Важно хранить окружающую среду и осторожно использовать природные ресурсы, но также важно отвергать миф о том, что природа – это свято, а человек – лишь разрушительная инфекция
Вы, наверняка, слышали о Чернобыльской катастрофе в 1986г. Надо полагать, что слышали и о катастрофе на атомной станции в Фукушиме в Японии в 2011г. вследствие цунами. Но если у вас нет особого интереса к электростанциям в Китае – и надо признать, что это не самая распространенная сфера интересов – то, наверно, вы не слышали о катастрофе в Баньцяо (Китай).
На дамбе Баньцяо была построена ГЭС, вырабатывающая электричество из падающей воды. Это считается самым дружественным для окружающей среды способом выработки электричества. Поломка на той плотине в 1975г. привела к смерти 171 тыс человек. 11 млн человек потеряли жилье в результате затопления. Атомная катастрофа в Фукушиме напрямик привела к гибели нескольких человек. По самым расширенным оценкам речь идет о сотнях жертв в долгосрочной перспективе и побочных явлений (включая дорожные аварии при эвакуации района). Нельзя пренебрегать опасениями в отношении экологии и надо думать о них, но это мышление иногда может привести к удивительным выводам. Например, надо взвешивать преимущества атомных электростанций, которые относительно эффективнее и менее загрязняющие и, похоже, в будущем нам придется полагаться на них.
Я осмеливаюсь предугадать, что на этой неделе в распространяемых в синагогах субботних брошюрках будет популярный в последние годы мидраш к недельной главе Берешит: "Когда Всевышний, Благословен Он, творил человека, Он предупредил его в отношении деревьев райского сада: "Смотри насколько приятны мои творения. Я создал их для тебя. Не разрушай и не потри их, потому что если испортишь, то некому будет исправить" (Коэлет раба, 7) Этот мидраш превратился в еврейское знамя экологов. Но при этом не учитывается следующая фраза: "Ведь этим ты приведешь к смерти праведника – Моше Рабейну". Т.е. мидраш говорит не предостерегает в отношении использования одноразовой пластиковой посуды, а приводит классическое Библейское предостережение: не нарушай заповеди Бога, ведь если согрешишь, то приведешь к наказанию смертью себя и своих детей, включая праведников среди них.
Значит ли это, что по Торе можно разрушать мир неосторожным использованием? Ни в коем случае. В Торе содержится запрет вырубания плодовых деревьев, а в Галахе есть предостережения в отношении ущерба, вроде промышленного загрязнения воздуха. Что же особенного в подходе еврейской Торы в этом вопросе? – что Тора не разделяет миф о том, что природа совершенна, а человек – жесток. Не верно утверждать, что до появления человека все творения в космосе существовали в гармонии, и только человек разрушил все. Мы знаем, что в мире всегда были экологические катастрофы. Не полиэтиленовые пакеты уничтожили динозавров.
Тора не поклоняется природе и не рассматривает человека как разрушающую и порочную тварь. В сущности, требование Торы защищать окружающую среду подразумевает защиту среды, позволяющей человеку жить. Можно увидеть это в галахическом запрете вырубать плодовые деревья. С точки зрения ботаники, и у неплодовых деревьев есть плоды, но они несъедобны для человека. Обязанность особенно хранить именно плодовые деревья не является разрешением вырубать без счета другие растения, а является важной декларацией, что венцом Творения является человек, сотворенный по Божественному образу, и мир надо беречь, в основном, для человека. По словам мидраша, Я создал – для тебя создал".
Не хорошо пренебрегать защитой окружающей среды. Будучи консерватором, я солидарен с этой базовой интуицией: наш мир хрупок, природа чувствительна и надо защищать ее от того, что называется "прогрессом". Несколько удивляет меня видеть прогрессивных, переносящих этот подход только на пресмыкающихся и айсберги, но не на людей. Ведь и у человека есть природа и окружающая среда, и она тоже в опасности. И человеческое общество тоже хрупко, и надо защищать его и его достижения от "прогресса".
Надо разделять между двумя подходами к защите среды. Первый фокусируется, в основном, на людях и пытается проверить, что полезно, а что вредно для среды существования людей. Ясно, что загрязнение воздуха вредно, ясно, что выжигание лесов вредно, ясно, что надо найти эффективное решение для мусора. Надо рассуждать логично, без популистской истерии, как действовать.
Второй подход говорит почти духовными понятиями: природа свята, космос гармоничен, а человек – загрязнение, угрожающее всему. На обочине этого подхода можно найти даже теракты именем экологии. ФБР предполагает, что экологические террористы в течение 5 лет нанесли ущерб в 200 млн долл. Само существование этих фанатичных обочин не отменяет подход в целом, ведь у каждой религии есть такие обочины. Я просто думаю, что если речь не идет в экологии речь не идет о здравом рассуждении, а о новом культе – религии природы, то у меня уже есть моя религия, она древнее и успешнее.
Перевел Моше Борухович, МАОФ
"Макор ришон" 11.2019