Выборы позади, но волна антисемитизма, мощно поднявшаяся за последние месяцы, не сошла на нет. Наоборот. То, что мы пережили за последнее время, свидетельствует «как тысяча свидетелей»: этот страшный феномен долго оставался скрытым, но сегодня всё вырвалось наружу. Можно понять, что речь идет о самом широком явлении: достаточно было только поднести спичку, чтобы пламя вспыхнуло и достигло сумасшедших масштабов.
Накануне выборов мы приняли участие в представительной конференции выходцев из бывшего СССР, которые собрались, чтобы протестовать против антисемитизма. И, в сущности, против тех, кто вызвал вспышку этого смертельно опасного заболевания, — сторонников Либермана. Мы побеседовали с несколькими участниками, они практически все считают, что «левая рука должна отталкивать, а правая — приближать».
Прежде всего, следует жестко разобраться с антисемитами: уголовное преследование, высылка из страны. И это, разумеется, верно, когда речь идет о тех, кто приехал в нарушение Закона о возвращении, а таких много. Но, с другой стороны, необходимо «приближать» массу евреев, которые приехали в Израиль, но не имеют ни малейшего представления о еврейской истории и, разумеется, о Торе и мицвот (специфически еврейских заповедях). И, конечно, они не знают вообще ничего о людях, соблюдающих мицвот, об этой части израильского общества.
Мы побеседовали с доктором Еленой Римон, доцентом кафедры еврейского наследия Университета Ариэль, которая занимается исследованием феномена антисемитизма в Израиле. Она вновь и вновь подчеркивает: речь не идет о новом явлении. «Уже в 90-ые годы в Израиле появились фашистские организации, было множество антисемитских выходок, начиная от криков “жид!” в общественных местах, изображения свастик и антисемитских лозунгов на стенах синагог и заканчивая нападениями на харедим и просто людей в кипах».
Она упоминает неонацистскую банду, действовавшую в Петах-Тикве: там в течение нескольких лет оскверняли синагоги, нападали на харедим и просто религиозных и даже готовили террористический акт. «Но всё это был классический антисемитизм, традиционный, привезенный в Израиль Большой алией после распада СССР. После того, как одному из членов банды был вынесен суровый приговор, та волна антисемитизма спала. Но сам антисемитизм не исчез, а принял новую форму благодаря новейшим средствам связи. Физическое насилие уступило место вербальному и сконцентрировалось в социальных сетях».
Провокаторы, работающие на различные политические силы
Еще одно поле, на котором расцветает антисемитизм в Израиле, это новостные сайты на русском языке. Каждая статья там сопровождается комментариями, которые иногда превращаются в выражение всей совокупности политических, общественных и «духовных» воззрений пользователя. Конечно, среди комментирующих есть профессиональные провокаторы, специалисты своего дела, финансируемые различными политическими силами, включая иностранные разведывательные агентства. И это — источники, из которых граждане Израиля, говорящие по-русски, ежедневно черпают информацию о том, что происходит в Израиле.
Д-р Римон сообщает, что они с д-ром Роном Шлейфером, исследователем средств массовой коммуникации из Университета Ариэль начали исследование комментариев на новостных сайтах. «Мы увидели: одна из наиболее “горячих” тем для комментирующих — это иудаизм и религиозные евреи». И д-р Римон приводит несколько отвратительных антисемитских цитат. Комментаторы называют харедим «биомусором», «биомассой», «генетическим мусором», «черным стадом», «галахическим хламом», «пингвинами», «мразью пейсатой», «безмозглым стадом скотов», «религиозными клопами», «чернопейсатыми уродами», «гнидами черношляпными», «чудовищами и шаманами», «досовскими свиньями и жидовнёй», «паразитами», «вирусами», «пейсатыми арийцами», «продолжателями дела нацистов», «радетелями за чистоту крови», «евреями-полицаями», «национал-иудаистским быдлом», а также утверждают, что «ультрадосы те же нацисты».
И у них есть практические рекомендации, как обезвредить этих существ: «разогнать», «линчевать», «пересажать по тюрьмам», «депортировать в концлагеря», «загнать в резервации», «согнать в гетто», отправить в Синай, в Газу, в Иран, в Антарктиду, в Россию, в Негев на освоение пустыни, в Гулаг для трудового перевоспитания, «давить ихними вонючими пейсами», «уничтожать мечом и крестом».
Самые бредовые стереотипы
По ее словам, выходцы из бывшего СССР развили столь отрицательное отношение к религиозным евреям по нескольким причинам. «И антисемитизм, который они впитали в стране исхода, включая советскую атеистическую пропаганду, и гнев на еврейскую Традицию и статус-кво, который репатрианты не готовы принять, и трудности и разочарования эмиграции, включая неудачу в изучении нового языка и культуры». Она также обратила наше внимание на то, что во всех приведенных примерах пишущие используют форму множественного числа — «они».
«Люди, которые пишут эти комментарии, видят религиозных евреев как массу, в которой невозможно выделить женщин, мужчин и детей — и уж, конечно, отдельные лица с их особенностями. Комментаторы не расскажут вам о своих знакомых или тем более родственниках, о посещении харедимной семьи, о совместном застолье, о разговорах с ними — потому, что никто из них никогда не общался с харедим, все впечатления — внешние в лучшем случае, а большей частью — основанные на слухах: «Один таксист рассказал мне…», «Я читал репортаж…» и т.д.
Распространенные представления об этой «массе» бывают иногда самыми бредовыми: «Многие думают, что у религиозных евреев принято биться головой об пол или об стену во время молитвы… Это очень похоже на то, как британцы и другие европейцы описывали местное население африканских колоний. Тот же стереотип “туземца”, который мы часто встречаем в колониальной литературе, а также в постколониальных исследованиях: туземцы дики, невежественны, ленивы, грязны, непродуктивны — и суеверны. Короче, недочеловеки».
Свежий пример — из обсуждения мер по борьбе с коронавирусом: «В Израиле нет гигиены вообще. Даже у светских, что уж говорить о религиозных!»
Поскольку у комментаторов нет никакого представления о том, чем занимаются студенты йешив, они, разумеется, считают последних бездельниками: «Армия дармоедов, вылезающих из щелей старой галутной жизни с древними папирусами, которые они за века так и не смогли выучить наизусть, чтобы оставить их в библиотеках и музеях». Или: «Зачем тратить наши деньги на растущую армию дармоедов, и всё это делается на наши налоги». И в заключение: «Эти паразиты существуют на налоги от светских. Пейсатые саботажники, намеревающиеся остановить страну в субботу, которые за наши же налоги диктуют нам, как жить, жениться и умирать, что нам есть и пить, которые требуют все больше и пытаются навязать нам свой образ жизни. Так кто же их будет содержать? Но ревнителей веры это не волнует, потому что невежество они сделали не только нормой жизни, но и обязанностью».
Вдохновляясь российскими антисемитскими сайтами
Самое распространенное среди комментаторов прозвище религиозного еврейства, по словам д-р Римон, это «паразиты». Это прямое заимствование из антисемитской литературы 20-го века и прежде всего из «Майн Кампф» Адольфа Гитлера: «Еврей есть и останется всегда типичным паразитом на теле других народов, дармоедом, который, подобно болезнетворной бацилле, распространяется туда, где создается подходящая питательная среда». Тут нельзя не вспомнить метафору «вирус», которая появляется в рекламных роликах партии НДИ.
Д-р Римон отмечает, что, разумеется, не все авторы комментариев читали «Майн Кампф», но к их услугам — российские антисемитские сайты, которые тиражируют идеи Гитлера, да сотрется его имя. «К сожалению, существует и противоположное явление: российские антисемитские сайты с удовольствием используют и даже цитируют русскоязычные израильские сайты с соответствующим контентом».
Как мы помним, в комментариях есть и «практические» рекомендации, как поступать с харедим, один из вариантов погромной деятельности — «поджечь пейсатый детский сад». Есть и другие предложения, одно из самых распространенных — военный переворот: «От ползучей иудоталибанизации Израиль может спасти только военный переворот турецкого образца. Очень надеюсь, что среди генералитета найдется свой Кемаль Ататюрк, который в конечном итоге раздавит гусеницами танков терпеливо взращиваемый религиозными мракобесами иудейский вариант Ирана».
По словам Елены Римон, речь идет о недвусмысленных попытках подстрекательства к мятежу, запрещенного в Израиле законом. Но этот закон не применяется.... «Всё, что я процитировала, было опубликовано на израильских ресурсах на русском языке за последний год. И это лишь ничтожная часть того, что публикуется в русскоязычных СМИ Израиля. Ни в одном цивилизованном государстве мира религиозные евреи и еврейская религия не подвергаются сегодня таким унижениям и клевете, как в Израиле». И если вы полагаете, что все эти высказывания принадлежат этническим русским, приехавшим в Израиль по Закону о возвращении, то — увы: среди носителей антисемитизма немало евреев. Это явление д-р Римон определяет как «автоантисемитизм» — враждебность евреев к тому и к тем, в чем и в ком еврейство выделяется, «бросается в глаза»: и к Традиции, и к евреям, соблюдающим Традицию, и к их политическим лидерам. По ее словам, неудивительно, что евреи, выросшие в СССР при агрессивной атеистической пропаганде, продолжавшейся на протяжении жизни нескольких поколений, когда распространение любой информации об иудаизме было строго запрещено, воспринимают всё, что связано с еврейским характером государства Израиль, как бессмыслицу.
Она говорит: «Понятно, что нельзя было этих людей, находящихся на расстоянии многих световых лет от всего еврейского, оставлять в такой сложной с культурной и религиозной точки зрения стране, как Израиль, в полном духовном и культурном вакууме, даже не попытавшись помочь им сориентироваться в новой реальности».
В Израиле «заснули на посту»
Д-р Римон вновь и вновь подчеркивает, что в Израиле «заснули на посту», допустили катастрофу в области духовной интеграции репатриантов, говорящих по-русски. «Представители харедим и просто религиозных должны работать над тем, чтобы в Министерстве юстиции действовал специальный отдел, который будет рассматривать иски по поводу оскорбления национальных и религиозных чувств евреев в Израиле — на основании закона, запрещающего проявления антисемитизма. Если есть необходимость в изменении законодательства, это первое, что следует сделать, как только будет сформировано правительство».
«Надо создать комиссию, которая будет отслеживать проявления антисемитизма в Израиле, и ей придется работать постоянно достаточно долгое время, чтобы каждая публикация в таком роде передавалась на проверку, а затем, если есть необходимость, — органам, ответственным за выполнение закона. Необходимо налагать штрафы, а особенно упорных нарушителей привлекать к уголовной ответственности — и закрывать их сайты. Но, принимая суровые меры, которые, безусловно, помогут снизить уровень антисемитизма в Израиле, следует также приложить усилия в направлении диалога и просвещения.
«Потребовать от Министерства образования вернуть в программу ульпанов уроки по иудаизму, экскурсии по стране и т. д. Это был хороший опыт, оправдавший себя, я с этим знакома. Приглашать людей на субботу. Если этого не сделать, получим “плач на поколения”».
Адвокат Тали Тамарин, которая выступила на конференции с докладом «Правовые лакуны в защите от антисемитизма», говорит, что уже где-то полтора года назад, при подготовке к выборам в органы местной власти, столкнулась с необычным количеством комментариев с опасным привкусом. «В комментариях были страх и желание напугать, обобщенный образ харедим и их дегуманизация, представление всех бед в жизни русскоязычного населения в качестве результата злокозненных происков харедим, странные и отвратительные стереотипы — всего религиозного общества, глумление, ругательства, волна угроз, выражения ненависти, подстрекательство — гиперболизированное, непрерывно усиливающееся». По мнению адвоката Тамарин, опасность этих — умножающихся — проявлений в том, что они несут в себе зерно идейного насилия такого уровня жестокости, которого израильское общество еще не знало. «Они вновь и вновь заявляют о решимости осуществить свои угрозы — подавить харедим, расправляться физически, изгонять и убивать. Такие реакции стали распространенными среди части тех, кто находится под влиянием антисемитской пропаганды партий НДИ и «Еш атид» на русском языке. Важно помнить: среди них свободно действуют и те, кто привез опыт “активизма” из СССР — где они преследовали евреев, соблюдающих мицвот».
Адвокат Тамарин продолжает: «По жестокости комментариев и по используемым клише можно узнать стиль тех этнических евреев, которые составляли сердце “Антисионистского комитета советской общественности”, созданного советскими властями в 80-ых годах прошлого века для делегитимации сионизма и сокращения репатриации в Израиль, для удара по репатриации. Так они вели себя по отношению к нашим дедам и отцам в прошлом. Обсессивные ассимилянты, перешедшие “на другую сторону”, освободились от своего наследия и боролись с теми, кто оставался верен еврейской Традиции. Боролись — вплоть до передачи большевистским властям списков имен для отправки в Гулаг. Мы не думали и не гадали встретить здесь тех же персонажей и те же войны». Она также говорит о том, что Министерство абсорбции уже долгие годы находится в руках партии НДИ, так что никакого бюджета на ознакомление новоприбывших с еврейской историей и Традицией нет, как и соответствующей деятельности. «Я не раз с удивлением убеждалась, что деньги общества, выделенные на репатриацию и абсорбцию, расходуются на охрану границ культурного гетто... С другой стороны, насущные проблемы интеграции в израильскую реальность, включая культурную реальность, вообще не стоят на повестке дня. Перед выборами в гетто случается вспышка активности и подстрекательство против религиозного общества бьет все рекорды».
Углубляют разлом и сеют ненависть
Г-жа Тамарин подчеркивает: ей как адвокату хорошо известны правовые лакуны, которые не дают возможности эффективно бороться с антисемитизмом в Израиле — предотвращать его проявления и привлекать к ответственности за них. «И в формулировке закона, и на уровне надзора за соблюдением есть существенные лакуны, которые делают применение закона практически невозможным, когда речь идет о разнузданном подстрекательстве против целой социальной группы. Также невозможно применить закон, когда подстрекательство направлено против группы, объединенной исповеданием еврейской религии. Противоречие между свободой слова и благом общества также блокирует интерес к этой теме. Поэтому необходимо действовать решительно и немедленно — в том числе и по изменению политики, открывающей ворота государства людям, не имеющим никакой связи с еврейским народом».
По ее словам, большинство деятелей НДИ в течение многих лет не делали ничего, чтобы на достойном уровне интегрировать людей, говорящих по-русски, в израильское общество. «Эта неудача, которая стала очевидной на выборах, используется активистами партии Либермана для того, чтобы углублять разлом, сеять ненависть — и позволить самому Либерману презентовать себя как “вождя униженных и эксплуатируемых” и “грести” политический капитал. Еврейская алия разобщена, ее трудности приспособления, невежественность ее значительной части в иудаизме были использованы в безобразных политических кампаниях».
Адвокат Тамарин делает еще одно важное дополнение. «Когда будет сформировано правительство, политикам вообще и представителям харедимных и религиозных партий в частности следует заняться этим вопросом безотлагательно: всем, что связано с деятельностью Министерства абсорбции, необходимыми изменениями в законодательстве и созданием в Министерстве юстиции специального отдела, который займется этим. Больше тянуть невозможно, положение очень опасное. Хотя выборы уже позади, антисемитизм не прекратится, если мы не будем действовать против него со всей решительностью».
"Ятед Нээман", 3.2020