Моше Яновский

Бизнес-климат в Израиле: будет хуже, но не у нас

1 Когда передовые страны соревновались в улучшении делового климата, тогда Израиль сильно отставал от них. Однако сегодня, когда те же страны соревнуются в ухудшении бизнес-климата, Израиль снова имеет неплохие шансы отстать уже в его ухудшении.

Первая плохая новость: проблемы в Израиле

Израиль не имеет в настоящее время преимуществ по сравнению с другими развитыми странами ни в сфере налогообложения, ни в деловом климате в целом. И израильское налоговое бремя, и бремя регуляций одновременно одни из самых тяжелых среди стран OECD (ОЭСР)1.

В Израиле имеются тяжелые проблемы с правовой системой, потому что его судебная система фактически стоит над законом. Младшие судьи зависимы от старших по должности (так как их сравнительно просто отстранить от должности). То есть по-настоящему независимого суда нет. Восприятие закона судьями высоких инстанций напоминает эпоху средневековья, когда закон по мнению многих был просто определенным образом оформленной волей короля2. Когда в современном Израиле при обсуждении какого-то вопроса ссылаются на «конституцию» (которой не существует как единого свода норм, а только отдельные законы) или на «международное право», то имеют в виду именно мнение старших судей.

Израильская прокуратура и полиция зачастую не демонстрируют высокого профессионализма и сильно политизированы. Обвинительный уклон и «признание как царица доказательств»3 препятствуют росту профессионализма правоохранителей. Единственное значимое преимущество перед Россией – большие возможности адвоката не только в направлении сделки со следствием, но и при агрессивном противостоянии следствию с ориентацией на разрушение дела (то есть сильный адвокат может избавить от множества неприятностей).

В Израиле высокие цены на недвижимость. Огромные государственные расходы на образование (больше, чем на армию) и при этом низкое его качество. Последние годы наблюдается деградация здравоохранения в силу искусственного наводнения медицинской системы арабами во имя «исправляющей» дискриминации, что мешает качественно возмещать выбытие врачей приехавших с Большой алией и выходящих постепенно на пенсию, а также и в силу ухудшения обслуживания хронических больных при COVID-194).

Вторая плохая новость: еще худшие проблемы в странах-конкурентах

При этом перечисленные израильские тяжелые недостатки следует рассматривать в сравнении с другими развитыми странами, а также, с учетом издержек получения гражданства или вида на жительство.

Очевиден рост популярности социализма и антикапиталистических, антипредпринимательских настроений в Западной Европе и в США. Там повсеместно наблюдается рост бремени новых регуляций, почти полностью игнорируемых экономической литературой5, не учитываемых пока основными рейтингами экономической свободы и Doing Business6 в этих странах. Под флагом борьбы с последствиями прежней дискриминации бюрократические структуры и те многочисленные левые политики, которые являются сторонниками неограниченного в полномочиях правительства, добиваются привилегий для групп своих лояльных клиентов7. Так они усиливают давление на те институты защиты личных прав и собственности, которые в свое время сделали Запад свободным и богатым. Антимонопольное законодательство интерпретируется уже вполне традиционно как инструмент давления на наиболее успешные в честной конкуренции бизнесы8, а «охрана природы», как повод значимого утяжеления налогового бремени.

Каждое следующее поколение избирателей этих стран, проходя идеологическую обработку государственного образования9, относится к бизнесу враждебнее предыдущего. Наблюдается размывание института семьи, независимых структур гражданского общества, включая благотворительные (таковые остались мощными только в США)10. Соответственно следует ожидать дальнейшего роста атомизации общества и роста влияния антипредпринимательских структур «заботливого» социального государства («защищающих» все более инфантильного потребителя от, по их мнению, злонамеренного бизнеса).

Ни Китай, ни Россия, ни, похоже, Южная Америка (Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика) не способны стать альтернативой странам – членам OECD для долгосрочных прямых инвестиций. В Китае с конца «нулевых» годов наблюдается быстрое разложение системы гарантий частному бизнесу, в том числе, иностранному. Оно связано с развалом системы олигархических сдержек и противовесов, созданных Дэн Сяопином в том числе для ограничения политического ущерба бизнесу, находящемуся под покровительством разных кланов в руководстве страны11. В 2017-м году окончательно оформилась личная диктатура Си Цзиньпина12. Огромные золотовалютные резервы центрального правительства сочетаются с огромными же долгами местных и региональных властей. Информация по этим долгам не публикуется в сводном виде, но весьма вероятно что они уже превышают золотовалютные резервы центральной власти. Власти провинций и городов поощряются центральной властью соревноваться в темпах экономического роста, главным инструментом которого становятся проекты, финансируемые в долг этими властями.

В Индии так же имеются тяжелые проблемы – в первую очередь коррупция (причем «плохого качества», то есть слабые гарантии выполнения обязательств со стороны принимающего взятки лица). Хотя по сравнению с Китаем и другими странами индийские проблемы могут оказаться существенно менее опасными в долгосрочной перспективе.

Хорошая новость: долгосрочные преимущества Израиля

Правило «снижения качества поколений» в отношении к капитализму и к частному бизнесу в Израиле пока не действует и, вероятно, не будет действовать и в дальнейшем. Израильский институт семьи проявляет несравненно большую устойчивость к давлению социального государства чем в других странах. То же касается и различных общин – по интересам, религиозных, благотворительных13.

Пороки судебной системы, ранее даже не обсуждавшиеся в силу высокого авторитета Верховного суда, начинают активно критиковаться политиками. Авторитет суда резко упал14, что дает разумные основания надеяться на его реформирование в долгосрочной перспективе.

Вывод. В долгосрочной перспективе при долгосрочном правлении устойчивой и идеологически невраждебной бизнесу («правой») коалиции разумно ожидать в Израиле существенно меньших проблем с ведением бизнеса по сравнению с другими развитыми странами. Не исключено даже значимое улучшение делового климата. При стабильном правом правительстве и удачном политическом раскладе15 вероятно исправление самых тяжелых недостатков в правовой системе. Приход к власти правительства во главе с левыми партиями при поддержке лояльных террористам арабских политиков16 мог бы сломать тенденцию, длившуюся с 2009 по 2020 год. Тогда премьер воспринимался бизнесом как гарант, защита от ухудшений. Автору, однако, такой сценарий кажется маловероятным.

Отдельное преимущество Израиля – это наличие у активного гражданина реальных шансов повлиять на эти процессы.

Рекомендовать Израиль как страну для среднесрочных проектов с прямыми инвестициями затруднительно. Однако его разумно рассматривать как перспективную при планировании долгосрочных инвестиций.

Примечания

1 Некоторые данные в записке 2019 года: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3327239

2 См. к примеру, История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997 - о школе «легистов» с. 82.

3См. к примеру краткий обзор адвоката Х.Оханы https://www.psakdin.co.il/Document/10473 (иврит)

4 См. библиотечки источников по проблеме https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3784709;

5 Редкое исключение: https://mises.org/library/case-discrimination

6 Проект Всемирного банка по замеру на практике издержек открытия и ведения бизнеса https://www.doingbusiness.org/en/doingbusiness

7https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3061782 (на примере статистики дел комиссии по равным возможностям при найме EEOC–США).

8 Смотри Д.Арментано «Антитраст против конкуренции» https://biznes-knigi.com/avtor-dominik-armentano/14121-antitrast-protiv-konkurencii-dominik-armentano.html

9 Гигантские государственные вложения в университетские исследования давно заставили известные частные университеты также следовать в фарватере радикально антикапиталистической повестки. Если в целом львиная доля финансирования НИОКР (R&D) в ведущих странах финансируется из частных источников, деньги на исследования в университетах в подавляющем большинстве случаев приходят из бюджета: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3271274

10 См. обзоры – семья и общины https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3391548 и благотворительность (в США): https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3461196

11 https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2236329 (статья 2009 года)

12 Краткий обзор литературы см. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3555084

13 Еврейки догоняют по рождаемости арабок, при том, что у последних она падает.

https://www.cbs.gov.il/en/publications/Pages/2020/Fertility-Jewish-Other-Women-Israel-Level-Religiosity-1979-2019.aspx Доклад о состоянии благотворительности в Израиле: http://taubcenter.org.il/wp-content/files_mf/philanthropyinisrael.pdf .

14 1992 год 83% Towards Juristocracy: The Origins and Consequences of the New Constitutionalism; By Ran Hirschl p. 69 table 3.2 83.6% for Supreme court (IDF – 94.9%); в 2020-м даже по оценке самих левых рейтинг не превышал 55% https://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/274220 (при том что Армии по прежнему доверяют 90%); особенно быстро обваливается рейтинг доверия Верховному суду среди правых, включая Ликуд: https://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/279756

15 В случае если партии, у которых реформа судебной системы и прокуратуры есть главный приоритет (как у нынешнего списка «религиозный сионизм») будут представлены в Кнессете и играть решающую роль в формировании правящей коалиции.

16 Поддержка арабских партий почти автоматически означает отказ от дерегулирования как минимум, а как максимум его усиление. Арабские бизнесы не перегружены контролем. То есть регуляции их почти не касаются и создают им значительные, а иногда решающие преимущества перед еврейскими бизнесами, потенциальными бенефициариями дерегулирования.

5.2021

Моше Яновский - д-р экономических наук.



    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria