Я явно не первый и не последний "руси", который много чаще, чем хотелось бы, узнает в наших реалиях знакомые запахи "дыма отечества", то есть страны нашего рождения. Такими запахами веет и от наших судов, и от полиции. Но сейчас мы поговорим об университетах и сидящих там ученых, настоящих и псевдо.
Свобода слова и в России и (в меньшей степени) в Израиле сильно ограничена. Вместо декларируемой свободы слова наблюдается доминирование государственных или опекаемых государством СМИ (госчиновники могут дать лицензию на вещание, могут не дать, не говоря уже о бюджетных каналах). Такая ситуация пагубно сказывается и на академической свободе слова. Причем инструменты, которые должны оградить защищаемые "уязвимые меньшинства" в реальности всегда используются просто для укрепления власти и без того уже сильных групп.
В Израиле для того, чтобы создать большие проблемы человеку с "неправильными" взглядами есть много инструментов. От времен британского мандата унаследовано наказание за "амрада" – подстрекательство к мятежу (статьи 133-138 Закона о наказаниях – "хок hаонашин" - 1977 г.), заплаты на статью 144 про расизм и ненависть, 170 - оскорбление (понятно какой) религии, религиозных чувств (173) и побуждение к смене религии (заплаты на статью 174 – также понятно, что речь идет не об иудаизме). Но главное, у нас достаточно судебной практики, наказывающих за слова, а не за действия. Если эти слова не нравятся определенным и всем известным группам. В России для подобных целей чаще всего используется 282-я статья уголовного кодекса .
Приведу очень характерный пример. В России недавно написали донос на известного российского ученого- лингвиста и активиста оппозиции Алексея Касьяна, обвинив его по той самой 282-й статье в возбуждении ненависти или вражды. Донос на Алексея написали те, кто в нынешней России является точным аналогом наших отечественных паразитов на государственных инвестициях в высшее образование. У нас это те, кто будучи научно бесплоден, пытается сделать политизированную карьеру на обвинениях сионизма во всех грехах. В России же такие карьеристы от науки должны проявлять "любовь к лидеру", который всегда прав. А Алексей Касьян позволил себе нелицеприятно возразить против политики Путина заместить российского избирателя "импортируемым" из стран Средней Азии и полностью управляемым.
В Израиле тоже делаются попытки заменить неправильно голосующих избирателей. "Если желание народа – выбрать Ликуд значит мы должны поменять народ". Это сказал профбосс и активист Аводы Ицхак бен Аарон сразу после выборов 1977 года, когда впервые Ликуд, а не Авода, стал формировать правительственную коалицию. И живи Касьян в Израиле, он тоже имел бы проблемы, высказываясь против такой замены публично.
Алексей Касьян кроме того нажил себе массу врагов среди сделавших карьеру псевдоученых, потому, что он серьезно занят в проекте по отлову фальшивых "научных статей" и публично разоблачает халтуру и плагиат.
Каждому ученому желательно отчитываться о своей работе публикациями. Занявшие выгодные места псевдоученые открывают бизнес по выпечке фальшивых диссертаций и "научных" статей. Для других есть возможность недорого заказать публикацию в журналах из списка Высшей аттестационной коллегии (ВАК) . Пускай статья из рук вон плоха, но она важна для отчетности.
Подчеркнем, что мониторинг, которым занят Алексей и его единомышленники, никак не может помешать созданию качественных и оригинальных статей и диссертаций (даже "на заказ"). Он мешает только тем, кто продает не свой труд ученого, а исключительно свои связи в редакциях – то есть чистой воды паразитам. Для экономиста понятно, что дележ казенных денег и попытка конвертировать административное положение в системе образования в деньги, собираемые со студентов (на нашем экономическом жаргоне "погоня за рентой"), до добра не доводят.
Сам Алексей регулярно публикуется в журналах ведущих научных издательств (включая например Эльзевир, Оксфорд, Юниверсити пресс и др.). Среди его публикаций последних лет есть статья в Nature .
Несомненно, что А.Касьян – настоящий ученый. И будучи таким вот из "1%" он презрительно отворачивается от нужд "недо –привилегированных" "99%" (см. штамп американских леваков про 1% привилегированных и 99% недопривилегированных), ловит их на плагиате и не дает им наслаждаться "честно оплаченными" псевдонаучными публикациями.. В общем, "сеет и разжигает ненависть" к обделенному природой большинству псевдоученых, состоящему из не вполне ученых и не вполне граждан. Ну как после этого не попытаться отправить его за решетку? Тем более что традиция использования 282-й статьи против оппозиции в России богатая.
Наши отечественные паразиты на науке подрабатывают по-другому. Они выполняют хорошо оплачиваемые заказы (например, европейские) на шельмование Израиля в целом и нашей армии в частности . В том числе участвуют в проекте, отражающем озабоченность еврочиновников тем, что нас еще не всех посадили за Hate Speech (https://ec.europa.eu/europeaid/projects/freedom-speech-and-combatting-hate-speech-israel_en). Если же у нас левая профессор, например, правильно выходит замуж, то прекрасно совмещает доходы в евро с доходами в шекелях от преподавания и издания книг о толерантности к чужим культурам.
Таким образом мы видим, что законы, ограничивающие свободу слова, действуют только в одну сторону. Враги свободы и всевозможные паразиты пишут и говорят абсолютно безнаказанно. Также как и враги евреев – в том числе здесь, среди нас . Нет ни одной страны мира, в которой сочетание государственного контроля над СМИ с преследованием "подстрекательства" не привело бы к печальным для свободы слова и для приличных людей результатам. Вывод из нашего и российского печального опыта простой.
Коль скоро арабский Хамас, ультралевый Мерец и их друзья фактически публикуют все, что хотят, нам было бы выгодно решение, используемое в США – право первой поправки говорить и писать ВСЕ что угодно, включая то, что ненавистно кому бы то ни было. США в смысле сохранения свободы слова остается образцом для всего мира уже без малого четверть тысячелетия. И, подумаем, дошло бы до нас наше наследие, наша традиция, на которой построено все что есть достойного уважения в современной цивилизации, если бы хазаль (наши мудрецы) бегали стучать друг на друга властям?
Вся наша традиция дошла до нас именно потому, что они умели спокойно воспринимать сколь угодно резкую критику оппонента, но при этом и сами пользовались свободой слова. Пользовались, уважая опыт предшественников, но не взирая на лица современников. Также и нам нужно как можно скорее очистить и наше законодательство и, главное, судебные практики от наказаний за слово. Мы от этого выиграем и немедленно – в противостоянии с нашими врагами. И долгосрочно – от укрепления нашего интеллектуального и морального превосходства которому не страшны ни оппоненты ни враги.
В средние века наши враги, проиграв очередной диспут с евреями, устраивали погромы. Теперь они могут делать это только при фактической поддержке наших же властей. Неограниченная свобода слова лишит их и этой последней возможности.
7.2018
Моше Яновский - д-р экономических наук.