Мордехай Кедар

О новом арабском мире

Арабские страны больше не стоят единым фронтом против Израиля, напротив, они разделились на две коалиции. Одна — на стороне Ирана, другая — против него. Израиль же, прежде считавшийся проблемой, теперь стал частью решения.

За долгие годы мы свыклись с мыслью о том, что существует так называемый единый «арабский мир», что в нем есть объединяющие его институты, например, Лига арабских государств, что им руководит лидерская группа, именуемая «Арабский саммит», и что у него более или менее единая повестка дня, центральное место в которой занимает желание ликвидировать Израиль и создать на его месте государство для палестинских арабов.

Однако, теперь, следует признаться в том, что подобное мировоззрение осталось в прошлом. В течение нескольких лет то, что называлось «арабским миром», перестало быть тем, чем оно было. На его руинах сложились сегодня две враждебные коалиции, решительно и безжалостно сражающиеся друг против друга, не считаясь ни с убитыми, ни с ранеными.

Одна, возглавляемая Ираном коалиция — это: Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Катар и Газа, пользующаяся внешней поддержкой Турции, России и Китая. Против нее выступает поддерживаемая Соединенными Штатами коалиция, объединяющая Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Египет, Иорданию, Марокко, Судан и Израиль. Все остальные арабские страны находятся где-то между этими коалициями.

Израиль оказался в саудовской коалиции лишь только потому, что в последние годы сумел доказать, что является единственной в мире страной, способной снова и снова, в среднем раз в неделю, наносить смертельные и разрушительные удары по иранским силам или проиранским группировкам в Сирии. Причём за исключением одного единственного случая Иран, судя по всему, просто боится отвечать на эти израильские атаки. На современном языке это называется «сдерживанием».

Для сравнения: в сентябре 2019 года Иран атаковал ряд саудовских нефтедобывающих предприятий, по сути, парализовав большую часть нефтяной промышленности королевства. Слышали ли мы о каком-либо ответе Саудовской Аравии? Слышали ли мы о реакции какой-либо страны на нападения Ирана на нефтяные танкеры, идущие по Персидскому заливу или в Красном море? Что можно сказать о способность Эр-Рияда сдерживать Тегеран после неудачной попытки саудовской армии разгромить хуситов в Йемене?

В этой новой ситуации, когда Иран успешно подминает под себя арабские страны одну за другой, Израиль стал частью решения, пусть даже прежде он считался «проблемой». Вдруг стало ясно, что у множества стран существуют куда более насущные и важные собственные интересы, нежели пресловутая «палестинская проблема».

Иными словами, самыми главными проигравшими в нынешнем глубоком расколе арабского мира оказались палестинские арабы, а вместе с ними и всякий, кто полагал, что пока эта проблема не будет удовлетворена к полному удовольствию «палестинцев», арабский мир продолжит считать ее решение своей наиважнейшей задачей. Вот только, когда сам «арабский мир» начал рушиться, сама собой, утратив актуальность, ушла в небытие и «проблема».

Есть несколько вполне определённых объективных причин, отодвигающих на задний план интересы «палестинского дела».

Во-первых, разрастание иранской проблемы до уровня экзистенциальной угрозы. Притом, что израильско-палестинская проблема никогда не представляла собой экзистенциальную угрозу для кого бы то ни было.

Во-вторых, поведение палестинских арабов на протяжении многих лет, и особенно в последние годы. Жители Саудовской Аравии и Эмиратов хорошо помнят, как Ясир Арафат поддержал Саддама Хусейна во время иракской оккупации Кувейта (1990 г.). Саудовцы также злы на палестинских арабов за нарушение Мекканского соглашения (февраль 2007 г.), которое должно было положить конец расколу между ФАТХом и ХАМАСом, как, впрочем, и за то, что ХАМАС является дочерней структурой ненавидимых саудитами «Братьев-мусульман», и, конечно, за то, что уж слишком много палестинских арабов желают получать помощь от Ирана.

В то же время происходят и глубинные ментальные процессы: большинство молодых людей в арабских странах сегодня уже не воспринимают близко к сердцу «палестинскую накбу» (потерю арабами Палестины — т.е. Страны Израиля), этого уже нет в их исторической памяти. Напротив, «арабская весна», вызвала крах множества арабских стран и экономик, породила ИГИЛ, принесла миллионам арабов голод, изгнание или бегство из родных мест, бедность и прочие страдания. До «освобождение Палестины» ли им всем теперь?

Что касается поведения самих палестинских арабов, это особенно интересный случай. Один из самых радикальных ненавистников Израиля — Джамал Райан, идейный вдохновитель канала Аль-Джазира и его главный ведущий. Он родился в Тулькарме, переехал в Иорданию и стал видным активистом в движении «Братьев-мусульман». Недавно, однако, стало известно, что его отец был одним из торговцев землей, еще до создания Государства Израиль продававшим евреям большие участки земли в долине Хефер. Кто из арабов захочет теперь быть тем «фраером», который пойдёт воевать с Израилем, чтобы освободить для Джамала Райана те самые земли, что его отец сам же и продал евреям, обогатив своего сына Джамала немалым семейным имуществом?

Еще одним элементом, работающим против палестинского нарратива, стало широкое использования социальных сетей. Сегодня каждый араб может сам, своими глазами, увидеть правду об Израиле без необходимости читать, слушать и смотреть враждебную еврейскому государству пропаганду. Автоматический перевод позволяет ему «читать» сайты на иврите, даже если он не понимает на иврите ни слова. В этой ситуации палестинским агитаторам и пропагандистам трудно продолжать продавать свою «проблему» так, как это было в прошлом. Всё зашло так далеко, что многие арабы используют теперь умышленно написанное с ошибкой слово «броблема» как выражение презрения к ней и её палестинским «правообладателям».

Подводя итог, можно сказать, что арабский мир 2020 года во многих отношениях отличается от того, что мы видели всего лишь 20 лет назад, в 2000 году. Это отнюдь не «новый Ближний Восток», Шимона Переса, а полная ему противоположность: жестокий, раздираемый конфликтами регион, погрязший в множестве несостоятельных и провальных государств и массовых убийствах. Парадоксальным образом, все эти печальные события работают на пользу Израилю. Правда, есть еще немало ненависти к Израилю и к евреям, о чём ни в коем случае не следует забывать. Есть тысячи нацеленных на нас с разных сторон ракет, с чем необходимо бороться.

Однако, вместе с тем процесс нормализации между Израилем и рядом арабских государств, отнюдь не чья-либо прихоть и не проходящая случайность, он выражает крах всех прежних теорий, позволяя арабам принять еврейское государство как общество, уже не как врага, в свою «правильную» коалицию.

Перевод Александра Непомнящего, Еврейский мир

NEWS1, 11.2020

Доктор Мордехай Кедар является старшим преподавателем кафедры арабского языка в университете Бар-Илан. Он служил в военной разведке АОИ на протяжении 25 лет, специализируясь по арабскому политическому дискурсу, арабским средствам массовой информации, исламским группировкам и внутренней политике Сирии. Научный сотрудник Центра стратегических исследований. Он хорошо знаком с текущей деятельностью арабских СМИ; у него часто берут интервью различные новостные программы в Израиле.

  • Другие статьи Мордехая Кедара




  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria