Многие задают мне вопрос, за кого голосовать на выборах 2 марта.
Но по-настоящему важен вопрос не "за кого", а "за что". Я имею в виду, за какие ценности из тех, что предлагают разные партии.
Ни одна партия, чьи избирательные бюллетени мы увидим на следующей неделе на избирательном участке, не имеет своего разработанного мировоззрения и направления. Практически все они заняты сравнением себя с остальными. «Голосуй за меня, потому что я не такой, как другие».
Самым чувствительным для нас разочарованием, конечно же, является религиозно-сионистская партия, которая годами преследовала цель представить народу Израиля видение пути выхода из кризиса, путь к Геуле. Но все, что осталось от этой партии - это принудительное соединение конфликтующих между собой представителей различных социальных групп.
Религиозные сионисты твердят: Не идите с Ликудом, потому что мы более «правые».
Ликуд, со своей стороны, говорит: «Голосуйте за меня, потому Сине-белые (Кахоль Лаван) пойдут с арабами»,
Сине-белые говорят: "Голосуйте за меня, потому что в Ликуде коррупция.
Либерман говорит: "Голосуй за меня против харедим".
И так далее...
И за это пустозвонство мы призваны выйти и проголосовать.
«Вы не имеете права отказаться от этого права», - объясняет нам пропаганда избиркома, что, конечно, полная чушь. Если в магазине нет нужного нам товара, то мы имеем полное право решать, удовлетворимся ли мы тем, что есть, или подождем, пока появится что-то получше.
Однако мы все понимаем, что торговец, у которого в любом случае покупают его плохой товар, не будет особо стремиться предложить что-либо другое. Высокий процент голосования не способствуют исправлению ситуации, и в этом смысле тот, кто не голосует, вносит не меньший вклад, чем тот, кто идет голосовать.
Но если отвлечься от партийных лозунгов и смотреть глубже, у этих выборов есть четкое содержание.
Предстоящие выборы вращаются вокруг двух ключевых вопросов:
1. Кто мы?
2. Кому принадлежит наше государство?
То есть эти выборы посвящены идентичности и свободе, если хотите, назовите это демократией.
По первому вопросу ответ: Ганц - представляет израильтян, а Нетаниягу - евреев.
Тот, кто на вопрос: «кто мы?» отвечает: «я прежде всего еврей», - голосует за правительство Нетаниягу, а те, кто отвечает: «я прежде всего израильтянин», - голосуют за Ганца.
Но есть и второй вопрос. Должно ли Государство Израиль принадлежать его гражданам и управляют ли им народные избранники? Или государство в действительности принадлежит некоторым властным группам (в основном судебно-следственному сословию), которые не избираются народом?
Те, кто не доверяет выбору народа и доверяет свою свободу и демократию неизбираемой судейской клике, голосуют за Ганца и кампанию.
А те, кто не желает отказаться от полного суверенитета народа, - голосуют за правительство Нетаниягу.
Во всем остальном действительно нет большой разницы между двумя блоками - они оба оставят нас застрявшими более или менее в одной и той же безвыходной ситуации (за исключением, конечно, огромной разницы между министром финансов Ниром Баркатом и, не дай Бог, минфином Ави Ниссенкорном). Из Газы по-прежнему будут лететь на нас ракеты, и я очень сомневаюсь, что израильский суверенитет будет распространен хотя бы на часть Иудеи и Самарии.
Но под поверхность скрываются два главных вопроса:
1. вопрос о нашем самоопределении,
и
2. вопрос о нашей свободе.
И хотя сегодня никто их не обсуждает, было бы правильно поставить их на голосование и придти за них голосовать.
Блог Фейглина в Фэйсбоок, 2.2020