них выполнения своих приказов.

Нельзя забывать, конечно, и о позоре, пережитом режимом аятолл после того, как выяснилось, что Израиль увел у Ирана архив ядерного проекта, выставив Тегеран на посмешище, а возможно - и нанеся серьезный удар по возможности заниматься ядерными разработками дальше.

Иранская слабость дошла даже до Асада, приказавшего своей армии не позволять иранцам хранить свою военную технику в сирийских ангарах, чтобы не подставлять себя под удар израильских ВВС. Россия же, в свою очередь, уже сообщила о своей готовности создать ситуацию, при которой иранцы не появятся возле израильских границ, когда войска Асада зайдут на сирийскую часть Голанских высот и возобновят действие соглашения о прекращении огня, подписанного в 1974 году. Таким стало теперь положение Ирана в Сирии. И это после того, как он, спасая от разгрома режим Асада, проливал кровь своих солдат – боевиков КСИРа и шиитских милиций из Ирака и Афганистана.

Сохранить фактор сдерживания

События последних недель в Сирии, когда Израиль нанес иранцам особенно болезненное и тяжелое поражение, вынудило аятолл потребовать от финансируемых ими террористов в Газе начать действовать против Израиля. Причем не только используя снайперов, прячущихся среди бунтующих демонстрантов, или засылая змеев с горящими хвостами, но стреляя ракетами и снарядами по израильским городам, а также возобновляя рытье туннелей. Поэтому мы и увидели на этой неделе ракеты, летящие на Офаким, Нетивот и в другие районы, расположенные на расстоянии десятков километров от Газы.

У обеих группировок террористов из Газы очевидная и давняя антиизраильская позиция. Если бы они только могли, они бы сбросили всех евреев в море. Но нынешняя конфронтация является очевидной иранской инициативой. Хорошо понимают это и в Египте, а потому прилагают огромные усилия для достижения соглашения о прекращении огня, стремясь выдернуть ковер из-под ног своих врагов-иранцев, изо всех сил желающих отомстить Израилю.

Важно также заметить, что Иран по-прежнему держит "Хизбаллу" в качестве своего резерва против Израиля, на случай открытой военной конфронтации на севере. Однако если столкновения между Израилем и ХАМАСом перерастут в кровавую пляску демонов с большим количеством жертв (подобно тому, как это было в 2014 году во время операции "Нерушимая скала"), не исключено, что Иран потребует и от "Хизбаллы" внести свою лепту, атакуя Израиль из районов, контролируемых этой группировкой в Сирии. Например, с горы Каламун к северу от Хермонского кряжа.

Так или иначе, но при любом раскладе Израиль обязан тщательно оберегать свой сдерживающий потенциал, а потому - действовать решительно, не проявляя сочувствия к тем, кто его атакует. Делают ли они это по собственной инициативе, или в качестве наемников другой страны.

Вопрос, на который я не знаю ответа - способен ли Израиль доказать, что Иран стоит за эскалацией на юге, и если тому есть свидетельства, решит ли правительство заставить Иран заплатить цену за это обострение в Газе.

В этом случае, возможно, на следующей пресс-конференции Биньямин Нетаньягу сосредоточится на разоблачении иранской связи с событиями в секторе в эти жаркие дни.

Перевод А.Непомнящего, "9 канал"

MIDA, 6.2018

Доктор Мордехай Кедар является старшим преподавателем кафедры арабского языка в университете Бар-Илан. Он служил в военной разведке АОИ на протяжении 25 лет, специализируясь по арабскому политическому дискурсу, арабским средствам массовой информации, исламским группировкам и внутренней политике Сирии. Научный сотрудник Центра стратегических исследований. Он хорошо знаком с текущей деятельностью арабских СМИ; у него часто берут интервью различные новостные программы в Израиле.

  • Другие статьи Мордехая Кедара
  • Другие статьи о арабах




  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria