Помните ли вы майора полиции Гая?
К сожалению, я и сам не помню его фамилии – только имя, хотя в 2000-2002 годах, когда я был редактором «Русского израильтянина», наш корреспондент Алекс Ранев пристально следил за его судьбой, и мы регулярно публиковали материалы о том, что с ним происходит. Гай был тем самым майором полиции, который, стоя против бушующей толпы арабов в районе Умм Эль-Фахма, отдал приказ открыть по ним огонь на поражение.
Это были те самые дни октября 2000 года, когда в стране, по сути дела, бушевало новое арабское восстание.
На всех дорогах, идущих через галилейский треугольник, в Яффо и других городах со значительной частью арабс
кого населения шли демонстрации, еврейские машины забрасывались камнями. Для одного еврея такой камень оказался смертельным. Нередко еврейскую машину останавливали, сидящих там евреев выволакивали наружу и избивали. Были случаи избиения евреев в торговых центрах и ресторанов. Присоединившись к своим братьям из автономии, израильские арабы совершили несколько терактов.
В конце концов арабские лидеры стали подумывать вообще о провозглашении национальной автономии в Галилее.
Я понимаю, что сегодня найдутся те, кто скажет, что они были в своем праве: ведь их предки жили здесь на протяжении многих веков, и они составляли в этом районе большинство населения, но я сейчас не об этом…
В последней трети октября эта угроза стала более, чем реальной. Арабы перерезали автотрассу, идущую в Умм Эль-Фахм, и таким образом, по сути, отсекли одну часть страны от другой. На автотрассе бушевала толпа арабской молодежи, и когда напротив нее появилось несколько десятков полицейских, в них полетели камни.
В результате попадания камня один из полицейских был ранен. И тогда командир этого подразделения майор Гай скомандовал: «Огонь!». Услышав выстрелы и увидев, как вокруг них падают их товарищи, арабы бросились врассыпную… И с этого момента арабское восстание начало идти на спад.
Все в стране понимали, что Гай принял единственно верное решение в сложившейся ситуации. Но одно дело – знать правду, и совсем другое ее озвучивать.
Премьер-министр Эхуд Барак и другие представители коалиции поспешили принести извинения арабской общине. Капитан Гай был отослан в бессрочный неоплачиваемый отпуск. По следам событий была создана комиссия во главе с отставным судьей Теодором Ором. 30-летний майор, оставшись не у дел, впал в депрессию, переехал с женой и детьми в мошав к родителям и занялся разведением попугайчиков.
Когда он давал показания комиссии Ора и рассказал о том, как дал приказ стрелять, отец одного из погибших арабов с криком подскочил к Гаю и с криком «Так это ты убил моего сына!» нанес ему несколько ударов кулаком. Гай продолжил давать показания с залитым кровью лицом, но никто даже не подумал арестовать араба, устроившего дебош в зале суда и избившего майора полиции, находившегося в тот момент при исполнении обязанностей. Его просто оттащили в сторону и вывели из зала, вот и все.
Месяц шел за месяцем. Гай продолжал жить в мошаве, пристрастился к спиртному и с каждым днем все больше спивался.
Затем была публикация выводов комиссии Ора, согласно которым арабские беспорядки стали следствием многолетней дискриминации арабских граждан страны и невнимания к их проблемам.
Майор Гай был отправлен в отставку. Когда Алекс Ранев встретился с ним в последний раз, Гай был уже почти законченным алкоголиком.
Помните ли вы майора Гая – того самого, что ценой своей карьеры остановил арабское восстание 2000 года?..
Я не могу вспомнить его фамилии. Помню лишь, что это была самая заурядная еврейская фамилия.
P.S. Благодарю всех, кто помог вспомнить фамилию майора Гая Райфа и прояснить его судьбу. Я рад, что у него нашлись силы не опуститься после того, что с ним сделала система, а начать жизнь заново и сделать удачную карьеру в бизнесе.
Блог ФБ Люкимсона, 10.2020