Разнузданная, потерявшая всякие тормоза кампания клеветы на мою общину на "русской улице" заставила меня взяться за написание серии статей, которые покажут людям, готовым смотреть правде в глаза и анализировать цифры и факты, что изображение пейсатых кровососов в черных одеяниях, паразитирующих на теле "здорового работающего общества" (когда-то мы уже это видели?..) - не более чем предвыборный трюк партий, не нашедших ничего конструктивного предложить своим избирателям и поэтому сделавших ставку на самые низменные рефлексы. Повторюсь: статья рассчитана только на тех, кто готов думать и анализировать факты. Все приводимые здесь цифры и данные находятся в свободном доступе в интернете. Итак, начнем.
Часть 1. Пособия на детей
История вопроса
Пособий на детей в Израиле не существовало вплоть до 1959 года. Харедимные партии были в коалиции с момента основания государства до 1952 года, затем были в оппозиции вплоть до прихода к власти Бегина (1977 г.) Таким образом, к возникновению понятия "пособия на детей" ("кицват еладим") на рынке израильских социальных услуг харедимные партии никакого отношения не имеют.
Идея создания такого вида социальной помощи, как пособия на детей, возникла после так называемых "волнений Вади Салиб". Речь идет о районе бедноты в Хайфе, где проживали в основном новые репатрианты из стран Северной Африки и прочие "мизрахим" (в наше время эту общину принято неверно называть "сефардами"; впрочем, и вышедшее из употребления слово "мизрахим" тоже было неверным - Северная Африка по отношению к Земле Израиля находится на западе, а не на востоке. А вот для европейского костяка уже устроившихся "сабр", отличавшегося немалым снобизмом, они действительно были "восточные", или, как презрительно выразился на заседании правительства по поводу волнений Леви Эшколь - "эти джунгли"). Жители Вади Салиб не были учениками ешив. Львиная доля их были чернорабочими; они брались за любой, самый тяжелый физический труд, чтобы прокормить свои традиционно многодетные семьи. Многие из них были демобилизованными солдатами. Волнения начались с обычной драки, во время которой полицией был тяжело ранен боевым патроном один из участников (грузчик по роду занятий), и переросли в массовые беспорядки.
После успокоения волнений правительство назначило комиссию по расследованию, которая отметила ужасающие условия жизни многодетных "восточных" репатриантов и предложила в качестве одной из мер улучшения их социо-экономического положения платить им пособия на детей - только семьям, имеющим 4-х детей и более, и только до 14 лет. Так был заложен институт "кицват еладим".
Одним из первых получателей нового пособия был некто Яков Коэн, чернорабочий из Бейт-Шемеша, отец 9 детей, старшему из которых на тот момент было 8 (!) лет. За две недели до введения пособий его жена родила тройню. Кроме детей, супруги Коэн, зарабатывающие на жизнь тяжелым физическим трудом, содержали на своем иждивении престарелую бабушку.
В документе, опубликованном Кнессетом в октябре 2008 г. ("Пособия на детей: исторический обзор") сказано, что цели программы 1959 г. не были достигнуты, в частности, потому, что пособия были очень маленькими и не могли существенно повысить уровень жизни. Кроме того, они совсем не затрагивали семьи с 1-3 детьми, которым тоже приходилось нелегко. Поэтому в 1965 г. было введено дополнительное пособие - на первых трех детей, но оно было обусловлено требованием, чтобы родители детей были наемными работниками ("трудящимися").
Очередная реформа в пособии на детей была проведена в 1972 г. Она включила в основное пособие на детей третьего ребенка, даже если его родители не считались "трудящимися" (например, были частными предпринимателями, маклерами и пр. - это отражало постепенный отход Израиля от социалистических идей), увеличила выплаты на каждого ребенка и ввела дополнительную категорию выплат - родителям, отслужившим в системе безопасности (армии или полиции). Харедимные партии на тот момент были в оппозиции и никакого отношения к этому увеличению пособий не имели.
С 1994 года правительство начало постепенный процесс отмены особых выплат отслужившим в армии и присоединения этих выплат к основной программе пособий на детей, положенных всем. Произошло это в основном под давлением арабских партий, электорат которых, не служащий в армии, не имел ранее доступа к этим выплатам. Вспомним, что это было время «продавливания» в Кнессете договоров Осло, которые были приняты с минимальным перевесом в 2 голоса (Гонен Сегев и Алекс "Мицубиси") и состоялись во многом благодаря последовательной поддержке арабских партий.
Комиссия Бен-Шахара
Вплоть до 1975 года, как мы описали выше, пособия на детей выплачивались по нескольким разным критериям, между которыми не было корелляции, что создавало путаницу и несправедливость. Комиссия Бен-Шахара, основной задачей которой была реформа налогообложения, занялась этим вопросом тоже и предложила унифицировать выплаты. Она ввела понятие "условная единица пособия", которую после долгих дебатов установили на уровне 4,4% от средней зарплаты (она тогда была во много раз меньше, чем сейчас). На первых двух детей семья получала по одной "единице пособия", а на каждого следующего ребенка - по 1,25 "единиц". Напомним, что харедимные партии на тот момент все еще были в оппозиции. В комиссии Бен-Шахара, насколько нам известно, не было ни одного религиозного.
Почему светские правительства так заботились о многодетных семьях? Очень просто: высокая рождаемость в еврейском секторе была в их глазах одним из центральных сионистских принципов, позволивших нам сохранить и увеличить еврейское большинство в стране. Перелом в уровне рождаемости в еврейском и арабском секторе в пользу обще-еврейского (включая светских) наметился только в последнее десятилетие. Если бы не харедим, мы жили бы сейчас в государстве Фаластын. Или снова в одной из стран рассеяния.
Последние десятилетия ХХ века
В 1985 г. было отменено пособие на первого ребенка. Кроме этого, пособия (на любое количество детей) были совершенно лишены родители, один из которых получал зарплату минимум в 95% от средней зарплаты по стране. Многодетным семьям работать стало реально невыгодно. Маленькой зарплаты было недостаточно, чтобы прокормить семью, а попытка повышения квалификации и выхода на более высокий уровень зарплаты хотя бы одного из родителей мгновенно лишала семью всех пособий и снова сбрасывала в нищету. Именно это стало причиной того, что многие харедим в последние 15 лет ХХ века предпочли уйти в бейт-мидраш. До реформы работало 63% харедимных мужчин, что почти не отличалось от количества работающих мужчин в возрасте от 15 лет и выше в среднем по стране (63,7%; хотя в возрастной категории от 25 до 54 лет работало 88,6% мужчин - заметно больше, чем в той же категории среди харедим. Именно эту возрастную категорию выставляют для сравнения разжигатели межобщинной ненависти, "забывая" о том, что в семьях невысокого социо-экономического уровня люди начинают работать гораздо раньше и прекращают гораздо позже, чем в обеспеченных семьях). Интересно, что среди арабов в тот период процент работающих мужчин был выше, чем в среднем по стране: около 75%. Но реформа ударила и по ним, и по светским еврейским семьям из низкого социо-экономического класса. В результате к началу ХХI века общий уровень работающих или ищущих работу мужчин в Израиле сократился до 60,8% (в возрастной категории от 25 до 54 лет - до 82,7%), уровень работающих мужчин харедимного сектора упал почти в 2 раза и составил 36% (на 2002 г.), уровень работающих мужчин-арабов упал ниже среднего по стране.
Уровень же безработицы подскочил более чем в 2 раза: сидеть на "автале" (как альтернатива бейт-мидрашу для светских) стало выгоднее, чем работать. Если в 70-е годы безработица составляла 3,4%, то к началу 90-х она выросла до 8,4% и держалась на таком уровне вплоть до 2005 г., после чего началось постепенное снижение (в результате реформ Нетаниягу на посту министра финансов). Эти цифры безработицы очень важны для статистики, потому что сидящие на "автале" включаются в число "работающих" (в отличие от тех, кто не работает и не ищет работу). Так, если средний уровень работающих мужчин в Израиле к 2000 году (от 15 лет и выше) определается как 60,8%, то реально работавших из них было только 52,4% - меньше, чем среди арабов, и не намного больше, чем среди харедим.
В 1993 г., после формирования 25-го израильского правительства, ограничения на доходы родителей для получения пособия на детей были отменены. Но в каком-то смысле "было поздно". Многие уже привыкли "сидеть на автале" или заниматься Торой, и изменить образ жизни было тяжело. Только реформы Нетаниягу на посту министра финансов и затем премьер-министра сдвинули дело с мертвой точки, подстегнув экономику в целом. Нетаниягу резко уменьшил социальные выплаты, в том числе пособия на детей и пособие по безработице, но не только: он уменьшил и подоходный налог, сделав производительный труд более выгодным; снизил налог на компании, в результате чего резко выросло предложение на рынке труда; снизил максимальный налог (с 50% до 44%), сделав более выгодным высококвалифицированный труд, а также налоговые "скачки" на более низких уровнях зарплат; уменьшил выплаты на "битуах леуми" для обладателей небольшой зарплаты, и так далее. Никогда и нигде простое урезание пособий социальных проблем не решало.
"Закон Альперта"
Наша статья вызвала бы нарекания в необъективности, если бы мы не упомянули действительно некрасивую историю с пособиями на детей, случившуюся в начале 2000-х. Это было в конце правления Эхуда Барака, о котором нужно сказать несколько слов для тех, кто не помнит или не знает, что это было за время.
В мае 1999 г. Барак баллотировался на пост главы правительства во главе блока "Единый Израиль". На выборы Барак шел под лозунгом «призвать харедим в армию». Однако, победив на выборах, Барак сразу присоединил к коалиции партии ШАС и "Яадут а-Тора", после чего стало понятно, что цели у него какие-то другие.
Почти сразу после формирования кабинета, в начале 2000 года, Барак "взялся за дело". Он начал переговоры с Сирией об отдаче Голанских высот и переговоры с ООП об отдаче 90% территории Иудеи и Самарии, а также Восточного Иерусалима и Храмовой горы, в комплекте с возвращением в пределы "зеленой черты" значительной части "палестинских беженцев". Он инициировал отступление израильской армии из Южного Ливана; это должно было быть частью договоренности с Сирией, но так как на каком-то этапе Сирия отказалась от продолжения переговоров, вывод войск был осуществлен в одностороннем порядке и даже раньше запланированного. В результате интенсивных попыток "Единого Израиля" отдать арабам половину страны началась кровавая Вторая интифада (если Вы слышали про "линч в Рамалле" - это тогда). По мере того, как Барак "закусывал удила", у его партнеров по коалиции сдавали нервы. То одна, то другая партия объявляла о своем выходе; к концу 2000 года Барак, оставшийся с осколками правительства, подал в отставку.
Несмотря на то, что "Яадут а-Тора" вышла из коалиции одной из первых (сентябрь 1999 г.), Бараку отчаянно нужны были голоса харедим на общих голосованиях в Кнессете. "Яадут а-Тора", видевшая перед собой политика, преисполненного решимости продать страну в буквальном смысле любой ценой, решила пойти ва-банк и предложила законопроект "помощи многодетным семьям", согласно которому выплаты пособий на детей должны были увеличиться в разы и достичь 855 шек. на пятого ребенка и далее. Таким образом, совокупные пособия на детей в многодетной семье достигали уровня небольшой зарплаты, позволяя одному из родителей не работать. "Закон Альперта" (по имени его разработчика, депутата от "Яадут а-Тора") был принят Кнессетом в ноябре 2000 года, и просуществовал до июня 2003 года (меньше трех лет), когда был отменен правительством Ариэля Шарона с Биньямином Нетаниягу в должности министра финансов. Очевидно, что за этот мизерный промежуток времени закон не успел повлиять на количество работающих харедим (напомним, что оно стало расти с 2002 года - еще до отмены "Закона Альперта", в результате реформ правительства Шарона). Единственным существенным следствием этого закона стал пиковый рост популярности анти-харедимной партии "Шинуй" и подогреваемых ею (а позже - ее нынешними преемниками) анти-харедимных настроений в обществе. Так что на счету Альперта "со-товарищи" - один из самых тяжелых случаев "хилуль а-Шем" в истории современного Израиля.
Вместо заключения: нужны ли пособия на детей?
Вопрос нетривиален. С одной стороны, очевидно, что многодетные семьи (при условии, что они лояльны стране) берут на себя гораздо большую тяжесть по воспитанию будущего поколения нации, чем их малодетные сверстники, особенно в условиях демографического соревнования за будущее Израиля как еврейского государства. Поэтому чисто по логике им положена помощь. Ведь даже если оба родителя работают и неплохо зарабатывают, невозможно сравнить расходы семьи с 1-3 иждивенцами и семьи с 5-12 иждивенцами. Особенно если учесть дороговизну всех уровней образования для детей, от дошкольного до высшего, заоблачные цены на жилье (а большая семья при всем желании "не влезет" в малогабаритную квартиру) и постоянное повышение цен на базовые продукты питания.
С другой стороны, конкретно пособие на детей как вид помощи многодетным семьям - неэффективное средство. Это деньги, которые даются родителям, а не детям (условно говоря), то есть, используются на любые нужды, а не точечно на улучшение положения детей. Как пример, многодетная мамаша может купить на это пособие новую сумочку для себя вместо того, чтобы оплатить репетитора ребенку. Кроме прочего, нынешние пособия на детей в Израиле мизерны (140 шек. на ребенка до 18 лет, независимо от их количества – при «потребительской корзине» около 2000 шек. на члена семьи) и не являются существенной частью бюджета. Израиль по величине пособий на детей – на одном из последних мест среди стран экономического сотрудничества (меньше пособия только в Чехии, Словакии и Польше). Все это наводит на вывод, что вместо пособий на детей (или параллельно с ними) нужно разработать другие механизмы помощи многодетным семьям: удешевлять образование, бороться с дороговизной и пр.
Отметим в этой связи в позитивном ключе программу "Хисахон ле-коль елед" ("Накопление для каждого ребенка"), инициированную в прошлой каденции министерством финансов. Согласно этой программе, родитель каждого ребенка открывает на ребенка счет в банке или инвестиционном фонде, на который государство переводит ежемесячно 50 шек., и родитель имеет право перевести на него еще 50 шек. со своей стороны. По достижении 18 лет ребенок получает право снять накопленные средства и использовать их для получения образования, устройство личной жизни, открытие бизнеса и любые другие цели. Такого рода программы гораздо лучше, чем "кицват еладим", уменьшают неравенство, давая всей израильской молодежи почти равные "стартовые возможности" в начале самостоятельной жизни.
Пожелаем же партиям, обещающим рай своему электорату за счет «ликвидации влияния кровососов в черном», перестать доить престарелую «корову» двадцатилетней давности и заняться конструктивными решениями проблем социального неравенства. Для чего нужно иметь не только глотку, но и подходящее образование.
Часть 2. Финансирование ешив
Когда нужно быстро вывести человека из себя и заставить его совершить действие, нужное политтехнологу, лучше всего действует такой прием: "Некто забрал твои деньги!! Ты работаешь, а кто-то за твой счет жирует!!! Только мы тебя спасем!!!"
К счастью, среди русскоязычных израильтян много людей думающих, которые способны отличить демагогию от правды. Проблема лишь в том, что у них ограничен доступ к информации, в силу языкового барьера и целенаправленных усилий политтехнологов релевантную информацию скрыть от масс. Попробуем хоть частично исправить эту несправедливость.
Сколько в Израиле ешиботников и сколько денег они получают?
Как известно, харедимная община составляет на данный момент, по разным оценкам, от 10% до 15% израильского общества. Возьмем для простоты среднее число - 12,5%. Это около миллиона человек. По данным на 2014 год, студентов "колелей" (ешив для женатых, ученик которых получает стипендию от государства) было 87 744 человека, из них граждане Израиля составляли 87,5%. Итого, всего ешиботников, получающих деньги от государства, было около 77 тысяч (округлено в сторону увеличения) - менее 8% от всех харедим. В 2017 году "Калькалист" объявил, что число студентов колелей после создания правительства Нетаниягу - харедим "подскочило" до 75 тысяч (только следящие за цифрами поняли, что оно на самом деле уменьшилось). В последующие 2 года оно снова несколько выросло, примерно вернувшись на уровень 2014 г., когда в правительстве был Лапид.
По данным на текущий год, студент "колеля" ("аврех") получает от государства 765 шек. в месяц. Эта сумма дается лично студенту: сам "колель" как учебное заведение государством не финансируется. Несколько иная ситуация с ешивами для неженатых: эти учебные заведения государство финансирует в размере 425 шек. в месяц на ученика, но деньги получает не ученик, а учебное заведение - на содержание общежития и питание студентов. Разумеется, этих денег не хватает, и студенту приходится доплачивать за учебу и проживание из своего или родительского кармана - от 300 до 1000 шек. в месяц, в зависимости от престижности заведения. Студентов ешив для неженатых (включая "ешивот эсдер") в Израиле от 30 до 40 тысяч, по разным оценкам. Возмем среднее арифметическое - 35 тысяч.
Делаем подсчет:
"Колели": 77 000 х 765 х 12 (месяцев в году) = 706,8 миллионов шек. в год.
Ешивы для неженатых: 35 000 х 425 х 12 = 178,5 миллионов шек. в год.
Все вместе траты на классическое изучение Торы в еврейской стране - 885,3 млн. шек. в год. В пересчете на одного ученика - 7 904 шек. в год.
Сколько в Израиле студентов гуманитарных наук и сколько денег они получают?
По данным на 2017 год, всего в Израиле было 313 400 студентов (включая "Открытый университет" и "михлалот", на все 3 академические степени). Это около 3% от всего населения страны. Учитывая, что 12 "михлалот" не финансируются государством, и в них учится примерно 44 000 студентов, число студентов в финансируемых вузах можно примерно оценить в 270 000.
Стоимость высшего образования в бюджете на 2019 год определялась в 11,5 миллиарда шек. (Это только прямые инвестиции, не считая многочисленных программ субсидий от разных министерств). Таким образом, если бы на все факультеты государство тратило одинаковые ассигнования, стоимость одного студента для бюджета составляла бы 42 593 шек. в год, не считая дополнительных программ.
Но, разумеется, финансирование различных факультетов не одинаково. Совет по высшему образованию использует формулу для вычисления "стоимости студента" для бюджета в зависимости от области знания, которую он изучает. Так, на студента гуманитарных дисциплин выделяется 54,6% средств от среднего, а на студента общественных наук (не считая "Управление бизнесом") - 86,1%. Такая разница несколько странна, потому что зачастую отнесение предмета к "гуманитарным" или "общественным" наукам волюнтаристское: так, изучение иудаизма в университете относится к гуманитарным дисциплинам, а изучение ислама - к общественным (и получает на 30% больше ассигнований). Ну да ладно, мы не жадные.
Итак, считаем: средняя стоимость студента - 42 593 шек. в год, 54,6% от нее - 23 260 шек. Столько тратит в год государство Израиль на изучение одним человеком литературы, философии, театрального искусства и пр. Напомним: на изучение Торы - 7 904 шек., в 3 раза меньше.
Общественные науки (обществоведение, социология, психология и проч., и почему-то ислам): 86,1% от 42 593 шек. - 36 678 шек. в год на человека. Изучать Коран в еврейском государстве почти в 5 раз выгоднее, чем Гемару.
В среднем студент Торы получает от государства примерно в 4 раза меньше ассигнований, чем студент гуманитарно-общественных наук вуза.
На самом деле, разница еще больше. Ведь мы учли стипендию "авреха", но не учли стипендии и скидки в оплате обучения для студентов вузов - по десяткам программ, от самых разных министерств и ведомств (подсчитать это просто невозможно). Плюс скидка на проезд в общественном транспорте, плюс помощь в оплате квартиры для семейных, и т. д., и т. п. Большинство этих льгот студентам Торы не снились.
Мне, наверное, возразят: даже студент-гуманитарий не сидит в университете до бесконечности. Он делает степень, а потом идет искать работу - выходит на рынок труда. Правда, для этого ему зачастую приходится приобретать еще один диплом. Например, обладатель степени по литературе может приобрести "теудат-ораа" (удостоверение преподавателя - еще год обучения) и преподавать литературу в школе. Но точно так же выпускник ешивы может приобрести "теудат-ораа" и преподавать в школе предметы, связанные с еврейской традицией. Многие так и делают - преподают в школах для мальчиков.
А вот еще интересные цифры: согласно Центру статистических исследований Кнессета, только 39% выпускников гуманитарных факультетов университетов нашли работу в сфере, близкой к их специальности, в течение 4-х лет после окончания обучения на первую степень (гораздо меньше, чем выпускники других специальностей). Причем это число включает и тех, кто "остался на кафедре" и продолжил обучение на вторую и третью степень, потихоньку преподавая студентам и оставшись по сути "вечным исследователем", ничем не отличающимся от "вечного ученика ешивы", кроме бесполезности своих исследований для еврейского народа как минимум в половине случаев. На самом деле, все еще хуже, потому что "вечные исследователи" с гуманитарных кафедр, в отличие от "аврехов", получают очень приличную бюджетную зарплату - зарплату научных работников! Годами ковыряясь в "грязном белье" поэтов Серебряного века или исследуя миграцию американских индейцев. Хотите цифры? Израильский налогоплательщик содержит почти тысячу (924) профессоров гуманитарных наук! И это не считая преподавателей более мелкого ранга.
По самым скромным подсчетам, содержание гуманитарных и обществоведческих факультетов обходится израильскому налогоплательщику более чем в 2,5 миллиарда в год. И это еще без учета стипендий и социальных пособий студентам.
Зачем вливают миллиарды в гуманитариев?
Возникает вопрос: зачем люди идут на эти факультеты, если получаемые там знания нерелевантны для нормального трудоустройства? Процитируем ответ некоего студента философии, давшего интервью корреспонденту "Едиот ахронот" (за 09.10.13, "Сколько стоит творческий и критический подход?"): "Я записался на философию потому, что это мне действительно интересно. Изучение этих предметов помогает тебе развить критическое мышление, быть способным задавать вопросы, и я действительно думаю, что это не менее важно, чем получить возможность работать в каком-нибудь офисе".
То есть, люди идут изучать эти предметы исключительно ради личного духовного развития.
Это, конечно, очень важно. Но почему за духовное развитие этого юноши израильский налогоплательщик должен выкладывать 25 000 шек. в год? И почему изучение философии народов мира оценивается распильщиками бюджета в 3 раза дороже, чем изучение философии собственного народа? Но самый большой вопрос, в нашем контексте: почему не находится ни одного радетеля народного блага, который возмутился бы, что "работающие израильтяне" кормят "этого тунеядца"?
Причем не просто "кормят", а из года в год все больше и больше в него инвестируют! В последние десятилетия наблюдается спад интереса абитуриентов к гуманитарным специальностям, и Совет по высшему образованию (СВО) делает буквально восьмерки в воздухе, чтобы вернуть этот интерес и набрать на гуманитарные курсы как можно больше студентов - даже за счет таких критически важных сфер, как инженерия, биология и пр. В то время, как израильская индустрия задыхается от нехватки программистов, физиков и инженеров, СВО инвестирует сотни миллионов шекелей в популяризацию и рекламу гуманитарных факультетов, и довольно отмечает, что акции проходят удачно и число гуманитариев растет! В 2014 году СВО создал специальный Высший совет по продвижению гуманитарных предметов. В 2018 году "Ватат" ("Ваад тихнун вэ-тикцув", платежный орган СВО) разработал программу "Шеер руах", на реализацию которой направил 143 миллиона шек. (в дополнение к десяткам миллионов, выделенных до этого). Вот одна строка из этой программы: "За каждого студента, который будет участвовать в программе, любое финансируемое нами учебное заведение будет получать [дополнительный] бюджет в размере 17 000 шек., на протяжении 4-х лет". То есть, стоимость студента в год увеличится на 17 000 шек. (и составит 40 000 - почти как в среднем по всем факультетам, включая экономически выгодные).
Возникает вопрос: за что?!!
Видимо, гуманитарные факультеты выполняют какую-то очень важную роль, за которую израильская элита готова дорого платить (разумеется, из нашего кармана).
Какая это роль - нам всем хорошо понятно. На протяжении всей истории нашей страны академия и особенно гуманитарные и общественные факультеты были оплотом и "питомником" ультра-левой идеологии. Снижение количества студентов-гуманитариев - это уменьшение шансов левых когда-либо взять реванш и дорваться до власти. Поэтому тут не мелочатся. Инженеры и врачи подождут.
Теперь Вы поняли, почему за изучение Талмуда в университете государство готово выложить в 4 раза больше, чем за изучение того же Талмуда в ешиве? Правильно: три четверти суммы идут на промывание студенту мозгов, которого он в ешиве "не удостоится".
И все-таки: четыре года - это не всю жизнь…
Мне заметят, что те, кто не остался на кафедре, рано или поздно найдут какую-нибудь работу, государство перестанет в них инвестировать, они начнут платить налоги и бюджет все-таки станет с них зарабатывать.
Это ошибка!
Дело в том, что в Израиле (как и везде в развитых странах) есть четкая корелляция между величиной зарплаты и наличием академической степени. Если человек без высшего образования может претендовать лишь на начальную зарплату, скажем, 6 000 шек., то обладатель академической степени как правило начинает карьеру с 8 000 и более.
И вот наш философ (из интервью) устраивается папашей в какое-нибудь министерство или муниципалитет, на "ответственную должность", не требующую, в принципе, никакого образования. Если бы его и не было, то наш герой получал бы от бюджета зарплату, близкую к минимальной. Но у него есть академическая степень! Разница в зарплате, в зависимости от условий коллективного договора, может выражаться четырехзначным числом (в нашем примере выше - 2 000). Итак, потратив на духовное развитие юноши 100 000 шек. за 4 года, израильский налогоплательщик продолжает платить ему за то же самое (философствование на рабочем месте) несколько тысяч в месяц на протяжении всей жизни, включая пенсию! Харедимный "аврех" со своими 800 шек. в месяц нервно курит в сторонке.
Но и это еще не все. Во многих государственных организациях (возможно - во всех, но это требует проверки) по коллективному договору у работника, не имеющего академической степени, есть возможность получить степень за счет работодателя, то есть, опять-таки - налогоплательщика. В этом случае государство не только тратит на него деньги как на любого студента, но еще и берет на себя плату за обучение, которая составляет в университетах 10 228 шек. в год. То есть, государство платит десятки тысяч за то, чтобы начать платить своему работнику увеличенную зарплату! Разумеется, работник бюрократической машины не пойдет изучать физику или программирование; это ему не нужно, да и тяжело сочетать изучение сложной специальности с работой. Он предпочтет изучать, например, "развитие демократии среди африканских каннибалов". А что? Перспективное направление; глядишь, еще и командировку в Африку получит - изучать каннибалов изнутри…
И последнее: препсостав
Особенностью традиционных еврейских ешив и "колелей" является активная поддержка частных спонсоров. Ведь государство не содержит администрацию и препсостав этих заведений. Поэтому имидж ешивы и соответственно - ее материальная база создается личным авторитетом главы ешивы и основных преподавателей. Некачественная ешива быстро теряет спонсоров и разваливается.
В государственном же образовании все происходит с точностью наоборот. "Комитет по планированию и финансированию" ("Ватат"), состоящий из 7 человек, свободно распоряжается 11,5 миллиардами бюджетных денег, независимо ни от кого решая, сколько зарплат и какой величины будет переведено такому-то учебному заведению.
В отчете госконтролера М. Линденштрауса (2009 г.) отмечается, что университеты не позволяют Минфину контролировать величину зарплат персонала. Даже самого госконтролера пытались не допустить к проверке зарплат администрации и высшей профессуры университетов. Результат: львиная доля государственных ассигнований на вузы идет на зарплаты, количество преподавателей и техперсонала растет непропорционально количеству студентов. Судите сами: в Хайфском университете один преподаватель в среднем на 10 студентов, а в Иерусалимском - на 4 студента! Это что же, индивидуальное обучение?
Кстати, а почему такая разница? Хайфский котируется ниже, но что-то нам подсказывает, что дело не в этом. А в том, что Иерусалимский ун-т гораздо старше, и "своих людишек" туда успели подсадить гораздо больше.
И в заключение
Цель этой статьи - не "перевести стрелки" с ешиботников на академию. Если кому-то что-то положено по закону, то этот человек - не вор, и обвинять его не в чем (хотя, возможно, стоит пересмотреть закон). Мы хотели лишь показать лицемерие политиков, которые, за неимением конструктивного посыла, решили поднять свой электоральный рейтинг за счет раздувания межобщинной ненависти в еврейском народе. Воспользовались незнанием, отсутствием информации, и стали поливать грязью целую общину.
Надеемся, что русскоязычный избиратель отреагирует так, как они того заслуживают.
* * *
А теперь не будем говорить о деньгах. Есть в жизни общества вещи не менее важные. Это физический вклад в общество - служба в армии, получение высшего образования, волонтерство, благотворительность, инвестиции в национальные проекты. Во всех этих областях вас дезинформируют, по принципу "разделяй и властвуй".
Вот несколько "битов" информации.
"Харедим не служат в армии"
По данным на конец 2018 г. в ЦАХАЛ служили 7250 харедимных юношей. Из них половина - в харедимных боевых частях: батальон "Нецах Еуда" бригады "Кфир" - 3020, рота "Томер" в "Гивати" - 380, рота "Хец" бригады парашютистов - ок. 200. Кроме этого, 1350 харедим служили на тот момент в общих частях и около 2,5 тысяч - на специальных программах. Еще 500-600 человек проходят "шерут леуми".
Львиная доля харедим стараются попасть в боевые части. Те, чей профиль здоровья не позволяет попасть в пехоту или ВВС, идут в патрульное подразделение кинологов "Магиней а-Негев" или в компьютерную разведку.
Процент харедим, служащих в армии и в "шерут леуми", неуклонно растет. Только в 2017 г. призвалось 3685 юношей - ок. 34% выпускников харедимных учебных заведений (за год до этого, в 2016 г., призвалось 29%. Данные израильского "Института демократии"). Причем из них 83% призвались в армию, и только 17% в "шерут леуми". Заметим, что этот существенный рост наблюдается в каденцию правительства "Нетаниягу-харедим", как его презрительно называют левые.
В отличие от этого, общий процент израильтян, призывающихся в армию, неуклонно падает. Армейское начальство уже много лет бьет тревогу, отмечая катастрофическое падение мотивации к призыву. Если в 1991 г. не явились на призывной пункт 18,32% подлежащих призыву, в 2008 г. - 25,8%, то в 2017 г. таких было более 50%! (Без учета нацменьшинств - ок. 35%). При сохранении нынешних тенденций через 5 лет процент призвавшихся харедим будет выше, чем процент призывников в целом по стране! Но политиков не волнует "этих глупостей". Политиков волнуют исключительно харедим. Вот уж, действительно, "харедим - будущее нации", как выразилась в прошлой каденции Аелет Шакед.
Еще интереснее картина с окончанием службы в армии. В июне 2013 г. Аруц 2 опубликовал такие данные: менее четверти израильтян заканчивает полный срок службы в армии! Т. е. еще 6 лет назад это было меньше, чем процент призыва харедим. В публикации об этом на сайте "Мако" (за 21.06.13) корреспондент (светский) ужасается: "Политики убеждают нас, что светские - фраеры… Мы решили проверить, насколько легко увильнуть [от службы], и честно сказать - были поражены: только один из пяти израильтян заканчивает службу!" В приведенном там журналистском расследовании совершенно здорового юношу, якобы "не желающего служить", подсылали к психиатру за "профессиональным заключением" о его недееспособности, и за несколько тысяч шекелей парень получал нужную бумажку. Журналисты опубликовали и имена как минимум двух врачей, выдающих такие справки. О том, что эти врачи были как-то наказаны, никаких публикаций не было.
Существует и такая статистика: в целом по стране среди молодежи психическими проблемами страдает в той или иной мере 2% ребят (далеко не все из них до такой степени недееспособны, что не могут служить). А освобождение на почве психической недееспособности получают 6% призывников! Но это никого не волнует.
Еще статистика: из женщин, отказывающихся от службы, аргументируя это "религиозным образом жизни", 30% - на самом деле светские. Армия обнаруживает это, содержа целую "армию" частных сыщиков, которые вынуждены следить за отказницами, проверять их аккаунты в Фейсбуке и пр. (Источник - "Walla-news" за 19.11.2015, в интервью с офицером Генерального штаба). Можно только представить себе, во сколько это обходится государству.
Конечно, все равно можно сказать, что общая тенденция "косить" от армии - не оправдание для конкретного сектора, даже если он "косит" не намного больше других. Но согласитесь, что твердить непрерывно, что харедим - и только харедим! - "не служат" - это не только лицемерие, но и плевок в лицо тысячам парней, которые призвались в самые опасные места, защищая трепачей-политиканов, "отслуживших" в Галей ЦАХАЛ или интендантстве.
"Харедим не получают высшего образования"
За последние 20 лет число харедим, получающих высшее академическое образование, выросло более чем в 15 раз - с 600 человек к концу ХХ века до 9,6 тысяч в текущем году. То есть, 1% от всех израильских харедим на данный момент учатся в академии. Для сравнения: из 9 миллионов израильтян студентов академии - около 300 тыс. человек, то есть около 3%. Если темпы роста числа харедим в академических вузах сохранятся еще 10 лет, то процент харедимных студентов станет в 2 раза выше, чем общий процент студентов в целом по стране.
Почему такой скачок именно в последние десятилетия? Потому что раньше единственным местом, где можно было получить академическую степень, был университет. А университеты традиционно отличаются своим желанием не только обучить студента, но и "перевоспитать" его. Как правило - в духе левой светской идеологии, "либерализма". Эта тенденция наблюдается во всех странах, но в Израиле - особенно сильно, в силу исторических причин. Поэтому из харедимной общины туда шли только единицы.
А в начале 21 века в израильской академической жизни произошел переворот. Было создано несколько десятков "михлалот" - академических колледжей, многие из которых в силу своей компактности и динамичности смогли "подстроиться" к нуждам харедимной общины - например, организовать раздельное обучение юношей и девушек. Да и промывкой мозгов там никто не занимается. И харедим двинули туда.
Не хуже обстоят дела и с высшим технологическим образованием, дающим диплом "андесаи" - "младший инженер". Только за последние 4 года (каденция уходящего правительства, в которой немалую роль играли харедимные партии) количество юношей и девушек, обучающихся в харедимных инженерных колледжах, выросло на 40%, и эти колледжи составили более половины всех технологических колледжей страны! По самым скромным оценкам, в них учатся около 15 000 студентов.
Министерство труда, ответственное за инженерные колледжи, в марте текущего года опубликовало результаты проверки уровня обучения во всех технологических колледжах страны. Уровень знаний студентов оценивался по пятибалльной системе. Уровень до 3,5 баллов считался "низким", от 3,6 до 3,9 - "средним", от 4 до 4,9 - "высоким", и 5 баллов - "максимальный уровень". Высшую оценку в 5 баллов получили только харедимные колледжи - 17 учебных заведений, среди которых - горжусь - и институт, в котором учатся мои дочери. В категории "высокий уровень" оказались 25 учебных заведений, из которых более половины - харедимные. В категории "низкий и средний уровень" ни одно харедимное учебное заведение не попало.
"Харедим не участвуют в жизни общества"
Обычно в светской прессе "волонтерством" называют "шерут леуми". Но это не совсем корректно. Гражданин, проходящий "шерут леуми", получает денежное пособие и разные льготы, и освобождается от армейской службы. При этом ни в какой армейской статистике не фигурирует число настоящих харедимных волонтеров - юношей и девушек, которые помогают стране и обществу совершенно безвозмездно, не получая никакой платы и льгот и не освобождаясь этим от армейской службы!
По данным Института исследований тенденций в харедимной общине, волонтерской деятельностью в том или ином виде занимаются 35% харедим (среднее арифметическое за 2015-2016 гг.) - более трети всех членов общины! Из них 15% волонтерствуют на регулярной основе в известных благотворительных организациях. Причем многие из них - не год-два, как "шерут леуми", а многие годы, даже десятилетия. Для сравнения: в общине "вязаных кип" волонтерствует в том или ином виде 32%, среди "масортим" и светских евреев - 22%, среди арабов - 7%.
Лидируют харедим и по количеству времени, посвящаемому благотворительности. 25% харедим-волонтеров посвящают этому 20 и более часов в месяц (среди "вязаных кип" таких 20%, среди "масортим" и светских - 18%).
Интересно, что среди мужчин-харедим волонтеров даже больше, чем среди женщин: 41% всех харедимных мужчин занимаются благотворительной деятельностью. Если бы всем этим мужчинам их работа на благо общества засчиталась как "шерут леуми", то ни у кого не открылся бы рот сказать, что харедим "не служат стране".
Тем, кто считает, что харедим волонтерствуют только внутри своей общины, назову лишь несколько крупнейших в стране благотворительных организаций, предоставляющих услуги всем слоям общества, львиная доля волонтеров которых - харедим: "Яд Сара", "Эзра ле-марпэ", "Эзер ми-Цион", "ЗАКА". Надеюсь, представлять эти организации не нужно.
Если сравнивать со статистикой волонтерства в странах, входящих в Союз экономического сотрудничетства (ОЭСР), то израильские харедим (но не страна в целом) - на первом месте с большим отрывом в трех из четырех категорий: "волонтерство минимум один раз в месяц", "минимум один раз в неделю" и "волонтерство на постоянной основе". В четвертой категории - "волонтерство хотя бы один раз за текущий год" - победили норвежцы. Израильские харедим на третьем месте (на втором - США).
"Харедим не платят налоги и сидят на пособиях"
К сожалению, нет секторальной налоговой статистики, но кое-какие цифры и факты мы все же приведем. ?
Среди харедимных израильтян как минимум пять миллиардеров: Ашер и Дан Гертлеры из Бней Брака, Лев Леваев, тоже бывший житель Бней Брака (на данный момент проживает в России), Михаил Мирилашвили (Герцлия) и его сын Ицхак (Герцлия Питуах). Их совокупное состояние составляет около 5,5 миллиардов, и на налоги, которые они платят, можно было бы содержать все израильские ешивы с большим резервом.
Итак, из 20 самых богатых людей Израиля пятеро - харедим, то есть четверть. Гораздо больше, чем процент харедим среди населения. ?
В октябре 2018 года в Кфар Макабия состоялась конференция для 700 харедимных предпринимателей - владельцев стартапов в области "хай-тека". По оценкам специалистов, около 20% харедим - предприниматели. Это может быть связано с ешивной привычкой задавать вопросы и искать ответы, а также с большей свободой предпринимателя по сравнению с наемным работником - что позволяет сочетать успешный бизнес с изучением Торы. ?
Харедимные колледжи выпускают ежегодно около 2,5 тысяч специалистов в области высоких технологий. В частности, семинары "Бейт Яаков" дают ежегодно 700-800 новых программисток и примерно столько же специалисток в области медиа, компьютерного дизайна и сайтостроения. 3% всех работников израильского "хай-тека" - харедим, и их число неуклонно растет. Для сравнения: менее 8% харедим - ученики "колелей" (ешив для женатых), и из них только 14% получают "автахат ахнаса". То есть, одних только работников "хай-тека" в харедимном секторе больше, чем "аврехов", сидящих на пособиях. ?
Среди харедимных работников "хай-тека" примерно 60% женщин и 40% мужчин. 44% харедимных женщин, работающих в "хай-теке", имеют зарплаты от 10 000 шек. и выше, еще 25% - от 8 до 10 тысяч. (Данные от "Глобс" за 1 января 2019 г.). Для женщин в Израиле это очень солидные зарплаты. Полагаю, они платят налоги. ?
В Израиле более 3 000 харедимных адвокатов (примерно 3% от всех израильских адвокатов) - тоже высокооплачиваемая должность. Кстати, несмотря на то, что среди них есть опытные юристы высокой квалификации, до самого недавнего времени ни один хареди не мог получить должность судьи в государственном суде. Только в 2018 г. произошло историческое событие: харедимную женщину назначили судьей в мировом суде Иерусалима. Это была личная победа министра юстиции Аелет Шакед.
?
Примерно треть доходов государства от налогов поступает от "налога на добавочную стоимость" ("маам"), который в Израиле составляет 17% от суммы сделки. Этот налог платят равным образом абсолютно все граждане - от миллионеров до нищих, со всех приобретаемых ими товаров потребления. "Увильнуть" от уплаты этого налога невозможно (разве что покупать товары потребления в заграничных поездках - но как раз это большинству харедим недоступно).
"Харедим не имеют аттестата зрелости"
В Израиле обычно под "аттестатом зрелости" подразумевают суммарный балл экзаменов на "багрут", дающий право на поступление в университет. Но в отношении харедимной общины это обобщение искажает положение вещей и создает ложный образ "безграмотных" противников образования, "мракобесов". Разумеется, это не так.
Почти все харедимные девочки учатся в системе "Бейт Яаков", школы которой имеют статус государственных и дают своим ученицам полную программу "Либа" по общеобразовательным предметам. Однако для аттестации и контроля за успеваемостью используется не "багрут", а система экзаменов "Сольд" (по имени Генриетты Сольд), параллельная "багруту". Это делается для того, чтобы девочки пошли получать профессию не в светский университет, а в религиозные вузы, принимающие эту аттестацию. Девочки, приобретающие инженерные специальности, вынуждены в дополнение к этому сдавать экзамены на "багрут" по дисциплинам, требуемым Ассоциацией инженеров (математика, английский, программирование). То есть, по этим предметам они аттестуются дважды.
Неучитывание "экзаменов Сольд" в статистике получения аттестата зрелости - произвол Минпроса и сознательное искажение статистики среднего образования в харедимном секторе. Этот формат аттестата зрелости преследовал единственную цель: разграничить харедимную и светскую системы общего (не религиозного) образования. По большинству предметов "экзамены Сольд" отражают те же изученные темы, что и "багрут", по другим предметам темы несколько различаются, но объем получаемых знаний не меньше. Нет никакого оправдания тому, что харедимные девушки, закончившие "тихон" с проходными баллами по всем предметам (а таких почти 100%), успешно работающие программистами, бухгалтерами, архитекторами и пр, считаются "не имеющими среднего образования".
В системе обучения мальчиков ситуация другая. Большинство мальчиков изучают общеобразовательные предметы только в начальной школе (восьмилетка, или "хедер"), и на самом базовом уровне. Позже, когда юноша встает перед необходимостью приобретения специальности, он вынужден сначала учить программу средней школы.
Но такая ситуация устраивает далеко не всех. Около 6% харедимных семей после "хедера" посылают сына в "ешиву тихонит" - среднюю школу с полным "багрутом" (на 40 и более единиц). На настоящий момент в Израиле действует 10 чисто харедимных "тихонов" для мальчиков, и еще несколько школ, в которые принимают и харедим, и "вязаных кип".
Одна из основных причин того, что так мало харедимных семей отдает сыновей в "тихон" - жуткая дороговизна обучения. Харедимные "тихоны" для мальчиков (в отличие от школ для девочек) не спонсируются государством. Обучение в них стоит от тысячи до 2,5 тысяч шек. в месяц - на одного ребенка! Какая многодетная семья может себе это позволить?..
И те же политики, которые дискриминируют харедимных учеников, лишая их базового права на бесплатное среднее образование - лицемерно обвиняют их в "безграмотности"!
И в заключение
Светские и харедимные израильтяне - очень разные люди. У каждой общины свои общинные интересы. Но мы не можем, не имеем морального права быть врагами. Мы в одной лодке, господа, и эта лодка опасно протекает! Пока мы кусаем друг друга, наши смертельные враги откусывают части нашей земли, выпускают из нас кровь. Неужели мы будем таскать друг друга за чуб до тех пор, пока нам не размозжат голову?!
Да, мы стоим на страже субботы, на страже кашрута. Но это не наш личный интерес. Это национальный интерес. Мы не лезем в чужие тарелки и никому ничего не навязываем на личном уровне, но мы живем в еврейской стране!! Любой народ дорожит своими традициями, лелеет их и гордится ими перед миром. Тем более - такими традициями, как у нас, которые создали основу мировой нравственности.
Вас пугают "государством галахи". Но в нашей Торе нет такого понятия - "государство галахи". Есть личные и общественные заповеди. Общественные, по крайней мере большинство из них, мы на данный исторический момент исполнять не можем, к сожалению. А личные - на ответственности каждого конкретного индивидуума.
Но есть нечто третье, релевантное и для нашей эпохи: дух еврейской страны. Общественная атмосфера, которая будет ощущаться туристами, которую будут впитывать наши дети - и гордиться своей "пятой графой". У нас есть ценности, у нас есть история, у нас есть наследие. Общее наследие!!
Ради сохранения этого духа, этой атмосферы, в условиях глобальной интеграции нашего времени современное государство создало институты, не упоминаемые в Торе - например, "главный раввинат" с его полномочиями. Это изобретение светского еврейского государства времен Бен-Гуриона и Мапая. Зачем светские основатели государства, социалисты и атеисты, создали "главный раввинат"? Зачем прописали в муниципальных правилах светского Тель-Авива запрет на публичное осквернение субботы? Потому что они, лично пережившие погромы и Катастрофу, понимали: без этого нам как нации не выжить.
И вот с этим-то духом еврейской страны и не могут смириться те, кто Вас запугивает. Они борятся именно с ним. Или - делают вид, что борятся, ради каких-то своих политических целей. Но имеют ли эти цели что-то общее с Вашими интересами?..
Мы с Вами несем прямую ответственность за будущие поколения евреев, которые спросят с нас, своих предков - что еврейского мы им оставили? В чем заключается наша аутентичность? В некотором смысле - мы, харедим, делаем нашу общую с Вами работу. Так хотя бы не ругайте и не кляните нас за это. Мы делаем это не ради себя, а ради наших с Вами детей.
"Новости недели", 9.2019