Есть ли причина бояться у Либермана и как его действия связаны с отношением генерального прокурора к расследованию против Нетаньягу?
Либерман воздерживается от действий, которые могли бы расстроить Мандельблита и Ницана и действует так, будто подыгрывает их позиции против Нетаниягу. Несмотря на явные судебные показания прокуратура и Верховный суд воздерживаются от расследования дела НДИ. Для Либермана, как "босса, которого необходимо удовлетворить" незаконно перечисляются миллионы. Его партнер и доверенное лицо Алекс Вижницер уехал в Азербайджан во время ведущегося против него расследования по делу «Нативей Исраэль», потом вернулся в Израиль и вновь уехал по согласованию с прокуратурой. Прокуратура просила о конфиденциальности суда по этому делу. Предпринимаются тайные шаги.
* * *
Действия главы НДИ, депутата Авигдора Либермана вызывают беспокойство и недоумение. Уже около 20 лет и до недавнего времени Либерман был одним из главных критиков правоохранительных и следственных органов. Он называл прокуратуру и полицию криминальными организациями, именно так, не больше и не меньше. Он обвинял их в преследовании политиков, и, в частности, его самого. Он набрасывался на них практически при каждой возможности и призывал к судебным искам против них и к законодательству, ограничивающему их способность действовать против подозреваемых.
И вдруг не так давно Либерман замолчал. Его голос не слышен. Ни осуждения следственных и правоохранительных органов, ни нападения на их права. Абсолютная тишина. Он не произносит ни одного слова, которое может расстроить кого-либо из прокуроров или полиции, и не выступает против судов и судей. Это тот не воинственный Либерман, которого мы знали десятилетиями. Либерман ведет себя как будто его шантажируют - если он поднимет голову, его вызовут на допрос.
Более того, Либерман делает зигзаги и как бы подыгрывает в политике позиции прокуратуры, даже если они противоречат всем его прошлым заявлениям. Вот три его главных шага:
1.Либерман помешал формированию правительства во главе с Биньямином Нетаньяху - прокуратура и юрсоветник правительства заинтересованы в отставке Нетаньяху с поста премьер-министра. Либерман привел к повторным выборам под крайне сомнительным предлогом (закон о призыве харедим). И все это несмотря на обещание своим избирателей присоединиться к коалиции, возглавляемой Ликудом и вопреки тому, что за долгое время он привык обниматься с ультраортодоксами и с раввинами и пообещал им согласовать с ними закон о призыве.
2.В последние недели Либерман объявил, что после выборов 17 сентября он будет добиваться создания правительства национального единства с участием Ликуда, Кахоль-Лаван и НДИ. Но за кулисами он работает над тем, чтобы устранить Нетаниягу, несмотря на то, что тот является кандидатом от Ликуда на пост премьер-министра. Либерман надеется сформировать правительство национального единства с помощью другого кандидата в премьеры от Ликуда.
3.Либерман (как и государственная прокуратура) действовал против законодательства, которое позволило бы устанавливать видеокамеры на избирательном участке, несмотря на то, что за несколько дней до того он неоднократно заявлял, что он и члены фракции НДИ поддержат это ликудовский законопроект.
Вызывает вопросы поведение Либермана в последние месяцы. Либерману удалось выпутаться (после того, как свидетели исчезли или были убиты) из серьезного обвинительного заключения против него по делу о миллионах, проведенных через банки на Кипре, в ходе чего его дочь незаконно получила миллион шекелей. Вопросы: действует ли Либерман в эти дни вопреки своим всегдашним заявлениям для того, чтобы понравиться прокуратуре и (или) генпрокурору? Возможно, он их боится, возможно он подвергается реальному риску при расследовании некоторых вопросах.
Вот два из них.
Дело НДИ - кто это "босс"?
По какой-то причине Либерман не был допрошен по делу НДИ. Многие миллионы утекли из средств, которыми распоряжалась фракция НДИ, средств, полученные из фондов коалиции. Однако, как уже упоминалось, полиция даже не удосужилась вызвать его для заявления или подтверждения, что эти вопросы были в ведении его заместительницы Фаины Киршенбаум (против которой уже было предъявлено обвинительное заключение).
Даже если полицейские следователи и адвокат прокуратуры Маор Эвен-Хен действовали тогда добросовестно, Либерман должен был бы быть допрошен исходя из новой информации, представленной суду. Киршенбаум представила на суде стенограмму разговора, состоявшегося 15 апреля 2019 года, между председателем штаба НДИ Даудом Годовским, (который уже осужден по этому делу и приговорен к семи годам тюремного заключения) и Матаном Даханом, председателем ассоциации Айалим. Они обсуждали перевод денег из бюджета. В ходе этой беседы Дауд объяснил Матану, что часть денег, которые будут переданы Айалим из фондов коалиции НДИ оставит себе (то есть в результате этой аферы из пяти миллионов шек., которые официально утверждены министерством финансов, 2 миллиона шек. будет возвращено партии "через черный ход" и будет использоваться партией и ее людьми). Годовский сказал Дахану (и это звучит в представленной на суде записи): "Это нужно для удовлетворения босса". Киршенбаум на допросе спросили, кто это босс, и она ответила: "Наверное, Либерман".
Такое подозрение требует вызова Либермана для допроса. Этого не произошло, хотя эта информация была доступна государственному прокурору Шаю Ницану и генеральному прокурору (он же юрсоветник правительства) Авихаю Мандельблиту. В отличие от других расследований, здесь Ницан и Мандельблит почему то не заставляют подозреваемых и обвиняемых раскрывать то, что они знают о Либермане. Годовский, как уже упоминалось, был осужден и приговорен к семи годам лишения свободы. Но до сих пор он обладает огромной властью - пока он не раскрыл, кто дал ему распоряжение о криминальном использовании денег коалиции, и действительно ли Либерман действительно является боссом, который одобрил и (или) поручил использовать средства в противоречии с законом. Годовский неоднократно заявлял, что он взял деньги не в свой карман, а действовал на благо партии и общества. Однако Либермана не спросили об этом и не вызвали на допрос.
Дело "Нативей Исраэль" - Алекс Вижницер
В марте 2019 года бывшему генеральному директору "Нативей Исраэль" Алексу Вижницеру было предъявлено обвинение в получении взяток на общую сумму 3 миллиона шекелей. Вижницер - один из друзей Либермана. На практике он был одним из его самых близких людей. В силу этого Либерман (будучи министром инфраструктуры) назначил Вижницера генеральным директором подразделения, которое впоследствии было переименовано в "Нативей Исраэль". В своей роли Вижницер подтасовывал тендеры на работы от "Нативей Исраэль", составляющие сотни миллионов шекелей в год. В соответствии с обвинительным заключением, Вижницер получал взятки от подрядчиков за продвижение их интересов.
Вскоре после начавшегося с большим шумом расследования, Вижницер воспользовался разрешением прокуратуры и полиции и уехал за границу. Долгое время он не возвращался в Израиль. Фактически он начал вести бизнес в Азербайджане, с которым у Израиля нет соглашения об экстрадиции. Данные, полученные News1, вызывают подозрения, не было ли у Либермана и его окружения проблематичных связей с Вижницером.
В последние месяцы в этом деле произошли некоторые важные события:
А) Вижницер, который долгое время работал в Азербайджане и даже создал бизнес в этой стране, ненадолго прибыл в Израиль с целью оформления своего проживания в Азербайджане. Его отъезд снова был согласован с прокуратурой.
Б) Государственная прокуратура по отношению к Вижницеру делает исключение из правил. Обвинительного заключения еще не было сделано, было несколько слушаний по делу, но его не обязали явиться, несмотря на обязанность подсудимого являться в суд. И еще - по требованию прокуратуры дело было и вовсе было объявлено секретным. В последние месяцы вдали от глаз общественности тихо-тихо ведутся какие-то тайные процедуры.
Либермана шантажируют
Мы упомянули выше два случая, которые могут поставить под угрозу Либермана и его сообщников. Но они далеко не единственные. Факты были представлено не для того, чтобы указать на Либермана как виновного в преступных действиях (это может определить только расследование), но для того, чтобы пробудить тревогу. Вопреки своей практике на протяжении десятилетий и вопреки принципам, которых он придерживался, Либерман в последние месяцы избегал действий, которые бы не одобрили верхи израильской полиции и прокуратуры, особенно Мандельблит и Ницан. Либермана в буквальном смысле шантажируют. За последние несколько месяцев он вел себя в полном соответствии с интересами и с позицией, представленной верхушкой прокуратуры, в том числе с позицией против Биньямина Нетаньягу.
News1, 9/2019