Предисловие переводчика
По мнению бывшего руководителя исследовательского отдела военной разведки Армии обороны Израиля Йоси Купервассера, субботняя конфронтация была попыткой Ирана навязать Израилю новые правила игры. «Направив свой БПЛА в Израиль, иранцы решились на агрессивный риск, который обернулся для них провалом».
На протяжении всех последних лет Израиль не перестаёт разъяснять, что не допустит превращения Сирии в иранский военный плацдарм на своей границе, регулярно подтверждая слова ликвидацией там иранских военных объектов. Формально авиаудары в Сирии, как правило, наносят «неопознанные ВВС», и хотя это несколько облегчает Асаду сносить унижение, все понимают, что действуют там отнюдь не Зимбабве, и не Люксембург. Задача же этих налётов состоит в том, чтобы максимально ослабить вражеские позиции накануне вероятной серьёзной войны в будущем.
В минувшую субботу иранцы, расстроенные систематическим уничтожением своих военных активов в Сирии, запустили БПЛА в сторону Израиля, то ли доказывая свои технологические возможности, то ли намереваясь осуществить провокацию, то ли выполняя разведывательную миссию или атаку.
Так или иначе, израильтяне, отслеживавшие этот БПЛА с момента его взлёта, спустя полторы минуты после пересечения им границы Еврейского государства, сбили иранский дрон, получив как доказательство иранской агрессии, так и возможность изучить остатки машины. Затем, в назидание иранцам точечно уничтожили передвижной штаб управления этим БПЛА на крупном сирийском военном аэродроме Т-4, расположенном в 400 км от границы с Израилем.
Более того, как видно, сценарий подобной провокации был заранее предусмотрен израильским военным командованием. Поэтому, воспользовавшись предоставленным иранцами поводом, израильские ВВС нанесли удар ещё по дюжине иранских позиций в Сирии и сирийским системам ПВО из давно заготовленного «банка целей».
Таким образом, эта крупнейшая операция израильских ВВС в Сирии за последние 35 лет стала не только наглядным посылом, адресованным иранцам, как, впрочем, и другим интересантам, но и существенно сократила список иранских объектов, требующих израильского внимания. К сожалению, также, впервые с 1983 года ВВС Израиля понесли потери. Израильский военный самолёт F-16 был то ли сбит, то ли потерял управление вследствие атаки сирийских ПВО и упал на территории Израиля. Оба катапультировавшихся пилота остались живы, но один из них был тяжело ранен.
Иранские и арабские СМИ неистово празднуют впервые, едва ли не за четыре десятилетия, успешное поражение израильского самолёта. Однако, судя по всему, несмотря на этот скромный тактический успех, в стратегическом плане иранцам радоваться нечему.
Наиболее компетентным подведением итога субботней конфронтации, представляется, на данный момент, резюмирующее интервью, взятое журналистом израильского издания «Мида» Гиладом Цвиком у бригадного генерала Йоси Купервассера, в прошлом возглавлявшего исследовательский отдел военной разведки Армии обороны Израиля, а сегодня занимающего должность старшего научного сотрудника Иерусалимского исследовательского центра по вопросам страны и общества, которое приводится ниже.
Александр Непомнящий
События минувшей субботы на северной границе Израиля улучшили стратегические позиции Еврейского государства — убеждён Купервассер:
«Это была впечатляющая демонстрация мощи Израиля, ясное послание иранцам, равно как и сирийцам, и «Хизбалле». Мы нанесли колоссальный урон сирийской противовоздушной обороне, а кроме того, атаковали, по меньшей мере, четыре иранских объекта. Таким образом, мы дали понять Ирану, что у нас достаточно возможностей, чтобы не позволить им навязать нам новые правила игры в регионе».
- Конфронтация произошла вследствие иранской атаки, но пострадали главным образом сирийцы?
«Иранцы отнюдь не против — сражаться с Израилем до последнего сирийца. В Иране крайне разочарованы тем, что Израиль не позволяет им достичь трех поставленных перед собой целей: обеспечить «Хизбаллу» оружием, нарушающим паритет с Израилем, развернуть в Сирии комплекс военных баз и спровоцировать продолжающуюся конфронтацию с Израилем на Голанских высотах. В достижении первой и второй цели они преуспели намного меньше, чем ожидали, а в третьей и вовсе продолжают терпеть неудачу за неудачей».
По словам Купервассера, серьёзный инцидент, произошедший утром в субботу стал попыткой Ирана компенсировать провалы в достижении своих первоначальных целей, выстраивая альтернативные направления борьбы с Израилем.
«Вместо того, чтобы задействовать третью сторону, скажем, «Хизбаллу», они сделали ставку на попытку самостоятельно атаковать Израиль. Это был далеко идущий шаг, который, по крайней мере, пока у них провалился».
- Как иранцы восприняли поражение израильского военного самолёта?
«К сожалению, мы заплатили цену двумя ранеными пилотами и сбитым самолетом, но стратегического значения это не имеет. На войне случаются потери. Кто-нибудь подсчитал количество иранцев и сирийцев, пострадавших от наших атак? Мы привыкли к бесплатным завтракам, когда мы атакуем, но не подвергаемся ответному огню, теперь, когда с нас потребовали плату, это кажется нам странным».
- Вы можете предположить в чём состояла цель запуска БПЛА на нашу территорию?
«Не могу знать, какова была их цель, но они, безусловно, готовились к тому, что этот шаг приведет к эскалации. Свидетельство этому — стрельба зенитными ракетами, одна из которых даже сумела поразить наш самолет. Я не думаю, что отправка БПЛА на нашу территорию была декларативным шагом, ведь «Хизбаллу» уже делала это в прошлом. Так или иначе, к счастью, их БПЛА не выполнил своей миссии».
- Президент Ирана Рухани теперь должен будет объяснится перед Путиным?
«Безусловно. Нет сомнений в том, что эта акция не была заранее согласованна с русскими, которым, скорее всего, ничего о ней известно не было. Для России это крайне неприятный сюрприз. Путин полагался на то, что в Сирии будет всё тихо, и Россия сможет контролировать там ситуацию исходя из собственных интересов. Теперь в Москве получили подтверждение израильским предупреждениям о том, что Иран опасен и предоставление ему свободы действий, не поможет России, а лишь наоборот взбудоражит регион и нарушит относительную тишину».
- Иранцы не намерены считаться с российскими интересами?
«До сих пор иранцы не слишком считались с русскими, убежденные в том, что Москва нуждается в них для войны с противниками Асада. Они думали, что могут позволить себе игнорировать Путина и его беспокойство. Не исключено, что эта ситуация теперь изменится».
- Возможно, Иран пытался передать послание и американцам?
«Иран очевидно считал, что сумеет доказать США, а главным образом, Европе, что им не стоит пытаться изменить ядерное соглашение, поскольку Тегеран никого не боится. Но только, всё пошло совсем иначе — они наоборот продемонстрировали то, что с Израилем им связываться не стоило».
Повлияло ли на решение Израиля ответить иранцам массированной атакой то, что президентом США является теперь Дональд Трамп?
«Не думаю. На мой взгляд, мы бы атаковали по любому, вне зависимости от того, кто сидит сейчас в Белом доме».
- Как известно, есть те, кто утверждают, что учитывая возможности современных ракет, никакой важности в удержании территорий нет, а потому Израиль мог бы отступить с Голанских высот.
«Это совершенно неверно. Напротив, наше присутствие на Голанах как раз и обеспечивает нам, своего рода, запас прочности, который, в свою очередь, даёт возможность нашим ВВС реагировать в соответствии с угрозами. Более того, именно Голаны и позволяют нам дистанцироваться от всех событий, происходящих в Сирии, от Тверии, озера Кинерет и других районов, контролируемых с Голанских высот. События, подобные нынешним, лишь подчёркивают важность нашего присутствия на Голанских высотах».
- Мы находимся на пороге новой региональной ситуации?
«Зависит от того, как поведут себя иранцы. Без сомнения, они попытались создать новую ситуацию, но столкнулись с жёстким ответом Израиля. Теперь они встревожены. Но и нам не пристало беззаботно почивать на лаврах. Ирану удалось серьёзно вооружить «Хизбаллу» в Ливане, и даже если наш нынешний ответ заставит Тегеран перестать жать на газ в сирийском секторе, это еще далеко не конец истории.
Нам, в любом случае, следует оставаться бдительными и готовыми к любым развитиям событий».
Перевод А. Непомнящего, Еврейский мир
MIDA, 2.2018