Почему я был взволнован и потрясен хорошими людьми со всей страны, прибывшими на этой неделе охранять жителей Лода?
1.Уже много времени я не был так взволнован из-за видеоролика в Whatsapp. "Смотрите какое чудо", - говорит Эзри Тоби в видеокамеру в ролике в канун праздника Шавуот, - "я нахожусь в мехине (предармейской школе) в Лоде, прибыли сюда люди со всех концов страны провести тут Шабат. Эти праведники оставили на пару дней свои семьи. И я приехал сюда, спасибо моей жене, что она согласилась… Мы будем охранять евреев Лода".
После этого сельфи на свой мобильник Тови фотографирует десятки людей, каждый говорит одну-две фразы откуда он и что подвигло его провести Шабат в Лоде. "Я из Нагарии, мы приехали защищать евреев Лода. Если не мы, то кто?" "Я из Кирьят-Арба. Дома остались жена и пятеро детей". "Я из Раананы. Приехал охранять. Мы оставили на пару дней сливки, Неве Земер, пасторальную тишину и птиц". "Я из Бейт-Шеана. Мы приехали на подмогу, укреплять власть здесь, в честь Эрец Исраэль и вечного народа". "Как можно сидеть дома в такое время? Это большая честь быть здесь".
Религиозные и светские, буржуазные и длинноволосые, в белых субботних рубашках и в черных майках, евреи со всех районов страны: из Иерусалима, из Иудеи и Самарии, из Петах-Тиквы, с Голанских высот, из Цур Адассы. Как говорит парень в черных очках в конце видеоролика? "Мы здесь, потому что когда-нибудь расскажем нашим детям и внукам, что летом 2021 года мы были частью группы людей, которые не сидели лощеные дома, а поняли, что это указ времени и прибыли защищать жизни своих братьев и сестер".
2.Я смотрел и плакал. Есть нечто очень волнующее, когда видишь, что идеалы вроде "взаимной гарантии", "нести бремя с друзьями", "все евреи братья" превращаются из лозунга, почти клише, в живую действительность. Но после первой взволнованности, после того, как я разослал ролик всем друзьям, я подумал, что в самом деле стоит плакать от того, что видишь там. Только не от волнения, а от боли. Верно, греет сердце, когда видишь людей, выходящих из своих домов, оставляющих семьи и едущих провести субботу (а затем и праздник Шавуот), чтобы помочь защищаться людям, которых они никогда не встречали ранее, или даже охранять пустые дома этих людей, только потому, что чувствуют, что это их братья. Но это лишь второстепенная часть этого события. Центральная часть – заголовок этого видеоролика – должен быть: государство Израиль бросает на произвол жизни своих граждан. Точка. Жители большого города в центре страны оказались почти в одиночестве перед жестоким арабским врагом, сжигающим их дома, их автомашины, оскверняющим синагоги. И без добровольцев, прибывших со всей страны, - враги вырезали бы их. Посмотрите, что случилось на этой неделе с Игалем Йегошуа (да отомстит Всевышний за кровь праведника!) Он просто был там один перед убийственным врагом, без полиции, без добровольцев, оставивших все и прибывших защищать его жизнь.
И это возмущает. И это не воспринимается. И это возвращает нас в печальный период истории еврейского народа. Ведь уже был в центре страны процветающий город, символизировавший еврейско-арабское сосуществование. Хеврон. Мы знаем его уже десятки лет как взрывоопасное место с постоянным напряжением. Но раньше? Наоборот. До того дня в месяце Ав 5689г. (1929). И кстати, и тогда это началось с беспорядков на Храмовой горе, которые распространились по всей стране.
Я знаю, наше положение сегодня в миллион раз лучше. Те события 1929г. произошли до воссоздания государства. Мы нуждались в милости британских властей, чтобы они вмешались и защитили евреев от их арабских соседей. Сегодня у нас есть государство, и армия, и полиция, и премьер-министр. Даже альтернативный премьер-министр есть. Нечего сравнивать. Если мы захотим, то у нас есть возможность мгновенно остановить беспорядки, но государство Израиль почему-то не делает это. Как будто мы вернулись в галут, из Лода в Лодзь. Или в Эрец Исраэль, но в период, когда евреи защищали себя подпольно. Я надеюсь, что британцы не схватят тех парней из видеоролика и не изгонят их в лагеря арестантов на Кипре и в Африке. Долог путь к свободе.
3.И вот после тяжелой, пугающей и огорчающей недели мы слышим слова выступление ген.инспектора полиции и понимаем откуда дует этот ветер. В первый момент я просто не поверил своим глазам. Я подумал, что вырвали его слова из контекста или что это была оговорка. Тогда я прослушал полную аудиозапись того, что сказал Яков Шабтай главам арабской общественности в Лоде и Рамле: "При этой возможности я говорю вам, что мы не успокоимся и предадим суду всех, кто нарушал порядок, всех, занимавшихся вандализмом, не имеет значение евреи или арабы. Уже в последние дни мы осуществили немало арестов. Мы предадим суду всех террористов. Террористов с обеих сторон. Они нарушили покой всех нас. И сейчас мы должны вырвать их из нашего общества. С обеих сторон… Вы видите полицейские силы, находящиеся здесь сейчас? Тот, кто побывал в штабе, видел контроль надо всем. Сейчас наша задача – утихомирить страсти. Я думаю, что мы сделали это. Я думаю, что обе стороны начинают усваивать это. Эти события создали пропасть, в которую никто из нас не хотел попасть. Верно, было сочетание гнева, осадки прошлого, но было тут сосуществование, который являлся примером для многих других мест в стране, и в Рамле, и в Лоде, и этим можно было гордиться. Произошедшее здесь потрясение – понадобится много времени, чтобы восстановить отношения и воссоздать доверие, чтобы начать новый путь".
Важно помнить: события в Лоде – это не просто. Мы не хотим, чтобы это кончилось как в Хевроне, где евреи живут в анклавах, окруженные заборами и КПП. Мы не уступим еврейский суверенитет в Лоде. Мы хотим, чтобы жизнь там вернулась в русло после того, как все успокоится. Невозможно сейчас все сжечь. Еще придут дни бесед с умеренными арабами, желающими спокойствия или, хотя бы, заработка. Но является ли задачей ген.инспектора полиции быть фактором компромисса? Так ли он подходит и к нарушителям дорожного движения? К ворам? К торговцам наркотиками? Понимание обеих сторон? И с каких пор задача полиции "утихомирить страсти", по его словам? Ведь если полицейские не получат приказ тяжелой рукой действовать против нарушителей, арестовывать их, отбирать у них незаконное оружие и отдавать их под суд, то как мы придем к беседам с умеренными? Никогда страсти не утихомирятся – ведь на улице будут править стреляющие, бросающие камни, сжигающие – погромщики.
И самое главное: откуда у него такой дух в голове? Я подсчитал: не менее трех раз он сказал "две стороны", и он продолжает: "террористы с обеих сторон. Да, я помню потрясающий линч, устроенный в Бат Яме. И я помню убийство Мохаммеда Абу-Хдира. А также подполье Бат-Аина. И даже взрыв в гостинице Царь Давид – раз уж мы в атмосфере британского мандата. Я помню все случаи террора со стороны евреев. Но позволяет ли это проводить симметрию и говорить об "террористах с обеих сторон"? Да еще считанные часы после похорон Игаля Йегошуа (да отомстит Всевышний за кровь праведника!), убитого в жестоком линче в Лоде. Когда каждый день мы получаем напоминание в Whatsapp молиться за выздоровление Эльада бен Джулия, тяжело раненного в другом линче?
4.Нечто похожее произошло с фирмой мобильной связи Селком. И рабочий комитет этой компании провел симметрию между "двумя сторонами" и объявил о прекращении работы на час в качестве протеста. Это возмущает, и это не в первый раз. Видно, этот ультралиберальный рабочий комитет пытается воспитывать общество и вмешиваться в чувствительные вопросы, как будто это делается от имени всех работников и клиентов компании. От цитата с последнего раза, когда они попали в заголовки. Та же Майя Янив – председательница рабочего комитета – подписалась под заявлением на этой неделе: "Рабочий комитет компании Селком заявляет, что будет выделять 45 тыс шек своим работникам, которые будут вынуждены делать пундекаут (суррогатное материнство) за границей (т.е. нанимать другую женщину в бедных странах для рождения ребенка, речь фактически идет об однополых парах, так как обычные пары могут сделать это в Израиле, если жена по медицинским причинам не может родить), пока свет и справедливость не победят и не изгонят тьму".
И на этой неделе, видно, она думала, что воюет за свет и справедливость. Изгоняющие тьму. На этот раз "свет и справедливость" – это поддержка арабского общества во время устраиваемых арабами беспорядков. И вновь она действовала из ощущения, что большинство народа с ней. Как замечательно, что на этот раз потребители проучили руководство компании и всей экономики – что народ не с ними и что им стоит проверить мир своих идей. Нужно изучать эту историю с компанией Селком, свидетельствующую какая сила есть у нас – потребителей услуг. Как за несколько часов социальные сети могут вызвать компанию протеста и привести к миллионным убыткам конкретной компании. Возможно, стоит использовать эту силу – с умом – еще для ряда случаев справедливой борьбы?
5.Полиция – это не фирма мобильной связи. Слова ген.инспектора полиции – это не просто искаженная идеология. Это опасность для жизней людей. Когда публикация Селком задела чувства многих израильтян, они перешли в другую компанию и в один день акции Селком упали. Но что делать, когда акции полиции падают? Когда полиция утрачивает возможность действовать? Перевести жителей Лода под защиту конкурирующей полиции? Когда пишутся эти строки, еще не известны подробности соглашения о перемирии с Хамасом. Мои основные опасения связаны не с Газой. Я опасаюсь, что если не будет изъято незаконное оружие, не будет арестован ни один подстрекавший имам, то и в Лоде будет всего лишь временное опасное прекращение огня. Между "двумя сторонами".
Перевел Яков Халфин, МАОФ
БеШЕВА, 5.2021