Имале. Я приехала в Израиль и читаю такое на израильском ресурсе. Что это - страшный сон?
Коммент на сайте 9tv
Русский нацизм
На протяжении 1990-х годов в Израиле возникали организации этнических русских, объявлявших о своей солидарности с российскими фашистами. В начале 2000 число проявлений антисемитизма исчислялось сотнями - от свастик и антисемитских надписей на синагогах и общественных зданиях, до преследования детей и нападений на еврейских стариков, в особенности на ортодоксальных евреев. В Петах-Тикве несколько лет орудовала молодежная банда неонацистов, которые оскверняли синагоги, нападали на homeless и на ортодоксальных евреев и готовили теракт. В 2007 году наиболее активные члены банды оказались за решеткой.
Но в наше время русский антисемитизм в Израиле никуда не девался, он только изменил обличье и вместо физического насилия обратился к насилию словесному. В настоящее время почти все русскоязычные сайты в Израиле ("Вести", "9 канал", "Мнения", "Наша Орбита", "Mignews", "Cursorinfo" и пр.) публикуют комменты читателей, и эти комменты - вне зависимости от темы - с маниакальным постоянством возвращаются к одной и той же теме - еврейская религия и религиозные евреи, в особенности харедим. Анализ этих комментов позволяет взглянуть изнутри на мир антисемита - фантастический мир, в котором центральное место занимают инфернальные силы зла.
Образ врага
Традиционный расклад сил в глазах русскоязычного комментатора примерно такой: "У еврейской страны есть несколько главных врагов: Главари арабского террора в Газе, в Рамалле и в израильском кнесете. 2. Израильские ультралевые во главе с мерец и ее филиалами вроде Шалом Ахшав и Шоврим Штика. 3. Израильские ультраоортодоксы во главе с обоими Главными раввинами, которые своим оголтелым махровым расизмом, а также преступным поведением в быту ультраоортодоксальных раввинов дискредитируют Израиль в глазах всего мира".
Религиозные евреи в глазах русскоязычных комментаторов - "биомасса", "генетический мусор", "черное стадо" "галахический хлам", "мразь пейсатая", "безмозглое стадо скотов", "религиозные клопы", "чернопейсатые уроды", "еврейские свиноматки", "гниды черношляпные", "чудовища и шаманы", "досовские свиньи и жидовня", "паразиты", "вирус", "пейсатые арийцы", "радетели за чистоту крови", "евреи-полицаи", "национал-иудаистское быдло", "ультрадосы те же нацисты". Их предлагают "разогнать", "линчевать", "пересажать по тюрьмам", "депортировать в концлагеря", "загнать в резервации", "согнать в гетто", отправить в Синай, в Газу, в Иран, в Антарктиду, в Россию, в Негев на освоение пустыни, в киббуц Мизра ухаживать за свиньями, в Гулаг для трудового перевоспитания; отравить газом, "облить бензином и сжечь", "отстреливать пачками", "зажечь для них печи Аушвица", "давить ихними пейсами", "принудительно стерилизовать", "уничтожать мечом и крестом", "закатать в асфальт", "кислоту в лицо плеснуть", "выжечь Бней-Брак с продажей пепла в Европу - они так долго об этом мечтали".
Дегуманизация харедим связана с совершенным отчуждением и абсолютно внешним видением. Заметьте, что во всех приведенных примерах употребляется множественное число. Комментаторы видят религиозных евреев как общую массу, в которой неразличимы общины, женщины и мужчины, тем более отдельные лица. Никто никогда не пишет о своих знакомых или тем более родственниках, о посещении религиозной семьи, о совместном застолье, о разговоре с ними - потому что никто из них никогда не общался с религиозными евреями и вообще видел их с близкого расстояния, кроме как в общественном транспорте. Отзывы о личных впечатлениях очень редки и напоминают отчет о вылазке в тыл врага. Например, вот что пишет отважная женщина, осмелившаяся посетить место, где живут эти страшные люди: "Мне многое открылось после посещения Меа Шеарим: грязная улочка, спокойная яма, рассадник разврата и уголовников. Взяточники, агрессивные неучи, держащие свою паству в ежовых рукавицах!"
Представление о жизни харедим у русскоязычных комментаторов, очевидно, навеяно советской антирелигиозной пропагандой. "Меня наповал убивает, - написал мне один комментатор, - когда мракобесие защищает женщина, которая, если мракобесие победит, лишится вообще всех прав и будет бессловесной исполнительницей заповеди "плодитесь и размножайтесь". Представление о религии у них самое примитивное: "Если бы к примеру какой-нибудь ваш знакомый сказал, что голос из горящего куста приказал ему убить своего сына и взял нож, то полиция сразу бы отправила его в закрытую психушку". "Если любого знатока Торы и служителя Культа попросить предъявить вот этого бога про которого они все время говорят, то никто из них не сможет".
Колониальный стереотип
Стереотип религиозного еврея в комментах- это тот самый стереотип туземца, который много раз описан в колониальной литературе и в пост-колониальных исследованиях: туземцы - дикие, невежественные, ленивые, непроизводительные, грязные и при этом страшно суеверные люди. Короче, неполноценные. Зачастую это мнение распространяется на всех израильтян, например: "Да какая у аборигенов совесть. Они даже не знают, что это такое". Или вот свежий пример - беседа комментаторов о профилактике коронавируса: "Для многих в Израиле понятие мыть руки и жопы - это уже ВАУ! Хайтек 21 века. А где-то это было обычно гигиеной и нормой жизни". - "Абсолютно идиотский камент" - "Правильно он пишет, чего сразу идиотский? Для дикарей всяких из стран Африки, и для всякого рода аборигенов, проживающих здесь, этот комент верен на 100%." - "В Израиле отсутствие гигиены как таковой. Даже среди светского населения, я уже не говорю о датишных". "Почему один рав говорит одно, другой рав обвиняется полицией, третий рав заведует браками, а четвертый, пятый, десятый, трехсотый парит нам мозг в других областях. […] Там он так, здесь он так… или проституция это???? Пора им определиться с верой и жить в своем кругу, без нас". Религиозные люди в представлении русскоязычных комментаторов - это "армия дармоедов, вылезающих из щелей старой галутной жизни с древними папирусами, которые эти "читатели" за века так и не смогли выучить наизусть, чтобы оставить их в библиотеках и музеях". Религиозные евреи в их глазах - "пейсатые саботажники, намеревающиеся остановить страну в субботу […] которые за наши же налоги диктуют нам, как жить, жениться и умирать, что нам есть и пить, которые требуют все больше денег на растущую армию тунеядцев". Общий вывод такой: "Эти паразиты существуют на налоги от светских, и еще пытаются навязать им свой образ жизни. Так кто же их будет содержать? Но ревнителей веры это не волнует, потому что невежество они сделали не только нормой жизни, но и обязанностью".
На наших глазах среди "русских" репатриантов поднимается и разворачивается спонтанное народное движение, заново порождающее известную с древности антисемитскую мифологию. Слово "дармоеды" и метафора "паразиты" очень часто употребляются в комментах. Их источник очевиден, это антисемитская литература, и прежде всего книга Адольфа Гитлера "Майн Кампф": "Еврей есть и останется всегда типичным паразитом на теле других народов, дармоедом, который, подобно болезнетворной бацилле, распространяется туда, где создается подходящая питательная среда". Из этого источника, как видим, происходит также метафора "вирус", которая появляется в рекламных роликах партии НДИ.
Ср. в русских антисемитских текстах: "Дай только волю жиду, тогда он воцарится на нашей Святой Руси, заберет все в свои лапы, и будет не Россия, а Жидовия". Поразительно, что и в комментах, написанных репатриантами, которые находятся в Израиле никак не больше десяти-пятнадцати лет, религиозные евреи воспринимаются точно так же - как захватчики, вторгшиеся на территорию, исконным населением которой являются русские. Как сформулировал один комментатор, "такое впечатление, что не они приехали в Израиль, а Израиль к ним приехал".
Изобретение прошлого
На наших глазах создается новый миф, своего рода альтернативный фантастический мир, в котором русские освоили и отвоевали Страну Израиля, а потом на все готовое пришли религиозные и начали "качать права".
"Ты просто не знаешь истории. А история такова.что 1-е русские евреи 140 лет назад-наши предки первыми были олимами на св.земле. Строили кибуцы .мошавы. осушали болота и умирали от малярии и др.болезней Евреи из России в 1948 г. - это те кто вернулся из концлагерей и гетто и с оружием в руках отвоевали Израиль. Это наши отцы и деды которые воевали храбро во 2 МВ. и внесли свою лепту в Победу. Благодаря которому им ты жив и теперь поливаешь на них грязью..Это те олимы которые в 70-х и 90-х годах подняли экономику страны, которая затухала. очистили от грязи страну и превратили страну в сад. Вы, харедимы, жрете и гадостью занимаетесь за деньги из карманов этих же олимов которые пашут по 10-12 ч." "Приехали в светский город Ариэль, влезли в приличные районы, настроили своих бет-кнесетов. И, заставляют теперь людей жить по их законам. Это тем людям, что живут там 1000 лет. И, еще возмущаются, что их во всех странах отстреливают. И, почему то только в бет-кнесетах и в шляпах с кипой. Почему, а?" "Пошли вы все к черту. Мы без вас проживем. А вы валите туда, откуда прибыли и попытайтесь там права покачать. Мы Израиль строили и нам здесь жить". "Хочу вас предупредить, как только из Израиля уедет последний русский, Израиль тут же сдохнет". Товарисч, вы не забыли, кто основал это государство? Совершенно светские люди, а потом появились вы, святые, с патентом на еврейство".
Соответственным образом в комментах выстраивается будущее и появляются эсхатологические мотивы:
"Государство, в котором одни граждане живут за счет других, прикрываясь религией, никому не нужно, кроме самих паразитов. Такое "иудейское государство" не нужно добропорядочным гражданам. Пусть оно исчезнет с карты мира вместе с паразитами". "К сожалению, в стране набирает темп тотальная деградация населения. С каждым годом увеличивается количество бесполезных синагог, "учащихся иешив" и других дармоедов и тупиц. Эти недалекие и хитрожопые люди не понимают, что скоро некому будет работать, лечить, ремонтировать, преподавать, исследовать, защищать страну. Количество мерзких и бесполезных слизняков с пейсами и так значительно превышает все возможные пределы! Давно пора отделить религию от государства, а всех не согласных отправить на принудительное обследование в психушку".
"Русский бунт"
Как это ни удивительно, люди, эмигрировавшие из страны, культуру которой сто лет назад разрушил "русский бунт" (и от этого удара она не может оправиться до сих пор), в новой стране своего обитания во всеуслышание проповедуют вооруженный путч:
"Призываю всех кто готов противостоять религиозному насилию и безпределу. Создать боевые гражданские добровольческие отряды. Цель остановить агрессию и безпредел тех кто нам навязывает свою идиалогию фанатизма. Это мы служим в армии это мы умираем защищая наши границы....и мы не мусор. Предлагаю обьеденится и дать отпор религиозному безпределу. Биби и его правительство слабы и идут на поводу тех кто побирает законы демократии в нашей стране. Тут живут не только религиозные но и светские евреи и пока нас большинство давайте обьединимся и вместе покончим с религиозным насилием". "От ползучей иудоталибанизации Израиль может спасти только военный переворот турецкого образца. Очень надеюсь, что среди генералитета найдется свой Кемаль Ататюрк, который в конечном итоге раздавит гусеницами танков терпеливо взращиваемый религиозными мракобесами иудейский вариант Ирана" .
Нет также недостатка в призывах к погромам: "Поджечь пейсатый детский сад!"
Однако есть и более рассудительные высказывания:
"Надо-надо! Но как? […] Единственный способ - народный бунт. Но и это мы уже проходили. Палаточные протесты слишком мирные, чтобы на что-то повлиять в долгосрочной перспективе, а вооруженные протесты в этом обществе трусов и стукачей в принципе невозможны. Жизнь слишком сладкая, есть что терять. Так что "еврейской весны" в скором времени не случится".
Остается только надеяться на благоразумие самих антисемитов. Потому что на русскоязычные сайты не распространяются никакие законы о печати. Ксенофобия, презрение и ненависть к "другим", призывы к погромам, к восстанию, к насильственной смене власти с оружием в руках - все это процветает на русскоязычных израильских сайтах. Тут, как говорится, "нет закона и нет судьи".
У читателя может возникнуть вопрос: правомерно ли распространять на приведенные выше тексты термин "антисемитизм"? Сошлюсь на мнение р. Ашера Кушнира, в свое время опубликованное на сайте toldot.ru. Р. Кушнир обращает наше внимание на то, что у антисемитизма есть конкретные признаки.
1. Выделение евреев как соц. группы людей опасной для общества и обвинения в том, что все проблемы и беды исходят от них.
2. Преследование. Оскорбления и унижения евреев на улице, в транспорте, на работе.
3. Стереотипы. Выискивание исключения из правил чтобы это превратить в правило. Если провинился один, виноваты все евреи: все жадные, все воры, все продажные…
4. Дегуманизация. Обезличивание образа еврея, используя нечеловеческие сравнения: крысы, обезьяны, пиявки… А если эти существа - не люди, то можно их преследовать без всякой жалости.
5. Предлог. Чтобы запугать массы, изобретается несуществующая угроза, исходящая от евреев, чтобы запугать народ. Например – «мировой заговор», евреи хотят захватить мир. Предлог не важен: если он исчезнет появится другой. Если евреи не участвуют в жизни страны, их обвинят в том, что они равнодушны к их родине; если участвуют – обвинят что вмешиваются…
6. Кровавый навет. Обвинение в ритуальных убийствах или в распространении эпидемии, - с тем, чтобы можно было призвать народ к расправе.
7. Пропаганда. Манипуляция фактами и повторение лжи снова и снова, пока в это не начинают верить.
Американская пословица говорит: «если птица машет крыльями как утка, крякает как утка и выглядит как утка, значит это утка». Если все признаки антисемитизма в русскоязычных израильских СМИ налицо, значит это антисемитизм.
1. Это антисемитизм, потому что недовольство направлено на правительство, на конкретную группу населения - религиозных евреев, в особенности харедим, с обвинениями в том, что все проблемы и беды исходят от них.
2. Это антисемитизм, потому что только религиозные евреи, в особенности харедим, являются объектом постоянных оскорблений. Это норма, поэтому полиция не вмешивается и прессу это не интересует.
3. Это антисемитизм, потому что по отношению к религиозным евреям, в особенности харедим, применяются стандартные антисемитские стереотипы: «все они живут за наш счёт», «все они воры», «все они насильники», «все они педофилы», "все они грязные", "все они глупые".
4. Это антисемитизм, потому что дегуманизация религиозных евреев, в особенности харедим, находится на предельном уровне: "биомусор", "биомасса", "твари", "пингвины", "черное стадо", "скоты", "свиноматки", "гниды", " клопы", "вирус»…
5. Это антисемитизм, потому что пропаганда против религиозных евреев, в особенности харедим, идёт по той же схеме вымышленной угрозы: "вот-вот появится государство галахи, и нас заставят"…
6. антисемитизм, потому что компания дискриминации в русскоязычных израильских СМИ несёт элемент кровавого навета: обвинения в распространении болезней и абсурдное обвинение в трудности получения медицинской помощи из-за проверки женского цикла …
7. Это антисемитизм, потому что ЛОЖЬ, без связи с цифрами и фактами, можно безнаказанно повторять снова и снова, пока даже нормативные люди не начинают в это верить.
Наблюдаемый массовый психоз ненависти – это антисемитизм, даже, если он исходит от самих евреев. В социологической литературе принят термин "автоантисемитизм" - ненависть евреев к своим соплеменникам.
Часть 2.
Эпидемия ненависти
Особое место в русскоязычном израильском антисемитизме заняла эпидемия covid-19. Понятно, что во время эпидемии трудно сохранять присутствие духа и общепринятый уровень моральной адекватности. От напряжения и страха люди избавляются по-разному. Одни устраивают "пир во время чумы", другие присоединяются к группам, помогающим старикам и проблемным семьям, а вот третьи преисполняются ненависти к своим соседям, видя в них главных виновников заразы и изливая на них свой страх и раздражение.
Если судить по русскоязычным израильским сайтам 9 tv и vesty.co.il, главные виновники эпидемии - те же самые люди, которые вообще виновны во всех проблемах Израиля. Это ортодоксальные и - шире - вообще все религиозные евреи и вообще сама еврейская религия. Этот широкий и неоднородный спектр явлений, по мнению большинства комментаторов, является главным источником и носителем заразы. Сюда же прибавляется не обремененная альтруизмом обеспокоенность "русских" репатриантов о том, что эти второсортные (с их точки зрения) человеческие существа займут больничные койки и приборы искусственного дыхания, так что "нормальным людям" не хватит. Уже 17.3.2020 эта озабоченность была очень отчетливо выражена на сайте 9tv:"Самое главное что они разнесут эту заразу и количество больных не только ортодоксов но и светских начнет зашкаливать. Также если они заболеют, то их положат в больницы (если их можно было бы туда не класть, но такой шаг грозит не только им, но и всем гражданам Израиля) и они займут места на которых могли бы лежать законопослушные граждане, которые всячески старались не заболеть".
Чуть позднее эту тему подхватил сайт vesty.co.il:"Сейчас среди ультраортодоксов расползется вирус, и они позанимают все больницы. И защитникам бедных неосведомленных ортодоксов не хватит аппаратов ИВЛ. Тогда, возможно, эти защитники поймут, что были неправы, но будет уже поздно". "Вот блин это бесит больше всего! Они не подчиняются указаниям, им закон не писан, кидаются камнями, фактически срут на голову нам всем. Вирусу пофиг! Как приспичит - у них пикуах нефеш, они сразу вспоминают про государство, про больницы и прутся лечиться. […] Но, если датишные продолжают делать давка, пусть там и лечатся, где молятся толпой!" "Через 10-15 дней эти ушлепки заполнят все больницы и система даст сбой". "Они и есть главные распространители заразы. И действительно нечего им занимать аппараты которые могут людей спасти. Закрыть им все входы и выходы из общин и пусть бог лечит".
Лелея свою бессмысленную и беспощадную ненависть, посетители сайта vesty довольно быстро дошли до следующей стадии ее развития - до прямого обвинения религиозных евреев в том, что они нарочно заражаются вирусом, чтобы извести "нормальных людей" (к которым они, как нетрудно догадаться, комментаторы причисляют исключительно самих себя): "Эти твари, устраивающие пир во время чумы, нашли способ уничтожить израильтян. Просто занять все приборы дыхания". Точно так же в Европе в четырнадцатом веке устраивали еврейские погромы и сжигали евреев живьем, обвиняя их в злонамеренном распространении заразы.
Тут следует напомнить, что "пир во время чумы", о котором говорит комментатор - это похороны известного раввина в Бней-Браке, за гробом которого шло четыреста молодых представителей "Пелег Ерушалми" (экстремистской группы, не так давно отколовшейся от митнагедского (литовского) движения Дегель а-Тора, которое насчитывает десятки тысяч израильских граждан, ведущих себя вполне нормативно). Но комментаторы не находят нужным разбираться в тонкостях различий между различными течениями в иудаизме, и различиях между хасидами и митнагедами. В их представлении болеющие харедим - диверсанты. "Спасибо Лицману гнилые пейсатые нашли способ как от нас избавиться сначала заражают нас потом в больницах получают приоритет".
Гетто как решение всех проблем
Самый распространенный метод борьбы с эпидемией, предлагаемый этими сайтами - - геттоизация. "Ортиков за колючку с током на все время эпидемии". "Загнать этот зверинец за колючую проволоку и пусть там беснуется". "На этих оголтелых религиозных фанатиков никакие доводы разума не действуют и никакие законы для них не писаны. Единственный выход - сделать с ними то, что сделал президент Рузвельт со всеми американцами японского происхождения после нападения Японии на Перл-Харбор: упрятать на время эпидемии за колючую проволоку. Рузвельт тогда сказал: пусть докажут свою лояльность. У ультраортодоксов лояльности стране и не ночевало. Они ни страны, ни ее законов не признают. Так пусть на время эпидемии будут интернированы. Остальному большинству безопаснее будет. (22.3.2020)".
Меры, которые в марте 2020 года предлагали на русских сайтах отважные борцы с эпидемией, свидетельствуют о вполне сформировавшемся фашистском мировоззрении:
"Это же бешеные шакалы! Надо применять резиновые пули, резиновые дубинки. Может, дойдет до подонков через боль. Мне очень жалко полицейских, зачем им такие проблемы от этого гнойника". "Эти будут еще похлеще арабов. Сама живу в Иерусалиме и не раз видела, что это за животные. Мне, например, стыдно идентифицировать себя с такими евреями. Они могут вцепиться в волосы, разорвать на тебе одежду, если ты случайно оказался в их районе и им что-то не понравилось. Ощущение, что ты из Израиля попал на другую планету". "Может, реально закрыть это гетто герметично, пусть сами там вымрут от вируса и не оказывать им никакой медицинской помощи, мы ведь нацисты в их глазах". "Необходимо предоставить полную автономию местам компактного проживания ультраортодоксов (где происходят подобные эксцессы и другие проявления гражданского неповиновения, включая попытки линча госслужащих), запретить им свободно перемещаться по ненавидимой ими стране (кроме "гуманитарных" случаев), оборудовать системой блокпостов и полностью вывести оттуда израильские госучреждения. И пусть себе живут там как они хотят". "Не надо отключать электричество! Не надо задерживать и арестовывать! Не надо штрафовать! Один только раз подгоните ассенизационные машины и залейте всю эту свору дикарей жидким дерьмом. И не убирайте. А все выход и выезды из этого клоповника закупорьте. Вот увидите: поможет". "Поставить на границе города полицейские кордоны с армией в защитной одежде, как в Ухани, и никого не выпускать из закрытой зоны. Сделать медпункт на территории для оказания помощи на месте - Чтоб они еще и медпункт разгромили? Раввина и ментос. И все. А как только границы откроются - депортировать. С какого перепуга здесь без документов жить? У них же гражданства нет - нелегалы". "Закрыть их там и не вмешиваться, но и не лечить. Задолбали уже. Из-за них не смогут лечить людей, которые действительно все правила соблюдали. Это как-то не по-человечески получается". "Блокировать этот квартал - пусть делают что хотят. А начнут подыхать из-за тупорылости - туда им и дорога". "Закройте их, пусть сдохнут". "Закрыть выезды все и выходы. Дайте им спокойно умереть. Чище станет". "Становится ясно! Харедим надо выдворить с территории страны или в резерваций! Фанатики опасней диких кровожадных животных (30.3.2020).
Один из комментов поразил меня настолько, что я даже приведу здесь (вопреки принятому мной протоколу исследования) имя его автора - Марина Шегаль из Иерусалима. "Огородить, как прокаженных, и в другие районы просто не выпускать. Рожают пусть у себя дома без медпомощи". Я даже не знаю, можно ли это назвать зверской жестокостью. На русском youtube постоянно публикуются рассказики с картинками о том, как люди и животные приходят к взаимопониманию и помогают друг другу. Излюбленная тема там (почему-то) о том, как женщину преждевременные роды застигли в дороге, в лесу или в поле, и как самки животных - козы, волчицы, даже медведицы - пытались ей помочь, согреть в мороз, защитить и даже как-то типа принять ребенка. Думаю, что это красивые сказки и вряд ли в реальности такое возможно, - но эти сказки выражают какой-то моральный императив, какое-то представление о солидарности - даже не женской и даже не общечеловеческой, а как бы обще-млекопитающей - с муками родов и беззащитностью новорожденных детенышей. Но вот надо же, оказывается, именно в русской общине Израиля нашлось ужасное существо, которое никаких таких чувств не испытывает, а испытывает одну только бессмысленную и беспощадную инфернальную ненависть…
В тот же день, когда был опубликован этот коммент, сайт vesty.co.il рассказал о том, что светские жители Иерусалима продолжают нарушать правила карантина: выходят на прогулки и торгуют в небольших магазинчиках. Посетители сайта отреагировали стандартным образом, заставляя предположить, что поселившаяся в их сознании ненависть к религиозным евреям лишила их возможности элементарно понимать смысл прочитанного текста: "Загнать по домам этих дикарей не получится ]…] потому что они безмозга..эти выходцы из ёшив и синагог даже не прививаются" ... От коронавируса не прививается пока что никто в мире, потому что вакцина находится в стадии разработки, - но для модераторов сайта vesty.co.il это безразлично. Более того, в то же утро редакция сайта не погнушалась элементарной фальсификацией. 31.3.2020 на нем появился крупный цветной заголовок: "Каждый третий больной в Бней-Браке". Заголовок статьи не соответствовал ее содержанию: речь шла не о "каждом третьем в Бней Браке", а о "каждом третьем из прошедших тестирование в Бней Браке". Но читатели отреагировали на это открытие ожидаемым образом: "Это очень радостная новость. Хоть каждый четвертый". Арифметика с антисемитизмом, как видим, плохо сочетается. Как, впрочем, и русское правописание - из приведенных выше цитат видно, что борцы с религиозным бескультурьем зачастую делают грубые ошибки в своем родном русском языке.
С горечью наблюдая антисемитскую вакханалию, которую постоянно провоцируют и тиражируют израильские русскоязычные сайты, чувствуешь потребность напомнить очень простую вещь - очевидную для демократического и плюралистического общества, но, видимо, еще не проповеданную среди многих выходцев из бывшего СССР. Позвольте мне здесь озвучить эту банальную нормативную истину: в современном мультикультурном государстве недопустимо экстраполировать поведение отдельных представителей общины на всю эту общину. В переулках Меа Шеарим доживают свой век старики, воевавшие в 1948 году за независимость государства Израиль в рядах Эцель (военного формирования, которое после образования государства влилось в Цахал). И вот сегодня "новые израильтяне", не прожившие в Израиле и двадцати-тридцати лет и обязанные этим людям самим фактом существования государства, требуют их изгнать, "выдворить с территории страны или в резерваций"? Вам это кажется нормальным? Мне - нет!
Давайте скажем это еще раз: нельзя проецировать поведение отдельных людей на целую общину. Например, нельзя утверждать, что ВСЕ русскоговорящие израильтяне - антисемиты. Наоборот, в Израиле набирает силу движение stophatred, которое началось среди "русских", но давно уже переросло границы русскоязычного сообщества - среди его активистов есть выходцы из СНГ, Америки, Европы и коренные израильтяне, религиозные и светские (последние в большинстве), которые все вместе выступают против антисемитизма в русскоязычном израильском интернете. Но важно, что это движение началось именно в среде русскоязычных израильтян - ведь антисемитские выпады проходили мимо тех, кто говорит на иврите.
Но в израильских русскоязычных СМИ эта альтернативная позиция не нашла совершенно никакого отражения. Если судить по публикуемым статьям и комментам, все до одного русскоязычные граждане Израиля пылают ненавистью к "датишным" вообще и к харедим в особенности - хотя на самом деле это не так, и исследование ФБ это подтверждает. В этом фундаментальное отличие русскоязычного израильского интернета от израильских сайтов на иврите и на английском. Там тоже появляется нелицеприятная критика и современного ортодоксального иудаизма, и его места в израильской политической системе и экономике. Но критика на израильских сайтах принципиально отличается от "русского бунта" по крайней мере по четырем параметрам. Во-первых, там никогда не бывает такого накала ненависти (вплоть до призыва вновь разжечь печи Аушвица), израильтяне даже в пылу политических боев все же остаются сравнительно более вменяемыми и терпимыми. Во-вторых, на ивритских и английских сайтах, в отличие от русских, нет места фантастическим фейкам об истории и религии. Читатели этих сайтов, даже будучи решительно нерелигиозными, все-таки укоренены в израильской реальности, имеют религиозных родственников, знакомых или сослуживцев. Поэтому им гораздо труднее продать в качестве фактов рассказы о том, что "русские" евреи приехали на войну за Независимость прямо с фронтов Великой Отечественной, или о том, что светские евреи живут в Ариэле уже тысячу лет (при том, что этот город построен в 1978 году). На русскоязычном сайте vesty была опубликована безумная статья о том, что все религиозные еврейские девушки перед свадьбой в обязательном порядке проходят проверку на девственность (хотя на самом деле ни галахи такой, ни даже обычая такого нет ни в одной этнической общине Израиля) - на иврите такой клеветнический фейк бы не прошел. Потому что - и это третье отличие - на иврите и на английском существует широкий спектр самых разных сайтов, предназначенных для самой разной аудитории - от крайне левых до правых и харедим (то, что харедим не пользуются интернетом - это такой же фейк, как проверки девственности). Причем, естественно, посетители определенных сайтов обычно интересуются также и тем, что происходит у "соседей". Поэтому на иврите или на английском есть возможность при желании получить более-менее объективную картину. Плюс к тому, - и это в четвертых, - модераторы и редакторы ивритских сайтов осведомлены насчет принципов политической корректности, и насчет того, в какую сумму может вылиться штраф за игнорирование этих принципов плюс судебные издержки. Публикация клеветнической статьи, подобной той, о которой я упоминала, про девственность, на любом израильском сайте вызвала бы бурю, шквал, скандал, судебные иски. На русском все глухо, как в танке. Здесь, как уже говорилось выше, "эйн дин ве-эйн даян", "нет суда и нет судьи. Здесь возможно абсолютно все, включая традиционные кровавые наветы. То есть все, кроме плюрализма.
Потому что в вопросах религии и политики ВСЕ израильские русскоязычные сайты (за исключением редко выходящих "Хроник Иерусалима" и полностью переводного "7 канала", а также религиозных сайтов, на которых редко можно встретить актуальные комменты) отличаются железобетонным единодушием. Оно достигается очень просто: комменты, не соответствующие генеральной линии, просто не публикуются или тщательно стираются. В случае особой настойчивости комментаторов банят. Иногда им закрывают фейсбук. Причина такого единодушия тоже очень проста: все израильские русскоязычные сайты финансируются из одного источника, который я предпочитаю здесь не называть. Этот изобильный источник питается из подземных потоков, которые в свою очередь имеют свой источник, и он, как многие полагают, находится отнюдь не Ближнем Востоке, а значительно севернее.
Я не утверждаю, что все комментаторы на этих сайтах - купленные (хотя полагаю, что очень многие). В этом нет необходимости. В Израиле пока еще достаточно людей, впитавших за годы жизни в СССР тоталитарную идеологию и маниакальную нетерпимость к любой религии. Нет также недостатка в обычных антисемитах, часть из которых привезла из России в Израиль штампы и приемы христианского православного антисемитизма. Все эти люди имеют свое мнение об иудаизме и искренне его выражают. Да и почему бы им его не выражать на здоровье (в рамках политической корректности, естественно)? Проблема в том, что все альтернативы закрыты.
Вопрос о том, почему никто не возражает против тоталитарного режима, столько лет царящего в израильских электронных русскоязычных СМИ в Израиле, я оставляю открытым для дискуссии.
У русскоговорящих репатриантов, не владеющих ивритом и английским, в настоящее время нет никакой возможности получить объективную картину того, что происходит в их государстве. Русскоязычные израильские сайты предоставляют своим читателям очень жалкую, скудную, однобокую и политически ангажированную информацию о событиях в Израиле, о еврейской истории и культуре. Ненависть к еврейской религии и к религиозным евреям, которую культивируют эти сайты, выходит за все рамки разумного. Словесное насилие, которому они подвергаются в зверских бесчеловечных комментах на русскоязычных сайтах, естественным образом приводит к предложению "окончательного решения" еврейского религиозного вопроса в Израиле: "Да в такое время за неисполнение указаний всю эту шоблу к стенке, они хуже спидоносцев, одна эта шайка-лейка может заразить всю страну (vesty.co.il 23.3.2020). Естественно, и эта тема тоже ведет к новым пророчествам о гражданской войне: "Теперь Бней Брак закроют или начнется гражданская война… если уже не началась".
Виртуальная гражданская война
Да, к сожалению, автор последнего процитированного нами комментария оказалась права. Виртуальная гражданская война, развязанная израильскими русскоязычными СМИ, уже давно началась. Это очень странная война некоторой части русскоязычных репатриантов с еврейской религией и с религиозными израильтянами - которые, что страннее всего, не имеют никакого понятия ни о самой этой войне, ни о том, что уже давно провозглашены в ней главными врагами. Это война в одну сторону. При этом, как ни удивительно, пристальная, почти маниакальная, сосредоточенность "новых израильтян" на еврейской религии, о которой они не знают ровно ничего, - никогда, ни единого раза не подвигнула комментаторов проявить интерес и выяснить, какое отношение на самом деле выработала многовековая еврейская традиции к медицине, к организации здравоохранения и т.п., - хотя эта информация доступна в интернете на русском языке и ее можно получить при простом нажатии мышки.
Стоит ли удивляться тому, что комменты русскоязычных израильтян в конце концов оказались абсолютно идентичными публикациям в ультралевых русскоязычных интернет-изданиях, таких, например, как "Детали". В статье, опубликованной 25.8.2020 Рафаэль Рамм пишет:
"Массовое заражение населения ультраортодоксами идет каждый день […] во время арабской демонстрации на севере в 2000 году израильская полиция перестреляла 13 человек. В ходе нынешних демонстраций у резиденции главы правительства (где вечером 8 августа снова собралось более 10 тысяч человек) полиция использует конницу, водометы и перцовый газ, но все же дело не доходит до резиновых пуль, не говоря о боевых патронах. В то же время при разгоне любой демонстрации ультраортодоксов полиция действует «в лайковых перчатках» под вопли «Нацисты!» Полиция определенно боится не только адмора из Бельц, но и вообще всех ультраортодоксов, для которых нет иной власти, кроме своего ребе. В известном смысле факт рождения в Государстве Израиль или переезда в него ничего не изменил в психологии ультраортодоксов, оставшихся в тех же средневековых гетто Западной Европы и штетлах Восточной Европы, где так же бедно и скученно жили их предки. Это мы живем в XXI веке, а они – в глубине позднего средневековья с той же организацией общины, той же иерархией, тем же образом жизни, той же одеждой и даже тем же меню. Если спросить их, что они думают об эпидемии, не исключено, что каждый второй прохожий на улице ультраортодоксальных городов ответит вопросом: «Какая эпидемия?»
Казалось бы, ничего не стоит поставить машину на стоянке возле Кикар Шабат в Иерусалиме, пройти по Меа Шеарим и удостовериться, что у всех прохожих, включая подростков и детей, на лицах аккуратные маски. Если спросить, что они думают об эпидемии, они скажут, что их родственники или соседи болели или болеют, что на все воля Всевышнего, но надо проявлять "иштадлут" - прилагать усилия, чтобы избежать заражения. Нетрудно также взглянуть на фотографии демонстраций возле резиденции премьер-министра, чтобы увидеть, что там многие без всяких масок или маски спущены на подбородок. Не случайно за последние две недели в печальной статистике заболевших лидирует не Иерусалим, а Тель-Авив - демонстранты приезжают именно оттуда, а их поведение способствует заражению. Что же касается утверждения, что харедим живут в средневековье - тут остается только удивляться средневековому невежеству автора статьи. В харедимных семьях - всех без исключения - женщины работают, в нашем поколении получают высшее образование, чтобы достойно содержать семью и т.п. Двадцать лет назад Ривка Ярославски из семьи браславских хасидов открыла в Меа Шеарим компьютерную школу "Лумда" для девочек. С тех пор эта школа разрослась в целую сеть с филиалами в разных городах Израиля, в ней появились отделения для мужчин, в ней получили специальность десятки тысяч молодых людей. И т.д., и т.п. Но автор статьи, видимо, продолжает ментально пребывать в четырнадцатом веке, когда во время эпидемии чумы ответственность возлагали на евреев, жгли их заживо, сносили еврейские кварталы и т.п. Видимо, к этому же призывает автор статьи, приравнивая обитателей Меа Шеарим к врагам нашего государства.
Но главное - что электронный ресурс, на котором опубликована эта погромная прокламация, является русской версией печально известной ультралевой газеты "Гаарец". А вот теперь позвольте напомнить вам то, о чем мы говорили в начале этой статьи. Год назад выходец из России перечисляя антигосударственные силы, действующие в Израиле, причислял к ним 1) главарей арабского террора 2) израильских ультралевых и 3) израильских ультраоортодоксов. Но за прошедший год русскоязычный израильский интернет окончательно перешел на позиции партии Мерец. Таинственные подземные течения, питающие источник, о котором мы говорили выше, за этот год добились впечатляющего успеха: им удалось оторвать русскоязычных израильтян, обитающих в Сионе, от правых и привести их в ультралевый лагерь - и все это под соусом борьбы с клерикализмом. Вся политическая система Израиля пришла в хаос, ее уже больше года сотрясает лихорадка бесплодных выборов, и все это на фоне эпидемии…. Но если правые партии Израиля не интересуются русскоязычной прессой (а они ею не интересуются от слова совсем), оставляя ее на милость левых вкупе с теми самыми подземными течениями, странно было бы ожидать другого результата.
Не прошло и ста лет с тех пор, как говорящий по-русски народ, живший в самой большой империи мира, на фоне войн и эпидемий, с безумной жестокостью разрушил свое собственное государство, и на его обломках построил другую империю, преступления которой сравнимы с трагедией римского разорения Иудеи. С той только разницей, что римляне уничтожали и изгоняли чужой народ, а русские (в том числе "русские" евреи) - свой (но и не только свой). Советская империя рухнула, но ее обломки еще существуют. Вряд ли кто-то из израильтян желает, чтобы эти обломки, занесенные водоворотом истории на Ближний Восток, вновь повторили этот опыт разрушения государства в Стране Израиля.
Расширенный вариант статьи, ранее опубликованной на портале "Заметки по еврейской истории", 8.2020