Сегодня вечером на мгновение к нам вернется разрушенный Храм и заставит нас безудержно тосковать о его исчезновении.
В последнее время появился такой обычай: вечером 9 Ава некоторые абсолютно светские люди собираются на крышах в Тель-Авиве и читают свои "альтернативные" молитвы.
Каждый из нас хочет найти то, что объединяло нас и было утеряно. Мы ищем себя, ищем Отца, Дом, ищем объединяющий нас общий смысл.
Я вижу в этом новом обычае некий более глубокий смысл: пост 9 ава превращается из религиозного в культурный феномен. Некоторая небольшая часть мицвот (заповедей Торы), таких как Седер Песах, пост Йом Кипур и обрезание, имевшие в изгнании чисто религиозный смысл, после нашего возвращения в Страну Израиля стали проявлением нашей национальной культуры. И вот теперь пост 9 Ава присоединяется к этому избранному набору.
9 Ава было разрушено древнее еврейское государство. И вот спустя 2000 лет мы возвращаемся домой из всех диаспор и из всех культур зачастую без собственного языка и культуры. Мы в смятении, мы спешим, нервничаем и раздражаемся, не понимая, что с нами происходит и какие силы нами управляют. Мы чувствуем себя беспомощными как ребенок, которого давным давно оторвали от матери и теперь он к ней возвращается, но не узнает ее. Но она узнает его и принимает.
Есть что-то общее между тоской, которая сегодня вечером толкает светских людей собираться на крышах для альтернативных молитв, с бедствием, которое собирает людей на демонстрации на улице Бальфур.
В свое время сионисты-первопроходцы кричали Бен Гуриону: «У нас нет хлеба».
«И у меня нет хлеба, - отвечал он, - но у меня есть видение ...»
Отсутствие чувства общности и предназначения, отсутствие общей цели, которое сделает нас семьей и придаст нам силы и надежду, неудовлетворенная тоска по смыслу - все это порождает гнев против того, кто не может нас всем этим обеспечить.
Сегодня вечером именно такой голод ведет нас на траурные церемонии на крышах Тель-Авива.
ФБ, 7.2020