ХАМАС продолжил массовые митинги и неизбежные беспорядки, даже после сделки по пополнению катарских фондов; Беннет, как и его предшественник, должен тщательно взвесить реакцию Израиля.
Израильские войска открыли огонь по палестинским демонстрантам, которые бросали зажигательные бомбы и жгли шины за забором на границе сектора Газа, при этом медики сообщили о 23 раненых палестинцах.
Акция протеста, к которой призывает правящее в Газе палестинское движение ХАМАС, отмечала сожжение 52 года назад иерусалимской мечети Аль-Акса, третьего по значимости места в исламе.
Хотя ожидаемой реакцией на насилие на границе с Газой в субботу, в том числе, открытую палестинцами стрельбу в упор, в результате чего был тяжело ранен пограничник, были решительные ответные меры против ХАМАСа, сомнительно, чтобы такие действия привели к спокойствию или имели любой другой желаемый эффект для Израиля.
На данный момент возможности, стоящие перед Израилем, варьируются от плохих к худшим, равно как и варианты, стоящие перед Хамасом, террористической группировкой, которая контролирует прибрежный анклав.
ХАМАС продолжает играть с огнем, стремясь укрепить свой статус на палестинской улице и дать понять, что он не боится борьбы с Израилем.
Группа хочет быть уверенной, что палестинцы знают, что она не смягчила свою позицию в противостоянии с еврейским государством даже после заключения с ним сделки о переводе катарских денег.
Настоящая конфронтация с Израилем может стоить ему больше, чем он готов заплатить, но с новым руководством в Иерусалиме ХАМАС, вероятно, не сможет фактически оценить, какой будет эта цена.
Всего за несколько дней до вспышки, ХАМАС и Израиль пришли к пониманию через целого ряда посредников относительно перевода денежных средств Катара на цели оказания помощи обнищавшим семьям в секторе Газа с новым механизмом, позволяющим избегать нефотогеничных денежных переводов в чемоданах. Несмотря на сделку, которая должна была бы снизить напряженность, ХАМАС сохранил планы относительно проведения редкого массового митинга в субботу на границе с Газой под названием «Годовщина попытки сжечь мечеть Аль-Акса».
То, что это обернется насилием, не было большим сюрпризом. В эту годовщину исполнилось 52 года с тех пор, как австралийский турист-христианин поджег части мечети Аль-Акса. Его судили, признали невменяемым и госпитализировали в психиатрическую лечебницу.
Мероприятие, посвященное этому событию, оказалось, в первую очередь, поводом для побуждения толпы к массовым беспорядкам вдоль границы. Хамас, похоже, хотел, чтобы мирные жители противостояли войскам, прекрасно понимая, что будут раненые на стороне палестинцев, а может быть, даже и на стороне Израиля. Целью пограничных беспорядков, скорее всего, было оказание давления на Израиль, чтобы он ускорил возобновление помощи Катара, а когда это было достигнуто, найти решение для выплаты заработной платы гражданским служащим ХАМАСа, которое не было охвачено новым соглашением.
До недавнего времени ХАМАС полагался на катарские деньги для выплаты заработной платы, но поскольку Израиль отказался позволить этим деньгам пойти на это, террористической группе придется искать другой источник этого финансирования.
У ХАМАСа есть возможность найти внутренний источник финансирования для выплат заработной платы, но он не хочет этого делать. Он предпочитает использовать деньги Катара для оплаты труда служащих и собирать налоги с жителей Газы для финансирования своей военной и террористической промышленности.
С тех пор, как закончился последний майский раунд ожесточенных боев между Израилем и ХАМАСом, последний был занят пополнением своих запасов ракет и восстановлением сети туннелей, разрушенных ЦАХАЛом во время 11-дневной войны.
Для Израиля это классическая дилемма: сдержанность в отношении субботнего пограничного насилия означает ослабление сдерживания и приглашение к следующей эскалации.
Однако, с другой стороны, слишком резкая реакция на ранение пограничника и беспорядки приведет к возобновлению ракетного обстрела из Газы, и Израиль снова окажется в контрпродуктивном раунде насилия, что приведет к еще одному тупику.
Совершенно очевидно, что новое правительство во главе с премьер-министром Нафтали Беннетом и министром обороны Бени Ганцем не имеет никакого волшебного решения проблемы Газы. И поэтому, как и в случае с правительством Биньямина Нетаньяху, мы, скорее всего, увидим еще больше удручающего.
Перевод Miriam Argaman, Транслариум
Israpundit, 9.2021