Мартин Шерман

О пользе дальновидения

Сделает ли растущее использование террористами Газы беспилотников бесполезным или, по крайней мере, неуместным применение обошедшихся нам в миллиарды долларов "Железного купола" и противотуннельного барьера?

      "Чем больше все меняется, тем больше все остается по-старому". Жан-Батист Альфонс Карр, французский писатель, 1849 год

      Незадолго до недавних выборов заголовки в СМИ поведали нам о том, что беспилотник, запущенный из сектора Газа, атаковал армейскую позицию неподалеку от границы, используя заряд взрывчатки. Этот инцидент последовал за аналогичным случаем, произошедшим несколькими месяцами ранее, когда боевики "Исламского джихада" попытались сбросить взрывное устройство на танк.

      Дальновидные "паникеры" и близорукие "реалисты"

      Несмотря на то, что ущерб, нанесенный обеими атаками, оказался незначительным, было бы серьезной ошибкой игнорировать масштабы и перспективы потенциальной угрозы, исходящей от беспилотников.

      Конечно, по сравнению с угрозой массивных ракетных обстрелов с одной стороны и проникновения групп хорошо вооруженных диверсантов через подземные туннели с другой, опасность, которую в настоящий момент представляют беспилотники, может показаться почти несущественной.

      Вот только следует вспомнить о том, что точно так же незначительными и малореалистичными представлялись многим эти самые угрозы ракетных обстрелов и диверсантов, проникающих через туннели, всего 14 лет назад, в 2005 году, в канун предпринятого Израилем необдуманного одностороннего отступления из сектора Газа. В тот момент, когда самым разрушительным оружием, находившимся в распоряжении террористов, была примитивная ракета с радиусом действия в 5 км и зарядом взрывчатки весом 5 кг, нынешняя ситуация казалась просто немыслимой.

      Те же, кто предостерегал, что вскоре (в реальности это заняло чуть более десяти лет) Израилю придется столкнуться с арсеналом ракет, обладающих дальностью полета более чем в 100 км и боеголовками свыше 100 кг, с массивом подземных диверсионных туннелей и с быстро совершенствующимися силами военно-морского спецназа, объявлись паникерами, начисто лишенными ощущения реальности. Увы, реальность оказалась именно такой.

      В результате Израиль был вынужден потратить миллиарды долларов на разработку оборонительных систем (вроде противоракетного комплекса "Железный купол" и подземного противотуннельного барьера), чтобы противостоять угрозам, которые еще менее десяти лет тому назад казались большинству "экспертов" абсолютно надуманными.

      Лучшая защита – это нападение

      На протяжении многих лет я последовательно указываю, что вне зависимости от того, насколько успешными окажутся текущие защитные контрмеры Израиля, арабские террористические группировки рано или поздно все равно обзаведутся новыми инструментами агрессии, перед которыми старая защита окажется бессильной.

      Еще шесть лет назад я писал: "Оборонительные системы, какими бы они ни были сложными и эффективными, не наносят противнику решающего урона, а потому никогда не оказываются способными удержать его от попыток найти методы, позволяющие обойти или сокрушить подобную оборону".

      Спустя почти пять лет я вновь указал на то, что "всякий раз, когда террористы из Газы разрабатывают новую наступательную тактику, Израиль находит очередную контрмеру, отбивающую атаку, но не предотвращающую ее".

      Атаки смертников привели к строительству разделительного забора. Это, в свою очередь, подвигло террористов на создание ракетного арсенала, для противостояния которому был создан дорогостоящий "Железный купол". Тогда террористы стали рыть многочисленные диверсионные туннели, защищаясь от которых, Израиль был вынужден построить подземный барьер стоимостью в миллиард долларов. Теперь ХАМАС и конкурирующий с ним "Исламский джихад" стали использовать "зажигательных" воздушных змеев и воздушные шары со взрывчаткой, превращая в пепелище изрядную часть сельскохозяйственных угодий и лесных массивов Израиля, прилегающих к границе с сектором Газы.

      Опасность беспилотников

      Именно в этом контексте я неоднократно и предупреждал и продолжаю предостерегать от угрозы использования террористами беспилотников как инструмента нейтрализации существующих систем противоракетной обороны и противотуннельного барьера, указывая на совершенно реальную опасность: "Вполне возможно, что в скором времени Израилю придется противостоять уже целому рою беспилотников, несущих биологический или химический заряд и нацеленных на еврейские поселки вокруг сектора".

      К счастью, похоже, мои давние опасения по поводу угроз, связанных с беспилотниками, стали осознаваться все шире. Не случайно уже после упомянутой выше попытки удара по израильскому танку, несколько месяцев назад, один военный аналитик, повторяя мои прежние опасения, написал: "Силовым структурам следует проигнорировать тот факт, что нанесенный сейчас этим устройством ущерб оказался незначительным, сосредоточившись на потенциальной угрозе, которую подобный беспилотник, оборудованный более мощной или куда более опасной начинкой, может представлять в будущем", (Зак Доффман, "Форбс", 31.05.2019).

      Последнюю же атаку беспилотника известный военный корреспондент прокомментировал следующим образом: "Террористические группировки в осажденном прибрежном анклаве продолжают внедрять новые системы и находить новые виды вооружений для ударов по израильских военным. Воскресное нападение беспилотников стало опасным витком обострения", предупредив, что "нынешняя атака – тревожный сигнал, который Израиль должен воспринимать всерьез, поскольку беспилотники, точно так же, как и ракеты, представляют угрозу не только для военнослужащих, но и для тысяч израильтян, живущих недалеко от границы, и ракеты с беспилотниками должны быть встречены железным кулаком", (Анна Ахронхейм, "Джерузалем пост", 08.09.2019).

      "Устранить ХАМАС, завоевать Газу вновь"?

      Под заголовком "Израиль обязан начать кампанию в Газе, чтобы противостоять угрозе беспилотников" выразил аналогичные ощущения еще один известный эксперт. "Дроны, летящие из Газы, и способные сбрасывать взрывчатые вещества, ставят под угрозу не только армию, но и израильтян, живущих в приграничной полосе", (Йоси Иешуа, "Вайнет", 08.09.2019).

      "Израиль обязан действовать против этой угрозы со стороны прибрежного анклава столь же решительно, как и против аналогичных атак с севера, - написал он, - Реальное решение этой проблемы, как и других угроз, исходящих из Газы, заключается в изменении политики сдерживания, позволяющей восстановить фактор сдерживания".

      Увы, ни одно из этих расплывчатых утверждений не дает рецепта даже в общих чертах по поводу реальной политики, способной разорвать смертоносный цикл разрабатываемых террористами агрессивных мер и выдвигаемых Израилем защитных контрмер.

      Выражая свое разочарование по этому поводу, один раздраженный комментатор написал так: "Просто непостижимо - почему Израиль позволяет ХАМАСу продолжать наращивать потенциал угроз". По сути, этот комментатор поставил совершенно точный диагноз: "Стоимость постоянного противодействия атакам ХАМАСа гораздо выше затрат самого ХАМАСа на их проведение. Израиль обязан действовать решительно и смело, чтобы раз и навсегда устранить ХАМАС и завоевать сектор Газы вновь" (комментарий к статье Анны Ахронхейм, "Джерузалем пост", 08.09.2019).

      Несомненно, кому-то подобное предложение может показаться чрезмерным. Однако следует осознать простую истину: отказ от него постепенно превращает то, что раньше было не более чем террористической угрозой, в нарастающую стратегическую опасность.

      Суровая дилемма

      Да, конечно, более чем вероятно, что Израиль в конечном итоге найдет какие-то (возможно, крайне дорогие) меры для противодействия угрозе беспилотников. Но не менее правдоподобно и то, что террористические группы в Газе вскоре разработают новые методы, преодолевающие или обходящие израильские контрмеры.

      В результате еврейские жители юга страны обнаружат, что они больше не могут или не желают подвергать себя и свои семьи ужасу постоянных террористических атак

      В этот момент Израиль столкнется с жесткой дилеммой: либо евреи продолжат жить в Негеве, либо в Газе останутся арабы, одновременно же и то и другое происходить не сможет.

      Иными словами, чтобы избежать угрозы бегства евреев с юга страны, израильскому обществу придется осознать всю ужасающую мрачность реалий, царящих в Газе, и понять, что:

      а) население Газы является не жертвой своего руководства, а питательной средой, из которой и выросло это руководство;

      б) единственным долгосрочным решением проблемы сектора Газа является не реконструкция сектора, а его деконструкция;

      в) единственный способ, которым Израиль может гарантировать вменяемое управление сектором - взять это управление в свои руки;

      г) единственный способ, позволяющий Израилю управлять Газой, не властвуя над "другим народом", состоит в том, чтобы удалить этот "народ" из района, переходящего под израильское управление;

      д) единственный способ, которым Израиль способен осуществить перемещение жителей Газы из сектора без принудительного изгнания, - это крупномасштабная инициатива стимулированной эмиграции не воюющего населения и предоставления этому населению возможности для более безопасной и процветающей жизни в других местах.

      Вам это кажется нереальным? Попробуйте предложить что-нибудь другое. Впрочем, все остальные варианты уже были опробованы. И печальные результаты этих вариантов нам приходится расхлебывать до сих пор.

      Перевод Александра Непомнящего, 9 канал

      Мартин Шерман - основатель и исполнительный директор Израильского института стратегических исследований

    • Полный суверенитет и поощрение арабской эмиграции как единственное решение




    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria