Являются ли палестинцы потомками коренных жителей (хананеев) Земли Израиля, как утверждает Палестинская администрация, или они потомки недавних волн иммиграции?
Систематическая миграция арабов на Ближнем Востоке
Миграция арабов в пределах Ближнего Востока –в том числе в район между рекой Иордан и Средиземным морем и обратно – была неотъемлемой чертой этого региона на протяжении тысячелетий.
Профессор экономики Университета Иллинойса Фред Готхейл писал («Дымящееся ружьё: арабская иммиграция в Палестину, 1922-1931гг.»): «По данным Международной организации Труда, рабочие-мигранты с Ближнего Востока, перемещающиеся внутри и за пределы Ближнего Востока, составляют примерно 9% от всего числа таких мигрантов в мире».
По данным находящейся в Женеве Глобальной комиссии по международной миграции: «Самая высокая доля мигрантов в мире приходится на Ближний Восток».
Масштабы египетской эмиграции подчёркиваются Институтом миграционной политики в Вашингтоне, округ Колумбия: «По состоянию на 2016 год в регионе Ближнего Востока и Северной Африки проживало более 6 миллионов египетских эмигрантов, в основном в Саудовской Аравии, Иордании и Объединённых Арабских Эмиратах».
Этот оживлённый поток арабских мигрантов также был распространён в 19 веке и в первой половине 20 века, когда арабские/ мусульманские эмигранты – многие из них из Египта – стремились к повышению уровня жизни в различных частях земного шара, в том числе в Османской империи и Британской Палестине.
Арабская / мусульманская миграция в Палестину
Согласно Готхейлу (там же), «арабские палестинцы не менее чутко, чем египтяне, реагировали на этот миграционный импульс. По оценкам БАПОР за 1998 год, в Саудовской Аравии проживали 275 000 арабских палестинцев, 38 000 – в Кувейте [после изгнания – почти 400 000 палестинцев в ответ на палестинское сотрудничество с Саддамом Хусейном во время его вторжения в Кувейт], 74 000 в Ливии и более 100 000 – в других странах Персидского залива. Сотни тысяч арабских палестинцев покинули Ближний Восток…»
«Было бы разумно предположить, что по тем же причинам, по которым арабские палестинцы и другое население Ближнего Востока мигрировали из стран с менее привлекательными экономиками в конце 20-го века, они делали то же самое в первые десятилетия 20-го века [да и в 19 веке!].
«Два события отличали Палестину начала 20 века от её ближневосточных соседей: 1) иммиграция европейских евреев в Палестину, сопровождаемая европейским капиталом и европейскими технологиями [например, бароном Эдмоном Бенджамином де Ротшильдом], и 2) создание британского подмандатного правительства в Палестине, в обязанности которого входило экономическое развитие Палестины. В результате британский капитал и британские технологии последовали за британским флагом. Эти два события вызвали импульс экономической активности, которая привела к тому, что в Палестине уровень жизни достиг ранее неизвестного на Ближнем Востоке.
... Реальный чистый внутренний продукт на душу населения вырос, увеличившись вдвое за 1922-1931 годы, с 19,4 палестинских фунтов до 38,2 фунтов».
«Успех этих начинаний модернизации не мог быть потерян для арабов, живущих в соседних странах…»
«Процесс модернизации в форме развития инфраструктуры иллюстрируется ростом дорожного строительства (450 километров железных дорог в 1922 году; 922 километра в 1931 году), электроэнергии (2344 кВтч в 1926 году; 9 546 кВтч в 1931 году) и телефонной связи (3 526 телефонных линий в 1924 г.; 14 557 – в 1931 г.) …
«Арабские миграционные потоки были, в основном, незаконными и, следовательно, недекларированными и неучтёнными…. Комментируя рост палестинского населения в течение десятилетий 1920-х и 1930-х годов, Королевский институт международных отношений сообщает: «Число арабов, незаконно въехавших в Палестину из Сирии и Трансиордании, неизвестно, но, вероятно, значительно».
Исторические документы арабской/ мусульманской миграции в Палестину
Историк Еврейского университета доктор Ривка Шпак-Лисак, известная своими обширными и весьма разнообразными документами об арабской / мусульманской миграции в Палестину («Когда и как арабы и мусульмане иммигрировали на Землю Израиля», на иврите, 2018 г.), отмечает, что Земля Израиля (названная Палестиной в Римской Империи, как производное от филистимлян, которые мигрировали на прибрежную равнину Земли Израиля из Эгейского моря), находилась под властью арабов только в течение 640-1099 гг. , когда общая численность населения сократилась с 2,5 миллионов до 500 000 человек. На смену арабскому правлению пришли крестоносцы, затем Аюбидско-Курдская династия, Султанат мамлюков, Османская империя (начиная с 1516 года, когда население сократилось до 123000 человек) и Британский мандат.
Д-р Шпак-Лисак (там же) указывает, что существенный рост арабского / мусульманского населения Палестины начался в первой половине – и ближе к концу – 19 века. Он был больше, чем прирост населения в Египте, Турции и Иране. Таким образом, с начала 19 века он составлял 246 359 чел., а до 1914 года – 525 150 чел., т.е. произошло увеличение на 94%.
Это увеличение было в значительной степени связано с волнами (в основном, египетской иммиграции) – в малонаселённую и лишённую инфраструктуры Палестину, которые были вызваны:
* Значительным экономическим ростом (инвестиций, банковского дела, торговли), особенно, с 1900 года, по сравнению с большинством стран Ближнего Востока и Северной Африки;
* Соблазн Османской империи, правившей Палестиной в 1516-1918 гг., показавшей улучшенное управление, развитие инфраструктуры, модернизированные объекты в порту Яффо и военные требования Османской империи (включая переселение египтян на прибрежную равнину Палестины, чтобы ограничить бедуинские племена и слияние египетского завоевания 1830-1840 гг.);
*Значительное расширение церковной деятельности.
По словам профессора Узиэля Оскара Шмельца, ведущего демографа Еврейского университета и Центрального статистического бюро Израиля, 53% арабского / мусульманского населения в начале 20-го века составляли иммигранты, которыми управляли экономически и религиозно. Османский режим занижал масштабы иммиграции [особенно бедуинов из Трансиордании и Синая] (Обзор населения Палестины, Ближневосточные исследования № 28, 1992).
Географ Университета Бар-Илан, профессор Дэвид Гроссман («Демография сельских арабов и раннее еврейское поселение в Палестине»), определил, что большая часть темпа прироста населения палестинских арабов / мусульман была производной иммиграции, а не естественного прироста. По оценке Гросса, в 1914 году был прирост 50% иммигрантов среди палестинских арабов. Он подчеркнул политику Османской империи, поощряющую иммиграцию в Палестину. Последние поселились в Галилее, Хайфе, Акко, в Изреэльской долине, долине реки Иордан, к югу от Иерусалима и вдоль прибрежной равнины между Яффой и Газой. С 1830-х годов иммигрантами были черкесы, боснийцы, туркмены, курды, алжирцы, египтяне (в основном) и т. Д. Отсюда квартал Муграби (североафриканский) и ворота в Иерусалиме, курдские кварталы в Хевроне, Газе и Цфате, туркменские кварталы в Рамле, Цфате и Газе, районы Мамлюк в Иерусалиме, Цфате, Газе и Рамле и т. д.
Британская энциклопедия 1911 года записала, что «жители Палестины состоят из большого числа элементов, сильно различающихся по этнической принадлежности, языку и религии…» В начале 20 века список состоял из не менее пятидесяти языков, на которых говорили в Иерусалиме как на наречиях…»
Вопреки утверждениям палестинцев и в соответствии с многочисленными документами (любезно предоставленными профессором Шпак-Лисак), большинство арабов между рекой Иордан и Средиземным морем являются потомками арабских / мусульманских мигрантов, прибывших с начала 19 и до середины 20 века из мусульманских стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы.
(Перевод Игоря Файвушовича — МАОФ)
"The Ettinger Report", 12.2019