Ровно 45 лет тому назад я прилетел в Израиль. Самолет приземлился ночью, и после мучительного заполнения анкет на незнакомом мне языке, не осознавая, что я уже член Гистадрута, я оказался в Ашдоде, в центре абсорбции Бейт-Канада. Через час я встретил в коридоре знакомого по моей школе, который мне сразу сказал: ”Отсюда уже все свалили — кто в Америку, кто в Германию, кто в Канаду”.
Еще через часок другой репатриант доверительно сказал, что его сосед по дому пробыл в Израиле два месяца, свалил и прекрасно устроился — не то в Австрии, не то в Австралии, что как позже я понял были для него соседними странами.
И так пошло, поехало — каждая новая волна репатриации уверенно заявляла, что более или менее “стоящие” люди бегут из этой дикой, опасной и бедной страны. Ничего “русского” в этом нет, так как прибывшие в свое время репатрианты из Северной Африки тоже утверждали, что все уехали во Францию и Квебек.
Что такое эмиграция, куда люди мигрируют, и каковы истинные масштабы переселения из страны в страну?
Существуют различные определения, кого можно назвать эмигрантом, но, самое популярное и понятное определение: уехал в другую страну и не появлялся более 12 месяцев — вот ты и эмигрант. Конечно, с точки зрения национального страхования в разных странах могут быть дополнительные условия, например в Израиле, ты можешь платить в течение пяти лет (максимум) в Битуах Леуми и все еще будешь считаться, по крайней мере, с точки зрения пенсии, местным жителем.
Но давайте оставим национальные тонкости в стороне, посмотрим на эмиграцию глобально, а потом, вернемся к тому, с чего начали — сколько и куда свалили из Израиля.
В основном причина миграции экономическая — все мы хотим больше денег. К этому добавляется гораздо менее важный фактор — личная безопасность, а потом уже идут религиозные соображения, брак, карьера, климат и другие мелочи. Главное — это то, что народ едет не за туманом и не за запахом тайги.
По статистике ООН, в 2017 году в мире 258 миллионов человек жили не в той стране, в которой они родились, а в 2000 году таких людей было 173 миллиона. Конечно, это неравномерный процесс, но для наших простых оценок мы разделим разницу на 17 и получим, что в год мигрируют 5 миллионов человек. Сразу понятно, что в мировом масштабе процесс миграции не заметен — покидает свою страну в год один из 1700(!!!), так что большинство читателей этих строк могут почувствовать себя уникальными.
Всего в мире 3.4% людей живут не в тех странах, в которых они родились. Почти две трети из числа мигрантов перемещаются, как вы и ожидали, в богатые страны, около трети переезжают к “середнякам” и пару процентов поселяются в бедных странах.
Израиль страна эмигрантов? Во всяком случае, далеко не лидер. 23% жителей Израиля не родились в стране. В то же время в США 28%, Австралии 28% и в Швейцарии 26% населения “не местных”.
Далее все не так ожидаемо — больше всего мигрантов направляются в азиатские страны, потом идут европейские, а лишь потом Северная Америка. Если же судить по странам в абсолютном значении, то в США живут 20% от всех мигрантов в мире, далее идут Саудовская Аравия, Германия, Россия (да — не ошиблись — Россия четвертая в мире по притоку мигрантов) и на пятом месте Великобритания.
Сколько граждан Израиля живут за границей? Около 600 тысяч, или менее 7%. Сколько британцев живет не в Великобритании — 5.5 миллионов, или более 8%. Не думаю, что британцы считают, что “все свалили”, — их это просто не волнует. Заметим, что 10 миллионов американцев (в том числе и автор этих строк) не живут в США.
Последние годы 20–30 тысяч репатриантов в год приезжает в Израиль и 10–20 тысяч уезжают из Израиля, т.е. миграционный баланс +0.12%. Если учесть, что население растет на 1.6% в год, то на сегодняшний день все миграционные процессы не более чем рябь на поверхности мирового океана. По-простому: народ из Израиля не валит, но и сюда не стремится
Откуда у эмигранта из постсоветского пространства ощущение, что нужно искать счастья в других странах? Здесь я перейду от статистики, с которой не поспоришь, к размышлениям, с которыми читателям захочется поспорить
Первое. Богатство других стран. Из 200 государств мира двадцать имеют более высокий доход на душу населения чем Израиль. К ним и нужно присоединяться
Второе. Великодержавное воспитание. Ну что это за страна (по размеру) — не страна, а козявка. Понятное дело, человеку из Москвы в ней не развернуться и надо бежать в большой мир.
Третье. Ксенофобия. Древняя русская традиция называть всех, кто не умеет по-нашему говорить, и не похож на славян, кличками: чучмеками, армяшками, косоглазыми и тому подобное. Восток — это грязь, необразованность, и, скорее всего, тупость. Немудрено, что людям нужно бежать туда, где этого востока нет.
Четвертое. Трудности достичь потерянного статуса. Это не только “работа по специальности”, но и положение в обществе, которое в большинстве своем смотрит на тебя сверху вниз. Очень обидно, что местные “варвары” не оценивают, что мы приехали из страны Толстого, Чайковского и Гагарина. Уеду в Америку, которая не смотрит на Россию сверху вниз, а смотрит в глаза своему сопернику.
Пятое. Дополнительные причины: страх перед войной (тяжело осознать, что шанс быть убитым бандитом или попасть в катастрофу в Америке превышает все шансы пострадать во время войны в Израиле); неприятие климата (климат Феникса, Майами или Хьюстона намного хуже, но кто об этом думает, когда на улице такая жара) ; нежелание учить местный (тарабарский) язык. Один из моих знакомых с уверенностью знатока сказал мне, что в Америке легче с языком, потому что английский похож на идиш.
Шестое. Наверное, что-то еще
В целом оказалось, что вроде бы бежать надо, но мы не побежали, устроились на работу, живем в нормальной квартире, путешествуем по миру, говорим на местном языке, а нашим детям ход наших рассуждений по поводу того, что надо валить, совершенно непонятен. Вполне возможно, что наши дети будут среди немногих, которые эмигрируют из Израиля, но их аргументы будут отличны от тех, которые есть у нас.
В этом году из один из 400 израильтян покинет страну. Но не я.
Сайт "Исрагео" , 11.2021