Изучение Иудейского восстания и разрушения Храма по книге Иосифа Флавия сравнимо с изучением морали ЦАХАЛя из по статьям движения "Шоврим штика"(экстремистская левая организация, клевещущая на солдат ЦАХАЛа.прим.пер.). Мы должны вернуть справедливость храбрым защитникам осажденного Иерусалима.
Тот, кто захочет учить о солдатах ЦАХАЛя по статьям движения "Шоврим штика", получит картину жестокой армии, устраивающей резню стариков, женщин и детей. Тот, кто захочет учить о погроме, устроенном арабами Лода полтора месяца назад, из слов отца Мусы Хасуны, поверит его заявлению в Кнессете: "Я готов заплатить миллион долларов, если мне принесут хоть один видеоролик, в котором араб нападает на еврея в Лоде". Тот, кто захочет изучать историю Большого иудейского восстания по книге Иосифа Флавия, перешедшего линии в начале восстания и, сидя в штабе римлян, был соучастником резни своих соотечественников – мужчин, женщин и детей – получит искаженную картину тех событий: якобы евреи жили в гармонии с римлянами, пока горстка бешеных бандитов и фанатиков не втянула еврейский народ в безнадежную войну, при этом убивая друг друга и всякого попадающегося на их пути, сжигая склады с едой для своего удовольствия и убивая раввинов, чтобы развеять скуку.
Чтобы разоблачить эту ложь, я несколько лет назад написал книгу "а-Меред а-гадоль" (находящуюся в свободном доступе в Интернете). Один из читателей написал мне: "Прочитал от корки до корки. Мне было стыдно за себя: как я не понял простую правду, когда читал "Иудейские войны" Флавия. Историческая справедливость для героев восстания в Иудее". Эту истину я хочу конспективно указать в нескольких пунктах:
1.Сознание свободы: еврейский народ после восстания Хашмонаев не подставляет свою шею под меч или ярмо. Мататиягу и его сыновья перевели еврейский народ из сознания "Погибни, но не преступи (заповедь) " в сознание "Убей (врага), но не преступи".
2.Римский режим угнетал евреев и еврейство и устроил несколько нападений, приведших к резне гибели евреев и ответной еврейской реакции. Противодействие указу Калигулы поставить статую в Храме (39г. до н.э.) объединяло весь еврейский народ в Стране и в диаспоре. Делегация к римскому наместнику Петронию состояла не из хулиганов или фанатиков. Старейшины стояли перед ним и объясняли ему, что этот шаг приведет к большой кровопролитной войне. А за ними стояли огромные массы народа.
3.Толчком к Большому иудейскому восстанию послужила резня 20 тысяч еврев в Кейсарии (66г. н.э.). Римский наместник, вместо того, чтобы защищать евреев, вторгся в Иерусалим и устроил резню 3600 человек, среди них были самые умеренные, которые были распяты. Восстание в защиту от карателей охватило всех жителей Иерусалима – не только фанатиков или хулиганов.
4.В ноябре 66г.римский наместник в Сирии был послан в карательную экспедицию против Иерусалима – вина города была в том, что защищался и не позволил Флору ограбить Храм и вырезать женщин и детей. По пути Кастий Галлий уничтожил более 8 тысяч евреев Яффо – без какой-либо причины, а потом устроил резню в Лоде. Его попытка устроить резню в Иерусалиме провалилась. И вновь – защищались не только "фанатики", а все, кто не хотел, чтобы убили его и его семью. 12-й легион, пришедший убивать, был уничтожен защитниками города, самый известный из них – Шимон Бар Гиора.
5.Цепочка римских нападок и нападений, столкнувшаяся с еврейским сопротивлением, дошла до точки невозврата. У евреев остался выбор между смертью и рабством и войной и свободой.
6.Моэцет а-меред (совет восстания): весь период 66-67 годов руководство из Иерусалимского истеблишмента коэнов и мудрецов правило в городе безоговорочно. Подозревавшийся в том, что не подравнивается под линию, изгонялся из города, - в том числе Гиора и его отряд бойцов. Умеренный совет восстания поделил страну на районы и назначил своего доверенного Иосифа командиром Галилеи и Голан.
7.Укрепления: метод укрепления городов вскоре показал себя провальным. Он позволил римлянам выбирать где и когда сосредоточить силы и разбивать город за городом.
8.Йодфата и Иосиф: Иосиф, очутившийся в Йодфате во время ее осады, сдался римлянам (и по моей оценке, сдал город). Более 40 тысяч евреев Йодфаты были вырезаны. Такова была судьба всех жителей еврейских городов.
9.Капитуляция перед римлянами: не раз римляне предлагали укрепившимся в городах евреям сдаться, обещая, что им не будет причинено никакого вреда, но в каждом капитулировавшем городе были вырезаны мужчины, женщины и дети. Так было в Мигдале (прим.перев. – западный берег Кинерета) и в Таборе. Иосиф писал, что после того, как Веспасиан вырезал сдавшихся жителей Мигдалы, никто уже не верил этим "мирным" предложениям. Выбор остался: война или подставить шею без сопротивления.
10.Предатели среди евреев: часть евреев получили свои жизни или статус у римлян за счет сотрудничества с ними: жители Сепфоруса (Ципори) (прим.перев. – большинство жителей Ципори были греки, а не евреи) и Бейт-Шеана воевавшие против своих собратьев, начальником штаба у Тита был полуеврей Александр Тиберий, царь Агриппа (римский ставленник из полуидумеев-полунабатеев) участвовал в осаде Гамлы, а затем в резне этого города на Голанах, где римляне и иноземные наемники Агриппы разбивали головы детей о скалы, но всех превзошел Иосиф, перешедший на сторону врага в начале войны, выдавший секреты и ослабивший дух сопротивления.
11.Клевета на героев восстания: о систематической клевета Иосифа Флавия на героев-повстанцев пишет проф. М.Кашер: "Эта клевета предназначалась в первую очередь для оправдания самого Флавия, защиты его взглядов и действий во время восстания".
12.Карательная операция: после уничтожения городов Галилеи Веспасиан начал жестокую операцию по уничтожению городов Иудеи. Он занимался уничтожением евреев и еврейства, как описывается в отношении ессеев: "Война против римлян доказала высокие душевные качества еврейского народа, даже когда их пытали, сжигали, сдирали кожу, чтобы заставить проклинать Всевышнего или съесть некошерное, они твердо держались и не делали это".
13.Год четырех императоров: в 68 году в разгар восстания император Нерон кончает самоубийством. Римская империя входит в период войны между легионами, 3 императора сменяются за год, в итоге Веспасиан объявляется императором.
14.Весна-лето 70 года: Веспасиан посылает своего сына Тита с огромной армией разрушить Иерусалим. Тогда собрались в Иерусалиме бойцы со свей страны из нескольких повстанческих движений. Тот, кто хотел покинуть город, сделал это раньше. Всем было ясно, что за Иерусалим и Храм будет серьезная война. Тот, кто остался в городе, остался, чтобы сражаться.
15.Римляне получили ложную информацию о междоусобной войне в городе – плод воспаленного воображения Иосифа Флавия. Веспасиан был уверен: "В то время, как наши враги убивают друг друга, и в то время, как на них обрушивается ужасная беда – гражданская война - мы должны сидеть тихо и смотреть со стороны вдалеке от опасности, не ввязываться в войну против тех, кто ищет смерти и в бешенстве убивают друг друга".
16.Два поражения: ложная информация привела Тита к двум поражениям от неожиданно и отважно набросившихся на него повстанцев. Он и 600 всадников бежали к западу от города, спасая свои шкуры. И попытка построить военный лагерь на Масличной горе столкнулась с дерзкой атакой защитников города, что привело к бегству солдат 10-го легиона и уничтожению их лагеря.
17.Стратегическое согласование: в городе не было братоубийственной войны (в наших источниках у благословенной памяти мудрецов нет никакого упоминания братоубийственной войны). Было разделение участков стены между различными отрядами защитников, было стратегическое согласование. В течение 4 месяцев римская армия терпела поражение за поражением. Бойцы Йоханана и Шимона не сидели на трапезах Кальба Савуа (прим.перев. – богатого иерусалимца), а искали возможности ударить по врагу, посеять в нем отчаяние, сжечь его осадные башни, баллисты и катапульты и воспрепятствовать жестокой резне жителей города. В момент истины писал Иосиф Флавий: "Тит обратился к ним гневно и сказал: евреи, которыми руководит одно отчаяние, они делают все обдуманно и точно, они готовят уловки и засады и преуспевают в своих кознях благодаря дисциплине, потому что они верны и преданны друг другу и уверены друг в друге".
18.Отчаяние в римской армии: о происходящем в римской армии по сравнению с отвагой повстанцев писал Иосиф Флавий: "римские солдаты опасаются, что никогда не захватят город, даже если эти насыпи будут разрушены. Нет деревьев, силы солдат тают от тяжелой работы и тяжелых боев, их дух пал из-за повторяющихся поражений, что привело к отчаянию римлян. Их надежды испаряются, осадные насыпи разрушаются вылазками повстанцев, катапульты бессильны из-за мощи стен, в борьбе лицом к лицу ничто не может одолеть мужество повстанцев".
19.Сдача римлянам: согласно Иосифу Флавию, каждый сдавшийся римлянам был распят перед стенами города после жестоких пыток.
20.Проф М.Штерн – величайший из исследователей Второго Храма – называет повстанцев "лохамей херут Исраэль" (бойцами за свободу Израиля) и в ответ на байки книги Иосифа Флавия пишет: "Нарисованная им картина о различных течениях в значительной степени гипотетическая, ведь одно ясно: факторов, объединявших различные течения и отряды повстанцев, было гораздо больше, чем разъединявших факторов". 21.Итог: процесс боев доказывает, что повстанцы были объединены в заранее организованную армию. Мощь их атак на римские легионы и повторяющиеся успехи показывают, что бойцы отрядов повстанцев были решительны и находились в подчинении талантливых и творческих командиров, которые бОльшую часть времени брали инициативу в свои руки. Обсессивные писания Флавия о кровопролитной братоубийственной войне, якобы ведшейся постоянно, не отражают действительность в осажденном Иерусалиме. Между отрядами Йоханана и Шимона было согласование и разделение ответственности за сектора стен. Эти 2 лидера прибыли в город, чтобы защищать его, и единство цели привело их к поддержке друг друга. Иосиф Флавий в своей съедающей его зависти и ненависти стремился поставить их у позорного столба якобы убийственной братоубийственной войны, которую они не вели.
Для более подробной информации я приглашаю вас прочитать мою книгу "а-Меред а-гадоль" (Большое восстание).
Перевод МАОФ
"Бешева", 15.07.2021
Доктор Михаэль Бен-Ари - специалист по археологии и Храмовой Горе, лектор в колледже Орот и бывший депутат Кнессета от партии «Оцма Йеудит»