Администрация США уже однозначно выступила в поддержку израильского суверенитета в Иудее и Самарии. К сожалению, в самом Израиле часть высокопоставленных юридических чинов последовательно и настойчиво суют палки в колёса этого стратегически важного процесса.
В канун распространения израильского суверенитета над частью Иудеи и Самарии, следует обратить внимание на мину, заложенную прямо по курсу процесса и способную нанести ему серьёзный ущерб. Речь о клике юристов, занимающих высшие посты в судебной системе страны и своевольно присвоивших себе правительственные полномочия в определении позиции государства по отношению к Иудее и Самарие.
Начиная с 1967 года, и вот уже на протяжении более полувека, Государство Израиля старательно уклоняется от прояснения своей позиции в отношении этих областей, тем не менее, последовательно избегая отказа от справедливых и законных прав на распространение там еврейского суверенитета.
Свой контроль над этими районами Израиль осуществляет через военное управление, даже обязавшись при этом действовать в соответствии с Женевскими и Гаагскими конвенциями.
Однако, как подчеркнул в своё время Меир Шамгар, занимавший в ходе Шестидневной войны пост главы военной прокуратуры, государство пошло на этот шаг исключительно в рамках доброй воли, юридической же необходимости в этом не было.
Фактически с тех пор и до сего дня Израиль продолжает настаивать на том, что его контроль над Иудеей и Самарией не подпадает под определение, описываемое в международном праве, как occupatio bellica, то есть — «военный захват».
И тому есть немало причин:
— прецедент создания территориального суверенитета Израиля в 1948 году в границах британского мандата;
— незаконность иорданской оккупации (предшествовавшей израильскому обретению этих областей);
— наконец, сам мирный договор с Иорданией, положивший конец военному положению, и ещё много других аргументов.
Но вот в 2004 году пришёл судья Аарон Барак и в своём решении по иску, поданному в высший суд справедливости жителями арабского пригорода Иерусалима Бейт-Сурик без малейшей тени сомнений, опроверг позицию государства.
«С 1967 года, — написал он уже в самом начале своего решения, — Израиль удерживает территорию Иудеи и Самарии в рамках военного захвата (occupatio bellica)».
Фактически, в том своём решении он поддержал позицию государства по поводу законности строительства разделительного забора, и, потому, его возмутительное необоснованное и неприемлемое заявление не вызвало должного опровержения со стороны правительства Шарона.
Интриги на пользу врагам Израиля
В последовавшие затем годы представители военной и государственной прокуратур, тщательно отобранные на свои должности единомышленниками Барака, стали старательными продолжателями его линии.
Одним же из ведущих лидеров последовательного подрыва суверенных прав Израиля в Иудее и Самарии стал нынешний юридический советник правительства Авихай Мандельблит.
В 2017 году во время обсуждения вопроса о принятии закона, упорядочивающего правовой статус еврейского строительства в Иудее и Самарии за пределами земель, официально объявленных государственными, Мандельблит выступил с кратким и ошибочным заключением о том, что законопроект нарушает международное право.
Более того, он ещё и заявил, что в случае принятия такого закона Израиль подвергнется риску судебных исков со стороны международных субъектов, например, ЕС.
Ошибочная позиция Мандельблита нанесла колоссальный ущерб международному имиджу Израиля, поскольку была незамедлительно использована представителями иностранных правительств и организаций в качестве аргументации для нападок на Кнессет.
Затем, уже в прошлом году Мандельблит возглавил рабочую группу, подготовившую позицию Израиля в отношении полномочий Международного уголовного суда привлекать к уголовной ответственности израильтян за предполагаемые военные преступления якобы совершаемые ими в Иудее и Самарии.
Вопреки позиции правительства о том, что Израиль обладает суверенными правами в Иудее и Самарии, юридический советник правительства изобрёл новый термин, не имеющий никакого отношения к международному праву, согласно которому в Иудее и Самарии существует некий режим «отсроченного суверенитета».
Эта сомнительная и странная позиция уже была использована прокурором МУС для оправдания своего права преследовать израильтян.
Иначе говоря, на протяжении многих лет израильские судебные чиновники последовательно подрывают суверенные права Государства Израиль в Иудее и Самарии, хотя эта их точка зрения вовсе не опирается на требования международного права и, более того, противоречит позиции всех правительств Израиля, начиная с 1967 года.
В ближайшие же месяцы подобная самодеятельность, выдаваемая Мандельблитом и его единомышленниками, за, якобы, позицию Государства Израиль, может не только помешать намерению правительства распространить суверенитет в Иудее и Самарии в соответствии с планом американского правительства, но даже и сорвать этот процесс вовсе. В этом случае, колоссальный ущерб будет нанесен как национальным интересам Израиля, так и отношениям Еврейского государства с США.
Прецедентное признание
В ноябре прошлого года государственный секретарь Майк Помпео объявил о том, что Белый дом отказывается от позиции администрации Обамы и не считает еврейские населённые пункты в Иудее и Самарии незаконными.
В свою очередь, в статье, опубликованной в New York Post на прошлой неделе, посол США в Израиле Дэвид Фридман вновь подтвердил эту позицию и дал понять, что распространение суверенитета не противоречит международному праву.
Более того, в своём интервью, предоставленном на днях израильскому изданию «Исраэль ха-йом», Фридман недвусмысленно подтвердил то, что США готовы признать суверенитет Израиля в Иудее и Самарии в соответствии с планом Трампа в самые кратчайшие сроки. При этом, решительность, с которой высказался посол, показывает, насколько американцы действительно заинтересованы в скорейшем завершении этого процесса, являющегося частью реализации плана Трампа.
Эту решительность не сложно понять. Статья посла Фридмана в New York Post стала ответом на публикацию двухнедельной давности, в которой бывшие чиновники администрации Обамы — Филипп Гордон и Роберт Малли выступили с резкими нападками на программу Трампа и призвали кандидата в президенты от Демократической партии Джо Байдена не позволить Израилю распространить свой суверенитет, в том числе, объявив, что правительство под его руководством не признает этот шаг Израиля, накажет сокращением военной помощи и поддержит антиизраильские резолюции в Совете Безопасности ООН.
Между строк, эта статья Гордона и Малли стала, по сути, открытым призывом к Байдену занять однозначную антиизраильскую позицию в ходе своей избирательной кампании, чтобы, повлияв на поведение израильского правительства, сорвать, таким образом, планы Трампа.
Здесь уместно напомнить о том, насколько отличной от всех прежних стала политика администрации Трампа в отношении Иудеи и Самарии.
Когда Израиль объединял Иерусалим сразу после Шестидневной войны, распространяя израильские законы на всю территорию города, или же когда объявил о распространении своего законодательства на Голанские высоты в 1981 году, правительства США были вполне дружелюбны Еврейскому государству. Тем не менее, как администрация Джонсона в 1967 году, так и администрация Рейгана в 1981 году не только отказались признать израильский суверенитет, но и поддержали осуждающие Израиль резолюции Совета Безопасности ООН.
Нынешняя же администрация Трампа не только не выступает против израильского законодательства в Иудее и Самарии, но, напротив, поощряет Израиль осуществить свои национальные интересы и готова — даже заинтересована — признать эти израильские шаги в самые короткие сроки.
Если юридическая элита в Иерусалиме займётся подрывом распространения израильского законодательства в Иудее и Самарии, она нанесет катастрофический ущерб не только важнейшим стратегическим интересам страны, но и международному статусу Израиля, попутно значительно ослабляя альянс Еврейского государства с США.
Демократы поймут, что они могут совершенно безнаказанно вредить Израилю и его сторонникам в США, а нынешняя администрация, равно как и сторонники Еврейского государства в целом придут к выводу о том, что Израиль не является надежным союзником и партнёром.
Учитывая всё вышесказанное, правительство Израиля просто обязано, ещё до того, как Мандельблит и его компания предпримут действия, направленные на срыв распространения суверенитета, официально объявить, что позиция юридического советника правительства в отношении суверенных прав Израиля в Иудее и Самарии (в случае, если он озвучит подобную точку зрения) неверна и не отражает позицию государства Израиля.
Кроме того, правительству также придётся разъяснить, представителям государственной прокуратуры, что они обязаны представлять позицию правительства, согласно которой израильский контроль Иудеи и Самарии не подпадает под определение, описываемое в международном праве, как occupatio bellica, а является суверенным правом, соответствующим международному законодательству. Если же прокуратуре вздумается представлять иную позицию в суде, правительству будет целесообразно отказаться от подобного представительства.
Перевод Александра Непомнящего, Еврейский мир
Исраэль Ха-йом, 5.2020