Элишева Яновская

История «пура»: от предмета языческого культа до символа Пурима

«В первый месяц, то есть в месяц Нисан, в двенадцатый год царя Ахашвероша, бросали перед Аманом пур, т. е. жребий, изо дня в день и из месяца в месяц до двенадцатого месяца, он же месяц Адар» (Мегилат Эстер, 3:7). «Потому и называют эти дни Пурим, от слова «пур»» (Мегилат Эстер, 9:2).

Первоначально, как нам известно из апокрифической «Книги Хасмонеев», праздник, отмечавшийся 14-15 Адара, назывался не «Пуримом», а «Мордехаевым днем». Привычное для нас название он получил в честь описанной в «Мегилат Эстер» жеребьевке - бросании жребия-«пура» в форме кубика или игральной кости, которая пришла в Персию из древней Ассирии. То же происхождение имеет и сам термин «пур» - от аккадского слова «пуру» («надел, удел»).

Ассирия пользовалась особым календарем. Годы в этом календаре обозначались не от начала правления очередного царя (как, например, в Древнем Израиле или Древнем Египте) и не по выдающимся событиям, произошедших в истекшем году, как это было принято в ранней Вавилонии. Годы ассирийского календаря назывались по личным именам царя и высших чиновников (такая датировочная система называется еще «системой эпонимов»). Их список открывался именем самого царя, затем шли наиболее высокопоставленные чиновники, члены его «кабинета министров». После них шли губернаторы отдаленных провинций империи.

Порядок, в котором каждый министр и губернатор сменял другого определялся (по крайней мере, первоначально) по обычаю путем жеребьевки. Жребии всех кандидатов помещали в особый сосуд с высоким горлышком и встряхивали его. Первое место занимали те лица, чей жребий («пур») выпадал первым.

Если царь жил и, соответственно, правил достаточно долго, каждое из должностных лиц могло увековечить свое имя в календаре. Ассирийский чиновник в период своего пребывания в должности назывался «лимму», и официальные документы датировались «годом лимму такого-то». Благодаря дошедшим до наших дней спискам этих лимму все события ассирийской истории с начала IX почти до конца VII вв. ученым удалось датировать с точностью почти до года.

Автором этого нововведения стал знаменитый царь Салманасар Третий (859- 824 гг. до н. э.) На 13-й год своего правления, ставший своего рода юбилеем, он начинает править «по второму кругу» - открывает второй срок своего царствования. Это зафиксировано на его знаменитом Черном обелиске, ныне выставленном в Британском музее.

Жеребьевка с использованием подобных «пуров» практиковалась в Месопотамии во все исторические эпохи с древнейших времен. Она проводилась при решении юридических и коммерческих вопросов (например, для распределения наследства в случае, если человек умирал, не успев составить завещание). А в древнем «Эпосе об Атрахасисе» «боги схватили бутыль для жребиев за горлышко, бросили жребий и разделили мир». Жребий-«пур» одного из советников Салманасара Третьего сохранился и сегодня находится в коллекции Йельского университета. Этот маленький кубик, надписанный по-аккадски с четырех сторон, принадлежал Великому везирю Iahali. В надписи на кубике-жребии Iahali обращается к двум из главных богов Ассирийского пантеона, Ашшуру и Ададу: «О Ашшур, великий владыка! О Адад, великий владыка! Жребий Великого везиря Салманасара, царя Ассирии, правителя страны... в его год, назначенный ему по жребию, да будет урожай страны Ассирии обильным, на глазах богов Ашшура и Арада пусть жребий его выпадет».

Эти пожелания сбылись. Известно, что четвертый год «второго срока» Салманасара действительно был назван в честь везиря Iahali. А после смерти царя, правившего рекордных 35 лет, визирь продолжал служить в том же качестве уже его сыну и преемнику Шамши-Ададу. Он дал имя еще одному году - третьему году нового царя.

Интересно, что, рассказывая о жеребьевке, «Мегилат Эстер» использует не танахический термин «гораль», а персидско-ассирийский «пур». Возможно, оттого, что азартные игры, в которых используется подобная кость кубической формы, еврейский закон если не запрещает абсолютно, то явно не поощряет (например, заядлый игрок не считается заслуживающим доверия свидетелем). Однако аналоги иноземного по происхождению «пура» зафиксированы и в еврейской истории. При раскопках Массады был обнаружен глиняный черепок- «остракон», который, по мнению археологов, защитники Массады использовали в качестве жребия, чтобы установить порядок самоубийств.

А практически точная, но кошерная копия древнего языческого «пура» - это знакомый нам с детства хануккальный волчок - «севивон» или «дрейдл», надписанный с четырех сторон. Он создает еще одну связь между двумя введенными мудрецами праздниками, посвященными чудесному избавлению еврейского народа.

По материалам William W. Hallo, The First Purim (The Biblical Archaeologist Vol. 46, No. 1), pp. 19-29

2.2021

Другие статьи Элишевы Яновской
Другие статьи про Пурим



    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria