Решение Нобелевского комитета вручить в этом году премию мира Всемирной продовольственной программе, а не лидерам Израиля, США, ОАЭ и Бахрейна, очевидно, стало попыткой выиграть время. Чем же так расстроили "Соглашения Авраама", многочисленных внешнеполитических "экспертов"?
Решение Комитета по присуждению Нобелевской премии мира наградить в этом году Всемирную продовольственную программу развеяло опасения многочисленных элит от Нью-Йорка до Парижа и Берлина.
"Соглашения Авраама", включающие в себя двусторонние мирные договора между Израилем и Арабскими Эмиратами, Бахрейном, а также недавно примкнувшим к ним Суданом, коренным образом изменили Ближний Восток.
Так закончились полвека неудачных попыток мирного урегулирования на Ближнем Востоке, предпринимавшихся западными внешнеполитическими элитами. Ныне эти элиты впадают во все более глубокую тревогу при каждом упоминании о новых мирных соглашениях Израиля и арабских стран.
Чудесной иллюстрацией тому стала обложка журнала "Ньюсуик" за 2 октября. На ней поверх черно-белой фотографии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу протянулся цветной заголовок "Дилемма Нетаниягу: сможет ли Нобелевская премия сказать Биби нет?"
Вручив приз Всемирной продовольственной программе, нобелевский комитет решительно отмел все сомнения в этом. Кто знает, может быть, президент Дональд Трамп потерпит поражение. А затем, может статься, и Нетаниягу будет отстранен от власти. И тогда, утешают они себя, все наконец станет как прежде, и они смогут забыть обо всех своих неприятностях.
Чем же "Соглашения Авраама" так расстроили многочисленных внешнеполитических "экспертов"?
Во-первых, своими авторами. В кулуарах политических институтов вроде Британского МИДа или Совета по международным отношениям мало кто вызывает большую ненависть, чем Нетаниягу и Трамп. Не случайно в статье "Ньюсуика" о Нетаниягу четко сказано - "ненавидимый многими". И, конечно же, со времен Эндрю Джексона не было еще президента США, ненавидимого всеми этими "умниками" больше, чем Трамп.
Во-вторых, то, что выводит из себя традиционных "сторонников мирного процесса" на Ближнем Востоке - это сам факт заключения "Соглашений Авраама".
Арабо-израильский конфликт не должен был так закончиться. Ведь на протяжении полувека все эти "эксперты" твердили, что путь к миру лежит через Рамаллу. Пока Израиль не заключит мир с палестинскими арабами, он с арабскими государствами договориться не сможет.
В тех же двух случаях, когда Израилю как будто бы удалось обойти эту загвоздку и заключить в 1979 году мирный договор с Египтом, а в 1994 году с Иорданией - и иорданцы, и египтяне просто отказались выполнять положения соглашений о нормализации до тех пор, пока Израиль не удовлетворит палестинских арабов.
Отсутствие нормализации фактически свело все дело к долгосрочному прекращению огня. При этом враждебность и антисемитизм Египта и Иордании, подпитывавшие арабские войны против Израиля, никуда не делись, и даже напротив, усилились в этих странах в последовавшие после подписания мирных соглашений десятилетия.
Как с едва скрываемой злобой выразился автор статьи в "Ньюсуике", "соглашения, заключенные Нетаниягу с арабскими странами Персидского залива, совершенно не продвинут палестинское дело, столь горячо поддерживаемое в Европе, в кампусах США и в американских либеральных кругах".
Вот она, основная причина расстройства всех этих элит в связи с известиями о том, что мир наконец действительно наступает.
На протяжении десятилетий внешнеполитические ведомства США и Европы считали сакральным представление о том, что мир между Израилем и арабским миром может быть установлен только после удовлетворения палестинских арабов. На этой идее были основаны оба стратегических допущения, которыми руководствовался Запад на Ближнем Востоке, продвигая миротворческую политику.
Во-первых, палестинские арабы заключат мир с Израилем только в обмен на создание государства, располагающегося на территории всей или практически всей Иудеи и Самарии и включающей северные, южные и восточные кварталы Иерусалима, а также сектор Газа.
Второе предположение естественным образом вытекало из первого. Поскольку все эксперты были согласны между собой с тем, что единственный способ достичь мира между Израилем и арабами - это создание палестинского государства на землях, контролируемых Израилем (обладающим, к слову, суверенным правом контролировать эти земли, заселять их и управлять ими), именно Израиль виноват в отсутствие мира.
Эти положения лежали в основе всех международных миротворческих усилий, начиная с 70-х годов. В итоге они стали для европейских правительств, институтов ООН и подавляющей части американских левых кругов (комплектующих основной состав американского внешнеполитического истеблишмента) обоснованием и оправданием для нарастающей враждебности по отношению к Израилю.
Именно эти постулаты раз за разом служили аргументами в пользу дискриминационного отношения к израильтянам и Израилю во всем - от продажи оружия до культурного сотрудничества и соглашений о свободной торговле. ЕС и сегодня использует их для оправдания чудовищных антисемитских правил маркировки еврейских продуктов из Иерусалима, Иудеи, Самарии и Голанских высот, а также для финансирования откровенно антиизраильских групп политического давления в Израиле и во всем мире.
Эти предположения о том, что путь к миру пролегает через удовлетворение палестинских арабов, и именно Израиль виноват в отсутствии мира, используются и для оправдания кампаний, демонизирующих Израиль и отвергающих право еврейского государства на существование.
Все вышесказанное возвращает нас к "Соглашениям Авраама".
События последних недель совершенно ясно показали, что "Соглашения Авраама" напрочь опровергли все прежние утверждения западного внешнеполитического истеблишмента.
На днях высшее руководство арабской компании Dubai Ports World, одного из крупнейших в мире морского перевозчика, посетило израильский порт, расположенный на Красном море в Эйлате, чтобы обсудить перспективы судоходного маршрута из Эйлата в саудовский порт Джидда. Пока что речь идет о перевозке израильских мусульман в Мекку для совершения хаджа. Джидда находится всего в 70 километрах от Мекки, и затея состоит в том, чтобы, доплыв морем до Джидды, попасть затем в Мекку на автобусе. До сих пор израильские мусульмане были вынуждены совершать хадж, добираясь до Саудовской Аравии обходным путем - через Иорданию.
Руководство DP World выразило энтузиазм по поводу проекта, и были составлены планы по его скорейшей реализации. По словам Гидеона Гулливера, генерального директора эйлатского порта Эйлата, со временем линия Эйлат-Джидда может привлечь в этот город до 2 миллионов туристов.
Встреча в Эйлате произошла сразу же после заключения на прошлой неделе другой сделки DP World с израильской фирмой - об участии в тендере на восстановление и эксплуатацию старого порта в Хайфе. К слову, на прошлой неделе первое грузовое судно из ОАЭ уже пришвартовалось в хайфском порту.
Днем позже профессиональная футбольная лига ОАЭ подписала меморандум о взаимопонимании с израильской профессиональной футбольной ассоциацией, обязуясь сотрудничать в целях дальнейшего развития спорта в обеих странах. Профессиональная лига ОАЭ назвала Меморандум "историческим соглашением".
В тот же день A&E, крупнейший дистрибьютор вин в ОАЭ, объявил о начале сбыта в Эмиратах вин из израильской винодельни Golan Winery.
Бахрейн тоже продолжает изумлять израильтян энтузиазмом по поводу подписанных недавно мирных соглашений. В минувшие выходные шейх Халед бин Халифа аль-Халифа, член королевской семьи Бахрейна, подписал в Вашингтоне соглашение с Эланом Карром, специальным посланником США по мониторингу и борьбе с антисемитизмом, в котором оба стороны обязались совместно бороться с этим явлением. Бахрейнский Всемирный центр сосуществования и мира, действующий под покровительством бахрейнского короля Хамада, принял определение антисемитизма, данное Международным альянсом памяти о Катастрофе (IHRA). Заметим, это определение рассматривает антисионизм как форму антисемитизма.
В Меморандуме о взаимопонимании институт Бахрейна и Государственный департамент США обязались "действовать сообща, делиться передовым опытрс борьбы со всеми формами антисемитизма, включая антисионизм и делегитимацию государства Израиль".
Когда на прошлой неделе Израиль одобрил строительство новых единиц жилья в еврейских населенных пунктах Иудеи и Самарии, ООН, ЕС, Германия, Великобритания, Франция, Испания и Италия поспешили осудить этот шаг. ОАЭ и Бахрейн вместе со США проигнорировали это сугубо внутреннее решение Израиля.
Одни только эти шаги стали демонстрацией полного краха прежней антиизраильской концепции западного внешнеполитического истеблишмента.
Теперь странно даже думать о том, что всего шесть лет назад "мирные активисты" в Сан-Франциско убедили профсоюз портовых грузчиков в Окленде отказаться от разгрузки израильского торгового судна просто потому, что оно прибыло из Израиля. В итоге для разгрузки корабль был вынужден отправиться в порт Лос-Анджелеса. "Сторонники мира" радостно трубили тогда о своей победе.
А в 2015 году лидеры палестинской автономии чуть не исключили израильскую футбольную ассоциацию из ФИФА. Их идея состояла в том, чтобы заставить членов ФИФА проголосовать за этот шаг и, как в случае с ООН, автоматически получить большинство в пользу исключения Израиля из международной футбольной лиги. Израилю потребовались жесткие политические маневры, чтобы заблокировать голосование по этому вопросу. И нет, Европа Израилю не помогала.
Голанские винодельни с их знаменитыми брендами Mount Hermon, Gamla и Yarden, которые теперь будут с гордостью выставлять свою продукцию в винных магазинах, отелях и ресторанах ОАЭ, уже давно являются мишенью бойкота со стороны "мирных активистов" США и Европы.
Принятие же Бахрейном определения антисемитизма IHRA — это нож в самое сердце внешнеполитических ведомств. Ведь теперь, даже несмотря на то, что президенты Гарвардского, Колумбийского и Мичиганского университетов, не согласны с этим определением, называющим антисионизм формой антисионизма, им будет уже совсем не так просто продолжать предоставлять своим студентам возможность проводить "месячники против израильского апартеида" и преследовать произраильских студентов, преподавателей и приглашенных ораторов на фоне признания арабским мусульманским королевством Бахрейн того, что делигитимация Израиля и применение к нему двойных стандартов - самый что ни на есть антисемитизм.
Кампании BDS, несомненно, продолжатся. Ведь таких, как "Еврейский голос за мир", "Студенты за справедливость в Палестине" и им подобных абсолютно не волнует, что Бахрейн, Судан и ОАЭ говорят об Израиле. Подобно иранскому режиму и "Братьям-мусульманам", они просто хотят, чтобы еврейское государство исчезло. Но институтам, позволившим их антисемитизму буйным цветом расцвести в кампусах и корпорациях, будет теперь ох как не просто защищать их, оставаясь самим не запятнанными в антисемитизме.
И это, в свою очередь, возвращает нас к "Ньюсуику" и агонии элит, нашедшей столь прекрасное выражение в обложке последнего журнала.
Решение Нобелевского комитета вручить премию мира Всемирной продовольственной программе, а не Нетаниягу, Трампу, королю Бахрейна Хамаду и президенту ОАЭ шейху Халифе было попыткой выиграть время. Но даже если Трампа и Нетаниягу и вытеснят с политической арены, "Соглашения Авраама" уже никуда не денутся. Мир, прорвавшийся благодаря им наружу - реален. Он отражает истинные желания людей, живущих в регионе. И оказывается, что их желания сильно отличаются от возведенных в ранг священных текстов антиизраильских катехизисов, которые упорно твердят "миротворцы" Запада.
И это, наконец, приводит нас к настоящей "дилемме Нетаниягу". Настоящая дилемма, омрачающая жизнь внешнеполитической элите, состоит не в том, следует ли давать Нобелевскую премию мира людям, которых они ненавидят, а в том, как реагировать на мир, которого эти люди сумели достичь.
На протяжении полувека эти элиты настаивали на том, что прекращение арабо-израильского конфликта - их главная и важнейшая цель. Следует ли им теперь принять и восславить мир, который вырастает на их глазах? Или они смогут и дальше игнорировать реальность, продолжая осуждать Израиль, и, рискуя быть разоблаченными в том, что все их утверждения о стремлении к миру были лицемерием, а то и того хуже?
Перевод Александра Непомнящего, 9 канал
11.2020