Вот уже более полувека Израиль развивается, строится и хорошеет, становясь все сильнее и увереннее в себе, арабы же так и не сумели оправиться от своего поражения и сопровождающего его позора.
Пятьдесят один год прошел с Шестидневной войны. За это время Израиль сумел невероятно продвинуться буквально во всех сферах: экономической, технологической, общественной, но главным образом - в укреплении своего геополитического положения. Два арабских государства, граничащих с Израилем, Египет и Иордания, заключили с ним мирные соглашения. Еще несколько арабских стран поддерживают с Израилем закулисные связи. Израиль является уважаемым членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а национальный доход на душу населения в стране, даже по самым строгим оценкам, приближается к 40 тысячам долларов в год.
Решены все проблемы Израиля? Отнюдь. Израиль был вынужден бороться за свое существование и после победной войны 1967 года: в годы "войны на истощение", затем в Войну Судного дня 1973 года, а потом в первой и второй ливанских войнах. Кроме того, между войнами не прекращается и постоянная угроза террора. В последние годы у Израиля возникла огромная проблема под названием Иран. Но всему этому Израиль продолжает успешно противостоять.
Арабский же мир так до сих пор и не оправился от разгрома Шестидневной войны. Во многом - из-за особенностей арабской культуры, испытывающей колоссальные трудности с поражением и сопровождающим его позором. Признание поражения ведь требует поиска причины неудач и того, кто несет за них ответственность, равно как и налагает обязательство действовать для предотвращения повторения провалов в будущем.
Но само обсуждение поражения уже с самого начала было крайне проблематичным для арабского мира, поскольку ответственными за него являлись его тогдашние лидеры: Гамаль Абдель Насер в Египте, король Хусейн в Иордании и Салах Джадид с Хафезом Асадом в Сирии, критиковать которых в 1967 году гражданам арабских стран было абсолютно не позволено.
Скандальный разговор
Израиль начал Шестидневную войну с сокрушающего воздушного удара, уничтожившего воздушные силы Египта, Иордании и Сирии, атаковав также ВВС Ливана и Ирака. Президент Египта Насер и король Иордании не могли перенести подобный позор и в телефонном разговоре договорились опубликовать сообщение о том, что их авиабазы подверглись налету ВВС США, которые, мол, и уничтожили всю арабскую военную авиацию. Вот только израильская разведка перехватило тот разговор, и после того, как египетские и иорданские радиостанции оповестили мир об "американском нападении", израильское радио предало его мировой огласке.
Трансляция разговора обнажила ложь обоих диктаторов. Насер даже взвешивал возможность уйти в отставку, но организованные властями толпы выплеснулись на улицу с демонстрациями в его поддержку и он в итоге "уступил пожеланиям масс". Три года спустя он умер от сердечного приступа, который, вполне возможно, был вызван переживанием позора, нанесенного ему поражением в Шестидневной войны, и в не меньшей степени трансляцией Израилем его разговора с королем Хусейном.
Запись телефонного разговора между Насером и Хусейном:
В Сирии военный разгром тоже принес немалый позор президенту Салаху Джадиду и министру обороны, возглавлявшему также и ВВС страны - Хафезу эль-Асаду. Их сочли ответственными за поражение, поскольку за год до войны, захватив власть в стране, они изгнали из армии едва ли не половину офицерского состава из-за подозрений в нелояльности к своему режиму.
Многих сирийских офицеров тогда и вовсе казнили. Неудивительно, поэтому что управление сирийской армией в ходе войны было никуда не годным. В итоге провал в войне стал одним из предлогов, под которыми Асад сместил Джадида с поста президента в ноябре 1970 года.
Израиль опозорил Джадида и Асада тем, как 10 июня захватил город Кунейтру, считавшийся столицей Голанских высот. Израильтяне сфальсифицировали трансляцию новостей официальной сирийской радиостанции, в которой "диктор", а на самом деле израильский солдат сирийского происхождения, сообщил о падении Кунейтры еще до начала битвы за этот город. Услышав новость о собственном разгроме, сирийские солдаты, защищавшие город, бежали без боя.
Позор, нанесенный Асаду освобождением Голанских высот от сирийской оккупации в целом и тем, как была сдана Кунейтра в частности, привели к возникновению у диктатора тяжелого психического расстройства, приступы которого повторялись с тех пор 10 июня каждый год. За все без малого 30 лет своего единоличного правления Асад так и не сумел отобрать Голанские высоты у Израиля и тем самым вернуть к себе уважение масс. В оконце концов, став старым, больным и слабым, он был предан своим сердцем и умер ровно 10 июня 2000 года.
Закат национализма
Поражение в Шестидневной войне привело к снижению популярности арабского национализма, главным проводником которой был Гамаль Абдель Насер, стремившийся использовать эту идеологию в качестве инструмента для захвата контроля над другими арабскими странами под эгидой "создания арабского единства".
Помимо Сирии, которая была присоединена к Египту, названному "Объединенной арабской республикой", в течении трех лет с 1958 по 1961 годы, другие арабские страны и их правители, осознав, что лозунг "арабского единства" был для Насера лишь предлогом, чтобы захватить над ними контроль, отказались от участия в объединении.
Упадок арабского национализма привел к росту сепаратистских настроений, согласно которым каждая арабская страна должна развиваться самостоятельно и независимо. С другой стороны, весь этот процесс подтолкнул многих к поиску причин поражения в недостаточной приверженности к религии.
Имамы и проповедники использовали эту ситуацию, подчеркивая, что обе господствующие в тот момент среди арабов идеологии – арабский национализм в Египте и социалистический "Баас" в Сирии - по сути находятся в конфликте с религией, так как ставят в центр нацию или общество, выталкивая Бога на обочину. А потому поражение в войне, согласно проповедям в мечетях, стало наказанием, посланным Аллахом этим странам за то, что они, отвернувшись от него, оставили его путь.
Подобное видение разгрома в Шестидневной войне было типичным для проповедников "Братьев-мусульман", стремившихся взять под свой контроль Египет и Сирию. В итоге из-за растущей популярности "Братства" в Египте Насер, а затем и его преемник Анвар Садат, безжалостно преследовали лидеров движения.
В Сирии же "Братья" организовались в подполье, подняв открытое восстание в 1976 году. Оно было с невероятной жестокостью подавлено Асадом, устроившим в феврале 1982 года жуткую бойню в Хомсе.
Таким образом, возникновение политического ислама как альтернативы современным светским идеологиям в последние пятьдесят лет во многом стало ответом на "шестидневное поражение" и крах секулярных идей. Да и исламский террор, от которого теперь страдает уже весь мир, тоже вполне можно считать запоздалым откликом на итоги Шестидневной войны.
Израиль назвал войну "Шестидневной", подчеркивая тот факт, что всего за шесть дней ему удалось победить сразу три арабских государства. В арабском же дискурсе эту войну называют "июньской войной 1967 года", стремясь создать ощущение, будто бы война длилась целый месяц, а то даже и "войной 67 года", как будто она вообще растянулась на год.
В сирийских СМИ эта война вообще именуется не войной, а "агрессией", поскольку война – это взаимный акт между двумя государствами, в то время как агрессия является односторонним актом лишь одной из сторон, когда другая часто вообще не использует своих сил. Представление войны как "агрессии" как бы продвигает смутную мысль о том, что "мы потерпели неудачу, поскольку вовсе и не сражались".
Крах палестинской идеи
До Шестидневной войны Иордания оккупировала Иудею и Самарию, подавляя любые попытки жителей региона развивать национальное "палестинское" чувство отдельно от Иорданского королевства. Поэтому освобождение этих областей Израилем привело и к освобождению арабских жителей от ига иорданской разведки. Израиль позволил арабам свободно развивать идею палестинского национализма, ограничивая лишь активные антиизраильские действия.
Парадоксально, но именно Шестидневная война позволила арабам Иудеи, Самарии и Газы развить идею "палестинского народа" и довести ее до тех масштабов, которые она обрела сегодня, позволяя своим носителям, например, принуждать футбольную команду Аргентины отказаться от приезда в Иерусалим на товарищескую игру против сборной Израиля.
Вот только вслед за "арабским национализмом" идея "палестинского национализма" тоже рассасывается и исчезает теперь на наших глазах. ХАМАС разнес вдребезги палестинскую национальную идею в секторе Газа в июне 2007 года, доказав, что и эта идеология не была сильнее идей арабского национализма, сметенных Шестидневной войной.
Так, заблудившись в собственных иллюзиях, арабы разрываются между модернистскими идеологиями, занесенными из Европы и развалившимися за шесть дней, и религиозным экстремизмом, хотя единственным инструментом, доказавшим свою способность управлять арабским государством, был и остается клановый, племенной подход, основанный на ближневосточной культуре, культуре пустыни и племени. Недаром Объединенные Арабские Эмираты остаются единственным успешным арабским государством. И лишь потому, что каждый из эмиратов опирается на один доминирующий в нем клан.
Пришло время, чтобы арабский мир пробудился от галлюцинаций и, опираясь на помощь Запада и России, развалил бы провалившиеся и искусственные режимы, возникшие в регионе сто лет назад в результате колониальной политики. На их руинах – реальных и идеологических арабы сумеют построить преуспевающие и процветающие эмираты, управляемые местными кланами.
Перевод А.Непомнящего, "9 канал"
MIDA, 6.2018
Доктор Мордехай Кедар является старшим преподавателем кафедры арабского языка в университете Бар-Илан. Он служил в военной разведке АОИ на протяжении 25 лет, специализируясь по арабскому политическому дискурсу, арабским средствам массовой информации, исламским группировкам и внутренней политике Сирии. Научный сотрудник Центра стратегических исследований. Он хорошо знаком с текущей деятельностью арабских СМИ; у него часто берут интервью различные новостные программы в Израиле.