Ася Энтова

Квадратура круга и Закон о возвращении

Жизнь - она круглая, а государственные законы - квадратные, в том смысле, что закон должен очень четко по фактическим и объективным критериям определять, какой случай подходит под него, а какой нет. В то же время наша жизнь устроена динамически и расплывчато, и субъективные факторы в ней иногда важнее, чем объективные. Что делать в такой ситуации?

Это напоминает математическую задачу "квадратуры круга" - то есть построение квадрата с площадью равной площади круга. В теории она не имеет решения, но создание квадрата с площадью, приближающейся к площади круга - это полезная практическая задача, которая должна учитывать реальные возможности измерения и требуемую точность приближения.

Так и законы должны писаться "с приближением" к жизни, то есть с учетом практических ситуаций.

Именно этим и должны заниматься хорошие законодатели, пытаясь учесть в законе побольше общих жизненных случаев и учитывая, что всегда неизбежно останется некоторое количество исключений, которые в этот закон никак не вписываются. И если меняется жизнь, необходимо менять и закон.

1. Первая квадратура: поправка к закону о возвращении

Израильский "хок а-швут" - "Закон о возвращении" (в сокращении ЗОВ), утверждет право каждого еврея репатриироваться в еврейскую страну.

В первоначальной редакции ЗОВ, принятого в 1950 году и подписанного, в частности, Бен Гурионом (текст закона на сайте Кнессета) , сказано, что репатриантом может считаться любой желающий жить в Израиле еврей и приехавшие с ним члены его семьи.

Ни о "корзине абсорбции", ни о гражданстве в самом ЗОВ ничего не сказано.

О гражданстве говорится в принятом в 1952 году Закону о гражданстве ( текст закона на сайте Кнессета ) . Там указано, что репатриант имеет право получить гражданство Израиля. В этом законе кроме репатриации предусмотрены и другие возможности натурализации, то есть получения израильского гражданства.

Однако жизнь меняется и приходится менять законы. Я не буду останавливаться здесь на бурных обсуждениях в Израиле кого считать евреем, вызванных судебными процессами Руфайзена и Шалита. Израильское общество пришло к соглашению, что невзирая на маргинальные мнения стоит определять еврея в соответствии с тысячелетней еврейской традицией: еврей - тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и кто не принадлежит ни к какой другой нееврейской религии. Эта формулировка была внесена в Закон о возвращении (параграф 4 "бет") и в Закон о регистрации населения.

Блестящая победа Израиля в Шестидневной войне вдохновила советских евреев на борьбу за выезд в свою страну. Все эти люди обладали сильной национальной идентификацией, ведь они хорошо понимали, что рискуют оказаться вовсе не на Ближнем Востоке, а на Дальнем. Да, среди них было некоторое количество неевреев по Галахе, но люди, решившие в то время идти на такой большой риск, однозначно считали себя евреями и сионистами. Власти ставили всяческие препоны выезду и зачастую разрешали репатриацию только некоторым членам семьи. Если главу семьи объявляли "невыездным", то дети в смешанных семьях тоже надолго застревали в "отказе".

В результате в 1970 году законодатели сочли нужным принять поправку к ЗОВ (текст закона на сайте Кнессета ) , дающую права репатрианта так же тем, у кого отец или дед - еврей, даже если они приезжают в Израиль без самого родственника-еврея. Эта поправка вошла в закон как параграф 4 "алеф".

В свою очередь репатрианты из демократических, открытых для выезда стран тоже были идеологически мотивированы и обладали четким национальным самосознанием. Ведь Израиль тогда еще не был настолько экономически развит и привлекателен, как сегодня. Арабский террор не ослабевал и каждые несколько лет стране приходилось воевать. Променять европейское или американское благосостояние на трудную израильскую жизнь стремились только те, кто очень хотел жить в еврейской стране Поэтому можно было не опасаться, что из-за этой поправки в Израиль приедут люди, чуждые еврейству.

2. Вторая квадратура: что изменилось с тех пор и почему поправка устарела

Сегодня со времени этой поправки прошло ровно полвека, а со времени падения советской власти - почти 30 лет.

На постсоветском пространстве давно не существует никаких ни политических , ни экономических препятствий для репатриации, и большинство евреев, имеющих четкую национальную идентификацию и стремившихся жить в своей стране давно могли это осуществить. Оставшиеся в рассеянии еврейские общины, если они не религиозные, стремительно подтачивает ассимиляция. Шутка "сегодня еврей не тот у кого родители евреи, а тот, у кого дети остались евреями" говорит о проблеме лучше любой статистики.

За это время Израиль по благосостоянию догнал и перегнал многие европейские страны, а они, в свою очередь, догоняют его по опасности пострадать от террора. Давно устарел стереотип Израиля, как страны-убежища, в которой необходимо потесниться чтобы дать приют и спасение национальной родне.

Сегодня Израиль привлекает многих не самой возможностью жить в еврейской стране, а другими, гораздо более меркантильными соображениями. В свою очередь, "постсионистские" настроения в Израиле не оставляют возможности "переварить" всю массу мигрантов, приехавших по политическим или экономическим соображения, но не имеющих еврейской идентификации. Проблема заключается не только в том, что трудности абсорбции у таких людей не компенсируются ощущением возвращения на родину. Кроме материальных проблем, у не чувствующих себя евреями мигрантов возникает и моральная проблема, которую отмечают психологи :

"С одной стороны их заверили в том, что они полноправные граждане, как все, и они действительно получили все возможные права, гражданство и материальную помощь. С другой, они обнаруживают, что психологический климат в Израиле все еще требует от человека самоидентификации с еврейством в виде личностного выбора, и в этом уникальность репатриации в Израиль по сравнению с любой другой эмиграцией. Но если такой самоидентификации нет, то само пребывание в качестве полноправного гражданина в еврейском государстве, где она подразумевается, создает у него ощущение насилия". (Вадим Ротенберг "Еще один серьезный аспект Закона о Возвращении" )

Эти проблемы эксплуатируются секторальными и антисионистскими политиками, подстрекающими этих людей не к интеграции, а, наоборот, к обособлению, и разжигающие у них чувство недовольства. Надо ли удивляться после этого, что в последнее время в Израиле стали появляться граффити свастики или явно антисемитские высказывания в соцсетях (Елена Римон "Русский антисемитизм в Израиле") . И страдают от такого антисемитизма на русском языке именно репатрианты.

Действительность свидетельствует, что ЗОВ в его нынешнем виде вовсе не способствует "кибуц галует" - собиранию евреев диаспоры. Наоборот, параграф "4 алеф" создает дыру, приглашающую в страну экономических мигрантов, чуждых любым сионистко-еврейским сентиментам.

Уже более двадцати лет идут обсуждения того, что поправка от 70-го года устарела, и для приближения закона к жизни стоило бы ее отменить. В 2002 году в Кнессете был подан такой законопроект, но он не был принят.

26 августа депутат от партии Ямина Бецалель Смотрич подал законопроект об изменении ЗОВ, в котором он предлагал отменить не весь параграф "4 алеф", внесенный в 70 году, а только возможность репатриации неевреев во втором поколении . Часть поправки 70-го года, касающаяся неевреев первого поколения, приезжающих без еврейского отца, остается без изменения. По-видимому, Смотрич поступил так, чтобы его предложение не выглядело слишком радикальным, но это не уберегло его от уничтожающей критики так называемых "защитников алии". В результате пока рассмотрение законопроекта было приостановлено.

3. Третья квадратура: репатрианты, мигранты и чувство родства

Если в прошлые века национальная принадлежность была жестко сцеплена с этнической и религиозной принадлежностью, то сегодня ее гораздо больше определяет субъективная самоидентификация. И если этническое происхождение можно хоть в какой-то степени объективно проверить, то самоидентификация - это материя неуловимая и динамически изменяющаяся. Даже экзамен на знание иврита и еврейской истории или клятва верности Израилю не может гарантировать у человека национального самоопределения.

Поэтому закону и приходится делать "квадратуру круга" и ставить четкие границы там, где существует только размытые множества и статистическая вероятность.

Статистически этническое происхождение до сих пор хорошо коррелирует с наличием чувства национальной принадлежности. Конечно есть и исключения, о которых например, пишет известный сатирик Жванецкий: "Их русские жены счастливы! Их русские дети ... давно выучили язык и стали евреями, и только эти евреи остаются "русскими" . И эта фраза Жванецкого смешит именно потому, что исключение представляется как правило.

В свою очередь и готовность израильского общества потесниться, принять репатрианта и предоставить ему немалую материальную помощь держится на многотысячелетней национальной традиции, в которой еврей - это этническое происхождение или гиюр.

ЗОВ не спрашивает, полезен ли нам вновь прибывший, проникнут ли он сионистской идеологией и насколько сильно в нем национальное самоощущение. Еврей воспринимается как свой, а родню приходится так или иначе терпеть, независимо от ее качеств. Но эти родственные чувства могут не распространяться на дальнего родственника, особенно если до сих пор он это свое родство никак не афишировал. Именно поэтому аутентичный ЗОВ говорит только о евреях.

Абсолютно неверно расценивать желание вернуть закону первоначальный вид как борьбу "за чистоту крови" или как пренебрежение стремлениями неевреев с еврейским самосознанием стать интегральной частью нации. Такую трактовку навязывают нам дельцы от политики, шкурно заинтересованные в громком скандале, а вовсе не в защите интересов алии. (Как правило они же выступают против выселения из страны незаконных африканских мигрантов, от которых часто страдают сами репатрианты).

Люди, не подпадающие под закон о возвращении и желающие приехать в страну, могут сделать это по иммиграционному закону. Да, приезжая, они не получат в аэропорту израильский паспорт, медстраховку и "корзину абсорбции", но со временем они могут пройти натурализацию по упомянутому выше закону о гражданстве. Для тех же, кто хочет стать евреем, соблюдающим заповеди, всегда открыт институт гиюра.

4. Четвертая квадратура: в Израиль за паспортом

В ЗОВ сказано: "репатриантом становится еврей (а так же члены его семьи, дети, внуки), прибывший в Израиль, и после прибытия выразивший желание поселиться в нем".

"Выразивший желание", то есть немедленно. И действительно, репатриант уже в аэропорту получает на основании репатриации право на израильское гражданство. Такое немедленное дарование гражданства практически уникально.

Вдруг обнаружилось, что за последние три года более половины "репатриантов" из СНГ задерживаются в Израиле всего на несколько дней. "Значительная часть новых репатриантов из стран СНГ в целом и России в частности в последние годы попросту используют "дыру" в израильском законодательстве и приезжают в страну лишь затем, чтобы заполучить израильский паспорт, позволяющий ездить за рубеж" ("Дарконова алия, или Куда, куда вы удалились?" )

Выяснилось, что причиной тому принятие в 2017 году закона, по которому репатрианты могут получить заграничный израильский паспорт практически немедленно (ранее они получали его только через год после приезда). При изменении закона Отдел полиции по борьбе с особо опасными и международными преступлениями (ЯХБАЛ) предупреждал, что "некоторые граждане СНГ могут использовать получение израильского паспорта в посторонних и далеко не всегда законных целях, и нанести ущерб общественной безопасности и имиджу Израиля в мировом сообществе" ("Дарконова алия...")

Экстренное совещание в Управлении народонаселением с участием чиновников МВД, представителей министерств юстиции, абсорбции и иностранных дел, полиции и ШАБАКа пришло к выводу, что  надо как можно скорее возвращаться к прежней редакции закона.

ФБ, 1.9.2020

  • Другие статьи Аси Энтовой
  • Другие статьи о Законе о Возвращении и поправках к нему





  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria