Предисловие переводчика
Барух Даян Ха Эмет.
Сегодня утром известный писатель , публицист, общественный деятель Хаим Вальдер найден мёртвым на могиле своего сына.
Официальная версия - самоубийство на почве недавно начавшегося (с подачи газеты Ха Арец) расследования о сексуальных преступлениях и недавней смерти сына.
Почти два года назад я перевёл буквально поразивший меня его текст. Было это после первого раунда выборов и с тех пор,вся наша действительность подтверждает насколько глубоко он видел ситуацию.
Невозможно судить насколько обоснованны обвинения в его адрес . Как-бы то ни было ,почту его память перепубликацией его открытого письма к Аарону Бараку. Я оставил свои примечания , которые были актуальны тогда-два года назад.
---------------------------------
Г-н Аарон Барак, поздравляю, вам удалось при помощи системы из тридцати человек проглотить всю демократию. Отныне не имеет большого значения, кто будет играть в демократическую игру, правые или левые. В любом случае, каждый будет делать именно то, что вы им позволите.
1.
Уже 23 года, почти половину своей жизни, я пишу о Вас. Не испытывая гнева или ненависти, и даже отдавая Вам дань уважения, я пишу, испытывая немалые опасения. Опасения, которые оправдывались с годами всё больше и больше. Уже 23 года назад я написал в статье под названием «Молния», что Вы собираетесь превратить судебную систему в политическую, и предупреждал, что она осквернится и потеряет доверие, которым пользовалась все эти годы, и которое являлось источником Вашей силы.
Я был прав и не прав (тогда).
Я был прав, потому что судебная система стала политической и действительно покрылась грязью, да ещё как покрылась.
Я был неправ, потому что общественное доверие к судебной власти никогда не волновало Вас. Оно служило лишь средством. (Это всех застало врасплох). Со временем я осознал и написал о том, что Ваша цель состоит в том, чтобы "передать всю силу власти судебной системе", во главе которой находились, и до сих пор находитесь Вы. Даже ценой потери общественного доверия к системе. Да, это, правда, что Вы вышли на пенсию несколько лет назад. Но отслеживая открытые публикации и анализируя собственную информацию, я понимаю, что Вы продолжаете руководить. В сложных случаях Вы выходите из-за кулисы на сцену, объявляете цели, отправляете предупреждения, и направляете систему к намеченной цели.
И в эти дни Вы на пороге победы. Исторической победы. Как только последнее упрямое препятствие будет удалено с улицы Бальфур, никто больше не будет стоять на пути удивительной альтернативной государственной системы, которую Вы построили у нас под носом.
Эта победа, действительно, может быть долгосрочной. Однако она может оказаться Пирровой и обернуться неудачей. Это зависит от того, о чём я напишу ниже.
2.
Десять лет назад, через три года после того, как Вы ушли с поста председателя Верховного суда, меня попросили дать интервью для документального фильма о Вас, режиссера Рама Лэндиса по случаю вашей отставки.
Перед отличной профессиональной командой кинооператоров, которая, по согласно замыслу режиссера символически располагалась перед ешивой Поневеж в Бней-Браке, я рассказывал о Вас более получаса. Я не нападал на Вас (как из вежливости, так и потому, что вообще никогда не никогда не критиковал лично Вас). Но я представил вас как «светского священника». Человека, пытающегося создать новый мир, в котором Тора, религия и ешивы ( прим. пер. Я бы назвал так-же национальное самосознание или еврейский характер государства) не будут иметь никакого влияния.
Я говорил о том, что Вы предпочли немецкую судебную практику в ущерб иудейской и, в частности, метод «судебного активизма», который фактически пытается нейтрализовать демократическое правление в Государстве Израиль. Вы боялись, что правление большинства поставит под угрозу либеральную идеологию, и собирались установить здесь своего рода «просвещенную диктатуру», которая может легко превратиться в «не-просвещенную диктатуру во имя просвещения».
Я говорил там об умном (если не сказать коварном) способе, которым Вы воспользовались, чтобы передать бразды правления от народных избранников к судебной системе. Я сказал, что недалёк тот день, когда депутаты и министры не будут иметь никакого смысла: они будут марионетками, все верёвочки от которых будут в руках Аарона Барака.
Я сказал там, что нам, ультра-ортодоксам(прим. пер. в оригинале харедим), на самом деле все равно, кто здесь будет править, поскольку мы не заинтересованы в управлении страной. Все, что нас интересует, это дальнейшее существование иудаизма, изучение Торы и соблюдение традиций. И, вопреки Вашим заявлениям о том, что «суд будет защищать меньшинства и в том числе ультра ортодоксов» по каким-то причинам, он не только не защищает нас, но предпочитает ограничить нас даже в том, в чём мы достигаем соглашения со светскими представителями.
3.
После интервью, за пределами съемочной площадки, я сказал режиссеру Раму Лэндису, что мне ясно : ни одного слова из всего, что я сказал, не будет показано.
Он спросил меня: «Почему ты так думаешь» ?
Я ответил: «Потому что для меня ясно, что фильм не выйдет без разрешения Аарона Барака. Я его немного знаю. Он не позволит этим вещам войти и фильм».
Он сказал мне: «А. Кто сказал тебе, что он увидит это?
Б. Даже если бы он увидел, почему он не одобрил бы? Ты же не нападал на него лично».
Я ответил: «А. Он обязательно это увидит. Потому что, он не будет сотрудничать с Вами ни в коем случае, если не сможет контролировать всё содержание фильма. Б. Он не одобрит мои замечания, по той же самой причине, по которой вы пригласили меня сюда. Потому что я говорю правильные вещи. Весь план. Тот план, который он не хочет доводить до сведения общественности».
Документальный фильм "Судья" был выпущен 19 июля 2009 года. Вся судейская верхушка приехала на премьеру в Иерусалим. Это была ода, восхваляющая Вас и Вашу деятельность. Звучали также и взвешенные критические замечания. Но там не появилось ни одного слова из того, что я сказал. По крайней мере, я не был удивлен.
На самом деле, я был удивлен. После выхода фильма я узнал, что режиссер Рам Лэндис - не кто иной, как. .. зять Аарона Барака...
Абсолютный контроль мы сказали. Не так ли?
4.
Итак. Прежде всего, мои поздравления. Вы сделали это. Умно, мудро, с необычайным терпением с минимальными ошибками (при случае, я расскажу о "багах").
Вам удалось группой из тридцати человек поглотить целую демократию, и одновременно сохранить её видимость.
Вы только привязали ниточки, которыми можете управлять. К каждому депутату, каждому министру, каждому министерству, каждому местному совету, каждой общественной компании и особенно, к каждому закону. Фактически, каждая страница свода законов имеет прозрачную нить, которая ведет к удивительной системе, которую вы создали. И эта система тоже привязана (добровольно) к прозрачным нитям, которые все ведут к Вам.
Вы выбрали их один за другим. И, подобно Элсворту Туохи, одному из известных героев воображаемой истории, которому удается управлять миром и его обитателями с помощью сообразительности и глубокого понимания человеческой души, Вы также нашли способ сделать это.
"Всегда выбирайте посредственностей". Потому, что только посредственные личности, даже если они и обладают выдающимися талантами, согласятся выступать в роли марионеток. Будь то сознательно или неосознанно, из страха или из восхищения.
4.
И это Вам удалось.
Эти люди, которых Вы выбрали (прим. пер. здесь следует отметить также фонд Векснера, который даёт стипендии и посылает высокопоставленных чиновников в Гарвард, где они обучаются по специальной программе согласно прогрессивно –либеральной идеологии) и создали систему, которая смогла поставить всю страну (с её народными избранниками министрами и, главами правительств) на колени.
Три последних премьер-министра находились под угрозой отправки в тюрьму, первый (Ариэль Шарон) сдался и сделал шаг, который противоречил всей идеологии, которой он посвятил жизнь. Вы, вероятно, распознали в нём оппортуниста (противоположность идеолога), и достаточно было пригрозить судебным преследованием по делу о греческом острове, чтобы заставить его совершить одностороннее отступление, обрести почёт и спастись из тюрьмы. (прим. пер. По делу о греческом острове проходил и сын Шарона, которого впоследствии благополучно оставили в покое ).
Второй (Ольмерт) был привлечен к ответственности после того, как проигнорировал Ваше явное требование: остановить судебные реформы, инициированные его министром юстиции Даниэлем Фридманом. (Который был выдающейся личностью с чистыми руками, к сожалению для Вас, и, следовательно, неуправляемым). Ольмерта отправили в тюрьму без какого-либо общественного протеста. В том числе из-за того, что совершил глупость, уйдя в отставку поверив в милосердие и порядочность правовой системы (правда, каждый раз заново поражает, насколько умные люди могут глупо себя вести в страхе?) ( прим. пер. здесь я не согласен с автором. По моему мнению, Ольмерт ушёл в отставку осознав, что только так сможет отделаться "малой кровью". Его напарница, выступавшая государственным свидетелем, Шула Закен говорила, что он отделался малым сроком только потому, что она не всё про него рассказала).
И третий (Нетанияху) по дороге в тюрьму. С Нетанияху было действительно сложно.
Очевидно, у каждого Элсворта Туохи есть свой Говард Рорк.
Судебная система сумела оторвать его от всех своих помощников и друзей, оставив его самым одиноким и преследуемым человеком в мире. Так же, как Арафата в Мукате. Но человек не сломился ни на секунду, сумел выжить и быть переизбранным снова и снова. Здесь система была вынуждена инвестировать четверть миллиарда шекелей в расследования и средства для фабрикации дел, фальшивость которых заметил бы даже слепой слон ( прим. пер. об абсурдности дел Нетанияху говорят многие юристы как в Израиле, так и в Америке. В частности отмечая тот факт, что во всём мире не было прецедента, когда-бы положительное освещение в прессе расценивалось как взятка). Но кому, как не Вам знать, что это не имеет значения. Напротив, чем надуманнее и нелогичнее это будет, тем больше будут страх и ужас у тех, кто пойдёт следом.
6.
Этот метод - угроза свободе главе системы, была применена ещё в дни Рабина. Вы - тот, кто в качестве юридического советника правительства, решили преследовать его в судебном порядке по поводу денежного счёта его жены. Я полагаю, Вы знали, что это было незначительное нарушение ( прим. пер. сегодня известно, что израильская пресса не раскрыла всю информацию о счёте Рабина которая появилась в американской прессе), но у Вас был План, и теперь все знают, что он был успешным. Человек есть человек. И все боятся стыда и тюрьмы. Так что сдавайся. Любой, кто сдается (например, Эхуд Барак), зарабатывает миллионы на сомнительных сделках с еще более сомнительными людьми ( прим. пер. по информации израильского телевидения – Барак получил несколько миллионов за некие "исследования" для уже упомянутого мной фонда Векснера). А те, кто не сдавался (как Нетанияху), отправлялись в тюрьму( прим. пер. примером является бывший министр юстиции Хаим Рамон. Сегодня он яростно защищает Нетанияху в прессе и социальных сетях, хотя являлся его идеологическим противником), а из под них появлялись посредственные, контролируемые люди. Такие, какие нужны Вам. (И, по возможности, такие над которыми нависла огромная угроза их достоинству и свободе, как Гидон Саар( прим. пер. На Саара есть дело по неким "непристойным действиям" из-за которого он даже на время уходил из политики) с одной стороны или Бени Ганц с другой (прим. пер. В любой момент может начаться расследование по фирме "пятое измерение" или взломе телефона иранцами). Потому что там, где вы находитесь, не важно, какой лагерь будет играть демократический спектакль для людей. Левые, правые. В любом случае они будут делать только то, что вы им позволяете.
Нетанияху - последний из отказников. Он заплатит за это. Ему не простят. И чем больше его страдания, тем яснее те, кто пойдёт следом поймут, насколько им нужно быть осторожными.
Я должен признать, что Вам это не нравится. У Вас есть гуманная, сострадательная и теплая сторона( прим. пер. говорят, что после того, как подал в отставку Яаков Неэман - первый министр юстиции в правительстве Нетанияху, Аарон Барак позвонил ему чтобы успокоить и пообещать закрыть дело).
Но когда дело касается большого плана, Вы говорите себе: «Извини, мне пришлось».
7.
В следующих строках я хотел написать Вам, что есть очень большая часть общества, которая не планирует контролировать власть, и её не волнует, будете ли Вы или Нетанияху править здесь. Но я боюсь, что успехи, достигнутые вашими людьми, заставят их совершить ошибку, которую Вы, возможно, не совершили бы.
Ведь, между нами, вам уже 83 года, и хотя, литовские старейшины доживают до преклонных лет, всему приходит время. Люди под Вам посредственны и опьянены силой. Поэтому у них возникнет искушение совершить "ошибку".
8.
И вот ошибка, которую они уже начали совершать. Ошибка Антиоха: "пытаться заставить людей действовать против своих убеждений и Галахи".
Одно дело – иметь дело с оппортунистами жадными до власти и денег людми, и другое дело – иметь дело с обществом из более, чем полутора миллионов религиозных и ультра-ортодоксальных людей. Таких же, как ваши предки в Литве. Они тоже заинтересованы жить хорошо и приятно, но, в конце концов, ими движет служение и преданность Богу. Всё то, что лишит их возможности соблюдать Тору, заповеди и обучать своих детей, сделает их жизнь бессмысленной. А силы, способной победить того, чья жизнь лишилась смысла, не существует.(прим. пер. По моему мнению. будучи религиозным человеком, автор не упоминает идеологию светских сионистов, уважающих традиции и видящих в Израиле национальный дом еврейского народа)
Люди, обладающие большой властью (например, прокуратура), могут совершать ошибки, возникающие из-за греха тщеславия. Практически, в каждой силе заложен потенциал разрушения.
9.
По всей видимости, Нетанияху будет побеждён и падёт.
Власть прокуратуры станет абсолютной. Независимо от того, кто придет, всем будет ясно, что есть Верховный Судья (буквально), который изучает, соответствуют ли их действия его линии. Если они не найдут на него ничего, и даже если ничего не будет, они возьмут каких-нибудь государственных свидетелей, будут оказывать давление, угрожать им, и они скажут что-то, чего не было( прим. пер. Пример: журналист Амит Сегаль и министр Охана, который сегодня противостоит системе, раскрыл детали давления на государственного свидетеля в деле Нетанияху - Нира Хефеца). Это очевидно, и никто в этом не сомневается.
Пока они позволяют ультра-ортодоксальной (прим. пер. в оригинале - харедим) общественности жить своей жизнью, практиковать свою веру и воспитывать своих детей по своему усмотрению, правление прокуратуры будет продолжаться вечно. Поверь мне. Я не вижу ни одного игрока, который осмелится подняться на поле против созданной Вами чудовищной системы. Вы также сможете заключать все мирные соглашения, о которых мечтали, и отдавать части страны для получения Нобелевских премий (до тех пор, пока людям не надоест умирать) (прим. пер. Имеется в виду бесконечная череда терактов, сопровождавшая процесс Осло и вызвавшая общественный протест).
Но попытка причинить вред духовной сокровищнице полутора миллионов человек, которые действительно не видят смысла своей жизни, не изучая Тору, не соблюдая заповеди и не обучая детей (по своему разумению и по указаниям раввинов) приведет к прекращению правления прокуратуры, даже это будет означать уничтожение всей страны.(прим. пер В 167 г. до н. э. Антиох IV пытался под угрозой смерти заставить евреев отречься от веры их отцов и переименовать Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Гонения Антиоха IV привели к восстанию Маккавеев).
Перевод Michael Drmz
коль хай, 11.2019