Эту колонку я посвящу 7-ми оптимистическим аспектам нашей жизни здесь и сейчас.
1.Израиль – одна из самых могущественных держав в мире. Это не высокомерное заявление эпохи эйфории после Шестидневной войны, а взвешенная современная оценка газеты US News and World report. Эта влиятельная газета опубликовала недавно список самых сильных стран в мире, и Израиль находится на 8 месте (сразу после Японии с 127 млн населения и опережая почти все европейские страны). Никогда в длительной истории нашего народа, даже в дни царей Давида и Шломо, у еврейского народа не было такой военной, политической и экономической мощи.
2.Средняя продолжительность жизни в Израиле – одна из самых высоких в мире – 82,5 лет. Жизнь среднего американца короче примерно на 4 года. Исследование Центра Тауба утверждает, что основная причина высокой продолжительности жизни в Израиле – это военная служба, заставляющая нас быть в хорошей спортивной форме в критический период нашей жизни, что добавляет нам в среднем 3 года жизни. Соблазняет увидеть тут идеальную симметрию: израильтяне дают армии 3 года и получают их обратно в старости. Но факты, видно, сложнее (и интереснее). Надо полагать, что военная служба полезнее, с точки зрения здоровья, в основном, для солдат боевых частей, сохраняющих хорошую спортивную форму и во время срочной, и во время резервистской службы. Они, видно, получают более 3 лет в среднем, в то время, как менее усердствовавшие на службе получают меньше. Роф. Алекс Вайнроб, проводивший исследование, перечислил еще факторы, удлиняющие жизнь израильтян. Например, Израиль находится возле моря и недалеко от экватора, и выясняется, что это отличное местонахождение с точки зрения здоровья. Исследователь добавил, что израильское общество религиознее других западных обществ, а религия хороша для здоровья.
3.Религия хороша и безотносительно связи со здоровьем. Израиль 5778 года является самым большим центром изучения Торы в истории еврейского народа.
4.Мы счастливы. Мировой индекс счастья 2018 года поставил Израиль на 11 место среди стран мира – выше США, Британии и Франции. Если так хорошо здесь, почему мы бесконечно жалуемся? Возможно, это часть нашего счастья. У каждого народа свои развлечения и хобби.
5.Израильская экономика процветает. Последний обзор израильской экономики, опубликованный OECD, начинается однозначным заявлением: "Сильная экономика". После этого следует: "высокий расцвет, низкая безработица… относительно низкий общественный долг… возрастающий уровень жизни… израильтяне более довольны своей жизнью, чем большинство жителей развитых стран OECD".
6.Если так хорошо здесь, то почему есть эмигрирующие в Берлин? Выясняется, что они на деле не эмигрируют. Эмиграция достигла 16 лет назад уровня 19 тыс в год (за вычетом возвращающихся из-за границы). В последние годы эмиграция составляет 8 тыс в год. Население страны увеличивается, а количество эмигрирующих уменьшается. При этом в прошлом году приехали 28 тыс репатриантов.
7.Распространенный миф говорит, что израильское общество никогда не было таким разобщенным. По этому вопросу нет статистических данных, но моя память говорит, что верно обратное: я не помню периода меньшей разобщенности в израильском обществе. Я рос с сознанием в политике и СМИ, так что я помню выборы 1981 года, на которых Перес получил гнилые помидоры и проклятия на предвыборных митингах. Были драки на улицах. Я помню демонстрации против Бегина и Шарона с плакатами "Убийцы" во время Ливанской войны. Я помню дни Осло, когда в полдень мы хоронили жертв террора, а вечером шли на демонстрации в Иерусалиме – гигантские демонстрации, не освещавшиеся в СМИ. Я помню убийство Рабина и тяжелые дни после этого. Я помню "размежевание" и Амону, насилие полиции и подстрекательские статьи против поселенцев. Так выглядела израильская улица 10 лет назад. И сегодня мы спорим между нами – и это нормально – но уровень напряжения на улице гораздо ниже. Если 2 человека кричат друг на друга в буфете на работе, значит они говорят о футболе. Никогда мы не были менее разобщенными.
Есть гораздо больше, чем эти 7 поводов для оптимизма. Всегда радует видеть полную часть стакана. Еще больше радует, что это не половина, а по крайней мере две трети.
Перевел Моше Борухович, МАОФ
"Макор ришон" 08.2018