Эту цитату я лишь недавно использовал в своей предыдущей статье "Трещины в "Железном куполе"?", посвященной тревожным недостаткам принципиально оборонительной доктрины в противостоянии растущим угрозам со стороны Газы. Тем не менее, извиняясь за ее повторное использование, я считаю, что она еще в большей степени соответствует теме нынешней статьи.
Раз за разом Израиль избегает конфликтов, в которых он мог бы победить, тем самым, удерживая себя в конфликте, в котором он победить не может, либо может, но лишь очень высокой ценой.
Тревожные признаки
Вот уже долгое время я стараюсь разъяснить недостатки и опасности чрезмерной зависимости Израиля от доктрины, опирающейся почти исключительно на оборонительные меры и ее оперативной производной, называемой "управлением конфликтом".
Увы, недавние сообщения в СМИ стали наглядной и тревожной иллюстрацией, подтверждающей наличие по крайней мере трех угроз, о которых я неоднократно предупреждал в прошлом.
Преуменьшение их значения, на мой взгляд, станет серьезной ошибкой. Ибо, хотя по всеобщему признанию, речь идет о чем-то крайне первичном, можно сказать, ситуации в зародыше, не более чем индикации потенциального будущего развития, осознание угроз, кроющихся в их вероятной эволюции в гораздо более существенный феномен, слишком серьезно, чтобы им можно было бы пренебречь.
Вновь и вновь я предостерегаю: нынешняя политика Израиля в конечном итоге способна привести к ряду крайне опасных последствий.
Во-первых, к сокращению еврейского населения в Негеве.
Во-вторых, к тому, что террористические группировки в Газе рано или поздно сумеют разработать методы, нейтрализующие эффективность противотуннельного барьера, окружающего сектор Газа и обошедшегося нам в миллиарды долларов, например, используя беспилотные летательные аппараты.
И, наконец, в-третьих, не желая идти на крупномасштабные и решительные действия против террористического образования в Газе, Израиль раз за разом отступает в конфликте, где он мог бы победить, увеличивая тем самым риск перехода конфликта в новую фазу, победить в которой он не сможет, или сможет, но крайне высокой ценой.
Арабы в Газе или евреи в Негеве?
Что касается еврейского присутствия в Негеве, я повторяю вновь и вновь - если насилие, исходящее из Газы, не будет прекращено, Израиль вполне может столкнуться с мрачной перспективой исхода из Негева евреев, лишенных возможности воспитывать детей в достаточно безопасных условиях и потому покидающих регион в поисках более спокойных мест. Совсем недавно, словно подкрепляя мои опасения, СМИ широко освещали решение почти дюжины семей из приграничного района Газы покинуть свои дома после недавней вспышки насилия.
Конечно, речь идет об относительно небольшом количестве людей, особенно с учетом значительного увеличения еврейского населения на юге после окончания операции "Несокрушимая скала" в 2014 году. Тем не менее, это решение, очевидно, вполне способно спровоцировать куда более широкомасштабный исход из районов, находящихся под постоянной угрозой ракетных обстрелов и зажигательных воздушных шаров.
Ведь ясно, что этот шаг отразил не только недовольство отдельных жителей региона, но и куда более широкое и, похоже, нарастающее ощущение разочарования и неприятия жизни под постоянной угрозой со стороны Газы - недовольство по поводу правительственного бессилия перед постоянными террористическими атаками, иными словами, откровенного отказа государства выполнять свою основную обязанность - обеспечивать безопасность своих граждан.
Соответственно, трудно удивляться растущему нежеланию переносить все более обременительные условия существования - разрушение местной экономики, в том числе, туризма и сельского хозяйства, резкое сокращение доходов, ежедневные сбои нормального течения повседневной жизни и постоянная подверженность смертельной угрозе.
Угроза беспилотников
Говоря о противотуннельном барьере (обошедшемся нам почти в миллиард долларов), который в настоящее время строится вокруг сектора Газа, я неоднократно предостерегал о том, что террористы рано или поздно придумают методы, как его нейтрализовать или, по крайней мере, значительно снизить его эффективность. В том числе предупреждал я и об атаках с помощью беспилотников - отдельных или многих сразу, несущих взрывчатку, а то и неконвенциональный заряд. И вот, буквально две недели назад, стало известно об инциденте, который указывает на возрастающую угрозу беспилотников - "Исламский джихад" обнародовал кадры: их беспилотник атакует израильский танк.
Тот факт, что атака нанесла лишь небольшой урон, совершенно не должен усыплять нашу бдительность. Будто повторяя опасения, озвученные мною ранее, один из источников отметил, что "хотя службы безопасности и осознают незначительность изображенного на видео устройства, им ясна потенциальная угроза, которую может представлять подобная система с большим или более опасным зарядом".
Террористические группировки в Газе продемонстрировали впечатляющую изобретательность в разработке, усилении и оттачивании своих агрессивных возможностей для нападения на еврейское государство. Сегодня они достигли способностей, которые мало кому казались реальными в 2005 году, когда Израиль в одностороннем порядке оставил этот район. Те же, кто точно предсказывал угрозы, с которыми теперь сталкивается Израиль, дружно объявлялись в СМИ паникерами и пустословами.
Сегодня же угрозе беспилотников уделяется все больше и больше внимания в публичном дискурсе. Так, лишь в прошлом месяце в СМИ вновь была поднята тема усилий ХАМАСа в разработке дронов при помощи иранских технологий. И хотя программа беспилотных летательных аппаратов ХАМАСа потерпела серьезный удар в связи с ликвидацией в Тунисе (в 2016 г.) и Малайзии (в 2018 г.) ведущих инженеров, причастных к ее развитию, вряд ли сценарий, в котором Израилю придется в будущем противостоять рою беспилотников, несущих биологический или химический заряд и нацеленных на еврейские поселки вокруг сектора (что в свою очередь сделает противотунелльный барьер малоэффективным), кажется столь уж неправдоподобным.
"Почему Израиль не выиграет следующую войну"
Понятно, что подобная атака на одно из небольших еврейских поселений возле сектора не станет разрушительным стратегическим ударом, вместе с тем, совершенно ясно, что она способна серьезно подорвать моральный дух страны. И это подводит нас к третьей теме обсуждения: нежеланию Израиля начинать крупномасштабные наступательные действия - не ради наказания террористов за уже совершенные атаки, а для пресечения подобных акций в будущем, не для того, чтобы помешать ракетам террористов поразить наши города, а с тем, чтобы предотвратить их запуск как таковой.
Именно это нежелание заставляет Израиль постоянно уступать в конфликтах, в которых он способен победить, все глубже погружаясь в конфликт, в котором победить мы не можем или можем лишь очень высокой ценой.
Не так давно, известный и авторитетный израильский военный обозреватель Рон Бен-Ишай опубликовал свое предостережение: "Почему мы не выиграем следующую войну", перечислив причины, которые мешают Армии обороны Израиля принять стратегию решительной победы над террористическими противниками, и предупредив о серьезных последствиях подобного подхода.
Среди причин относительной вялости армии Бен-Ишай отмечает неоправданное участие политиков и СМИ в вопросах безопасности, слишком суровое осуждение полевых командиров за оперативные ошибки, непропорциональную чувствительность к похищениям солдат и чрезмерное вмешательство родителей в определение условий службы их детей.
Выхолащивание оперативного потенциала Армии обороны Израиля
Но, вероятно, самым серьезным сдерживающим фактором, по словам Бен-Ишая, стала повышенная чувствительность к возможным жертвам - их предотвращение оказывается гораздо более важной целью, нежели выполнение оперативных задач. По мнению Бен-Ишая, это, в свою очередь, ведет к ситуации, при которой "гражданское общество Израиля тормозит, а то и вовсе лишает полевых командиров Армии обороны Израиля возможности проявлять инициативу и новаторство".
В итоге армия перестает считать решительную победу достижимой целью. Бен-Ишай описывает серьезные последствия такого подхода: "Без явной победы, как физической, так и психологической, фактор сдерживания врага ослабляется, что, в свою очередь, сокращает время до следующего конфликта ... Стратегический ущерб здесь заключен в передающемся странам региона ощущении слабости Израиля, ... подавая нашим врагам надежду на то, что в конечном итоге они смогут ликвидировать Израиль как суверенное государство".
"Каждый раунд насилия, - предупреждает он, - результаты которого не становятся явной победой Армии обороны Израиля, превращается с точки зрения израильских врагов в еще один гвоздь в гроб сионистского образования".
Резюмирует свои оценки Бен-Ишай следующим образом: "Чтобы раз и навсегда разгромить эту стратегию нашего постепенного истощения, равно как и стоящую за ней мотивацию, Израиль должен добиваться военной и психологической победы в каждом будущем конфликте, пока наши враги не отчаются уничтожить нас с помощью постепенного истощения наших сил". Тем не менее, чтобы добиться подобной победы, "израильское гражданское общество и средства массовой информации обязаны стать куда более реалистичными и менее эмоциональными в отношении к нашим потерям, ... вернув ценность выполнения миссии на вершину военных приоритетов".
"Атака - главный секрет обороны…"
Я начал свою статью цитатой из "Искусства войны" Сунь Цзы. На мой взгляд, уместно закончить ее другой цитатой из того же источника: "Атака — это секрет защиты; защита — это планирование нападения".
Примечательно, что в том же духе завершает свою статью и Бен Ишай: "Каждое… военное столкновение с любым врагом в нашем регионе должно заканчиваться однозначной победой Армии обороны Израиля. И наш экзистенциальный интерес - как нации и народа - требует от нас преодоления всего, что препятствует достижению этой цели".
Сунь Цзы непременно одобрил бы эти слова.
Перевод Александра Непомнящего, 9 канал
Мартин Шерман - основатель и исполнительный директор Израильского института стратегических исследований