Христианство, вышедшее из иудаизма после уничтожения еврейского государства почти две тысячи лет назад (в особенности под властью Византийской Империи), постепенно, начиная с II – III веков нашей эры, стало самой древней и распространенной религией на Ближнем Востоке. Возникновение ислама в начале VII век нашей эры и его экспансия на протяжении веков привели к уменьшению доли христианского населения на Ближнем Востоке.
Однако, еще в конце XIX века доля христиан в пределах Османской Империи, охватывавшей большую часть Ближнего Востока, составляла около 20%. В настоящее время доля христиан на этом же пространстве составляет менее 3 процентов. Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 28 христианских конфессий. Самые многочисленные из них марониты, копты, католики и православные. Больше всего арабов-христиан проживает в Египте, Ливане и Сирии.
Учитывая почти полное отсутствие смешанных браков, культурную обособленность и взаимную нетерпимость на протяжении почти 1,5 тысяч лет после распространения ислама, а также связанное с этим возникновение диалектов, говорить только о конфессиональной разделенности можно весьма условно. Практически речь идет о существовании различных народов, причем, отнюдь не всегда, даже теоретически, претендующими на общее этническое происхождение. Так, например, многие марониты, проживающие в Ливане, считают себя не арабами, а потомками древних финикийцев.
Как видно из статистики, в течении XX века и в наше время численность арабов христиан , живущих в арабских странах, постепенно уменьшается, а их численность в Северной и латинской Америке и в Европе постоянно растет за счет эмиграции с Ближнего Востока и колеблется по разным оценкам от 10 до 18 миллионов человек.
Главная причина - постепенное выдавливание христиан мусульманском большинством. Так, например в Ираке, на 1990 год проживало около 1 миллиона христиан. Сейчас их количество уменьшилось более, чем в двое. Со времени подписания Соглашений Осло и создания Палестинской Автономии количество христиан в Палестинской Автономии и секторе Газа уменьшилось с 22% до 1-2% , а в Бейт- Лехем ( Вифлеем) , где традиционно доля христианского населения была значительно выше доли мусульманского населения и составляла на период создания Палестинской Автономии около 70% , сегодня христиан осталось не более 30%.
На территориях, находящихся под контролем Израиля, преследований христиан никогда не было, и межконфессиональные конфликты между мусульманами и христианами, когда имеют место, носят исключительно бытовой характер.
Таким образом, учитывая историческое прошлое, Израиль может с гордостью заявить, что в пределах контролируемых им территорий ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ НАХОДЯТСЯ ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ ЕВРЕЙСКОГО ОРУЖИЯ.
Однако, этот приятный для еврейского самолюбия факт, отнюдь не делает большинство христиан друзьями еврейского народа. Это нужно четко понимать и не предаваться иллюзиям.
Характерным примером попытки создания ,как теперь принято говорить, “ГОСУДАРСТВА ВСЕХ ГРАЖДАН” в нашем регионе был предпринят в Ливане, который обрел официальную независимость в 1943 году.
Учитывая этнически – религиозное разнообразие страны, в Ливане был принят, так называемый “национальный пакт” , который определил правила, по которому президентом страны должен быть непременно христианин- маронит, премьер министром - мусульманин-суннит, спикером парламента – мусульманин –шиит и т.д.
Однако, равновесие оказалось весьма шатким, и уже к 1956 году противоречия между общинами усилилось до такой степени, что в мае 1958 года они переросли в открытую гражданскую войну, кончившуюся американским вторжением в Ливан. Американские войска находились в стране с июля по октябрь 1958 года. Это позволило стабилизировать обстановку и усилить европеизированную христианскую общину, что ,естественно , не было “по душе” общине мусульманской, мечтавшей о реванше.
В этот период Ливан экономически расцвел и гордо носил неофициальное название “Ближневосточная Швейцария”.
Баланс в пользу мусульман качнулся в конце 1970 года, когда большая часть Армии Освобождения Палестины, состоявшая в основном из мусульман, бежала из Иордании после “ Черного Сентября” 1970 года и основала на юге Ливана (там ,где сейчас находится Хезболла, а для евреев “ хрен редьки не слаще”) государство в государстве , получившее имя по названию создавшей ее организации ФАТАХЛЕНД.
Все это привело ко второй кровопролитной гражданской войне, длившейся без малого 15 лет с 1975 по 1990 год; за чем последовало вторжение сирийской армии, оккупировавшей западную часть Ливана с 1976 по 2005 год, и два вторжения Армии Обороны Израиля, направленные против Фатахленда, бомбардировавшего север Израиля: Первое в марте 1978 года, известное под названием “ Операция Литани”, и второе в июне 1982 года, вошедшее в историю под названием “ Первая Ливанская Война”, целью которой было, с одной стороны, уничтожить Фатахленд, а с другой, помочь христианам снова захватить власть в Ливане, за что из лидеры были готовы заключить мир с Израилем.
В результате гражданской войны экономика Ливана была полностью разрушена и унесла жизни более 150 тысяч человек. Лидер христиан Башир Джумайль был убит. Христиане потеряли численное большинство в государстве. Если до последней гражданской воины христиан в Ливане было около 70%, то сейчас осталось только 35%. Миллионы христиан покинули Ливан и эмигрировали в Америку и Европу.
Произошло также изменение в составе мусульманской общины. Так, если до гражданской войны основную часть мусульманского населения страны составляли сунниты, сейчас, под влиянием шиитской Хезболлы, сунниты составляют уже меньшинство - только 35% от общего мусульманского населения страны.
Но не следует делать вывод, что христианское население Ливана ностальгирует по периоду христиано-израильской дружбы . Как свидетель тех событий, могу подтвердить, что в начале нашего вторжения в Ливан в июне 1982 года, христиане забрасывали наши танки рисом ( традиционный жест приветствия на Востоке), но весьма быстро и христиане и мусульмане объединились в общей борьбе с “израильской оккупацией”, чего, кстати, не происходило против весьма жестокой сирийской оккупации. Видимо, какие ни есть, но свои.
Христиане и мусульмане совместно обвинили израильские войска в резне , которую устроили христиане над мусульманами, во время израильской оккупации (известный инцидент в лагерях “Сабра" и "Шатила” после убийства мусульманами лидера христиан Башира Джумайля). Причем мусульмане обвинили Израиль, что он не защитил их от христиан, а христиане в том, что израильские войска не сдержали их гнев( держите меня!) на мусульман . В конце концов ,Израиль с большим трудом и потерями кое как выбрался из этого болота, переселив в мае 2000 года последних верных союзу с Израилем 8,5 тысяч христиан южного Ливана, в основном военнослужащих и их семьи, на территорию Израиля в Галилее. Оставшиеся, не желавшие покинуть свои дома христиане, в количестве около 1200 человек, несмотря на обещанную амнистию, подверглись тяжелейшим репрессиям, вплоть до расстрелов. Поскольку вакуума в политике не бывает, учитывая слабость центрального правительства Ливана , возможность “поселиться” на юге Ливана представилась силе куда более зловещей, чем “покойный” Фатахленд, а именно правой руке Ирана - партии Аллаха “ХЕЗБОЛЛА” с десятками тысяч ракет, способными “накрыть” весь север и центр нашей страны. Сегодня Ливан - образец ”государства всех граждан”, бывшая “Ближневосточная Швейцария”- лежит в развалинах.
А мы имеем на востоке нашей страны считающийся “умеренным” Фатах, возглавляемый 86 -летним преемником Арафата Абу Мазеном; на севере - Хезболла, а на юге Хамас. Наше нынешнее правительство может существовать только опираясь на…Хамас в лице Мансура Аббаса.
06.2021
Др.Зеев Ицхар - председатель "Содружества израильтян - выходцев из Ленинграда-Санкт-Петербурга"