Юдит Аграчева

Первой была Гедера

Когда вам скажут, что первое еврейское поселение в Эрец-Исраэль это Микве-Исраэль, поверьте, это - правда. Когда вам скажут, что первой еврейской колонией считается Петах-Тиква, поверьте, это тоже - правда. И то, что первым был Ришон ле-Цион - чистая правда. Если вам посчастливится присутствовать при встрече патриотов двух израильских городов, то очевидным станет, что спор, рождённый нашими прадедами, - восставшими, в свою очередь, против идей своих прадедов, - по сей день не утих.

Век за веком оспаривается исключительность каждого из путей, который ведет евреев со всех концов огромного мира в крохотную нашу Землю, Эрец-Исраэль.

-Первой, - рассказывает Нира Лернер, - была Гедера. Потому что именно благодаря идеям и деятельности осевших на этом участке земли членов движения БИЛУ возникла наша страна. Они, единственные, планировали устройство именно государства на этой земле, в то время, как все остальные стремились сюда, исходя из религиозных соображений.

-Но Нес-Циона… - попыталась я уточнить.

-Те земли были куплены богатыми людьми. Там вообще долгое время не было места для бедных!

-Но Ришон ле-Цион строился не только богатыми…

-И кто из них выжил бы, когда б не Ротшильд? А барону, не забудьте, были чужды идеалы сионизма. Он вышвырнул билуйцев, как котят, обвинив их в бунтарстве, нигилизме, анархизме…

На юге Российской империи, в городе Харькове, в начале 80-х годов 19 века 500 еврейских юношей, оставивших незадолго до того йешивы во имя прорыва к свету из тьмы, оказались обретенным светом недовольны категорически. Они объединились, чтобы построить другой, справедливый "наш новый мир". Знаний у них, по их представлениям, было достаточно для строительства. Вопрос был только с местом. Часть молодых людей решила возводить новый мир в Америке, куда и отправилась. Большая группа людей была убеждена, что "наш новый мир" следует построить в России, и там и осталась. Часть отстаивала Палестину. Но другая часть настаивала на том, что в Палестину следует ехать после того, как Турция предоставит евреям политические свободы, и поэтому надо ехать заниматься агитационной деятельностью именно в Турцию.

Так случилось, что в 1882 году всего пятнадцать (по другим версиям - четырнадцать, либо дважды по четырнадцать) из пятисот членов движения БИЛУ поднялись на корабль и отбыли маршрутом Одесса-Яффо. К слову, удивительно "светское" название дали своему антирелигиозному движению активисты - название, составленное из первых букв библейского стиха "Дом Яакова! Вставайте и пойдём!"

Ещё до путешествия был разработан план идеально-образцовой еврейской колонии, рушащий старый мир до основания и обновляющий буквально все прежде существовавшие в различных государствах принципы - от экономических до идеологических. Устав предполагал, в частности, безбрачие в течение трёх лет, - пока не будет внедрена программа в действие, пока не будут построены дома, пока не расцветут сады, не заколосятся поля, пока не зацветёт новая страна, пока евреи всей земли не осознают правильность избранного членами БИЛУ пути и не запросятся в земли Палестины, куда будут проложены уже дороги со всего мира. И вот тогда, когда идеалы будут воплощены в жизнь, героям привезут невест. Собственно, так и было. Ну, почти.

Первые годы оказались невероятно трудными. Жили все вместе, впроголодь, в Яффо, в доме, который сдали арабы. Изматывали бесконечные поиски заработка и болезни, временные тяжёлые работы оказывались не по силам. Отчаяние прерывалось разве что собраниями, где по-прежнему шли споры, какой следует быть когда-нибудь построенной идеальной стране. Агитировать было некогда и некого.

Проблема в том, что этих революционеров здесь не хотел никто - ни турки, ни арабы, ни ортодоксальные евреи. Первые не хотели никакой еврейской независимости, вторые - еврейского присутствия. Последние, в случае сельскохозяйственных успехов новых репатриантов, лишались "халука" - денег, отсылаемых для братьев еврейскими общинами диаспоры. Кроме того, из-за прибытия в Землю Израиля не соблюдающих заповеди евреев мог, не дай Бог, не состояться приход Мессии…

Образцовая колония, похоже, превращалась в утопию. Билуйцы подались в Микве-Исраэль, в сельскохозяйственную школу, откуда ежедневно добирались до Яффо пешком. Ещё один неудачный эксперимент, - такой режим оказался никому не по силам.

Рассказывают, что по дороге явилось им искушение. Какой-то богатый еврей взял себе за правило зазывать этих молодых людей к себе, то группами, то по одному, и кормить, сопровождая ужин проникновенными речами. Мол, ну зачем ты, милый, бросил учебу, маму, папу, братьев, сестер и дом? Ты посмотри на свои руки, юноша! Ты ими намерен строить новую страну для всех евреев мира? Послушай, я расплачусь с твоими долгами, куплю тебе билет, езжай домой… И вот, несколько молодых людей послушались совета и отправились в обратный путь.

А те, которые не послушались, решили попытать счастья в Ришон ле-Ционе. Но там же - барон с идеями капиталистической наживы, противной идеалам сионизма! И Ришон, как назло, цветет, вопреки той единственной программе, согласно которой следовало цвести земле Израиля.

Ещё один герой из группы БИЛУ пал жертвой непредвиденной уставом любви. Он попытался было оправдаться перед друзьями и объяснить, что невеста очень богатая, и наследственный удел станет - постепенно - собственностью идеальной колонии. Но будущий тесть выставил условие: "Ты, парень, получишь и дочь мою, и надел, но прежде наденешь на голову кипу. Ведь ты же - еврей, жених!" Друзья вздохнули и махнули рукой. Продолжив путь, полный печали, билуйцы решились было поднять бунт против правления чиновников барона Ротшильда, сбивающих евреев с истинной дороги к счастью. Но в цветущем Ришоне революционные настроения подавили в зародыше.

К счастью, Ротшильд был не единственным богатым евреем. Иехиэль Михл Пинес - публицист, сторонник преобразований еврейской жизни, но противник реформизма и представитель лондонского Фонда сэра Мозеса Монтефиоре - услышав о билуйцах, приехал с ними познакомиться из Иерусалима. К тому времени молодых людей, верных программе, оставалось одиннадцать. Иехиэль Михл Пинес в декабре 1884 года, в день зажигания второй ханукальной свечи, купил для них 3300 дунамов земли рядом с арабской деревней Катра, где, наконец, и осели оставшиеся билуйцы, верные идеалу. Так возникло поселение Гедера. Десять билуйцев поблагодарили чудесного спасителя. Одиннадцатый - Моше Минц - был возмущен предательством друзей, продавшихся в конце концов религиозному еврею. Моше Минц в сердцах махнул в Америку, где довольно скоро стал процветающим врачом. Но эту историю мы перенесем в конец.

Билуйцы перебрались в Гедеру. Вместо синагоги (в отличие от прочих поселений) в первую очередь построили барак. Овощи покупали у арабов, хлеб пекли. Хотя хлебом их произведение назвать было трудно. Вместо печи кому-то пришла в голову идея вырыть земляную пещерку, где и пеклось то, что сгорало снаружи, оставаясь сырым внутри. Лепешки эти, если их размочить в овощном отваре, придавали холостяцким супам незабываемый вкус свободы.

Через год, немногим раньше, чем колония смогла доказать всем евреям мира, что идеологическая и экономическая независимость возможны (если не считать тех денег, на которые земля была приобретена, а также - помощи от "Ховевей Цион"), приехала в Гедеру первая женщина. Нет, не невеста! Первой была мама. Гитл, мама билуйца Мордехая Хенкина впоследствии приняла роды практически у всех молодых жен героев, честно исполнивших уставной пункт трехлетнего безбрачия. Бабушка Гитл - как ее прозвали в Гедере - не потому взяла на себя столь ответственную функцию, что обучалась акушерству, а потому что была единственной, кто знал, что делать с появляющимися на свет младенцами. Зато жена Цви Горвица - красавица Лея, три года ждавшая, пока жених разрешит ей приехать к нему из России - хорошо знала поэзию и декламировала тёплыми палестинскими вечерами любимые стихи Пушкина и Лермонтова.

Сестра билуйца Лейбовича Хая, прибыв к родному брату, сочеталась счастливым браком с Элиягу Свердловым. (А двоюродный младший брат Элиягу, Яков Свердлов, позже строил "наш новый мир" в России, где был назначен впоследствии председателем ВЦИК.)

В музее города Гедеры, по которому с любезностью нас согласилась сопровождать директор этого учреждения Нира Лернер, висят портреты двух Свердловых, Элиягу и Якова, еврейских революционеров.

Моше Минц, отказавшийся принять подарок от Иехиэля Михла Пинеса и рассорившийся из-за расхождения позиций с билуйцами, в 1924 году решил вернуться всё-таки из Нью-Йорка в Палестину. Не просто в Палестину, а к мечте харьковских юношей - в идеальную колонию. Там доктор Моше Минц построил огромный дом. Часть дома, меньшая, предназначалась для хозяина с женой, а часть неизмеримо большая - для нужд колонии. Там Моше Минц спроектировал зал заседаний. Так он помирился с друзьями и обрёл покой.

В 1984 году, - рассказывает Нира Лернер, - к столетию со дня рождения Гедеры, местный совет решил открыть музей БИЛУ, и я была назначена директором. А как его открыть, если нет денег? Здание есть: Моше Минц строил дом не для себя, а для поселка. Но нет средств для оформления музея. А тут ещё неприятность - откуда ни возьмись в Израиль приезжает чета американцев и разыскивает земли дядюшки Моше. Именно в это время, и ни годом раньше или позже! Я ждала их с ужасом. Официальных бумаг о завещании этого дома поселку не осталось. Родственники прибыли. Ни о билуйцах, ни об истории Израиля и Гедеры им не было известно ничего. Они знали, что Моше Минц когда-то зачем-то уехал из России в Палестину, оттуда - в Америку, а позже, уже совсем не понятно зачем, вернулся в Палестину.

Я им читала книги, переводила статьи, объясняла, как важна израильтянам память о первых поселенцах. Удивлённые моим рассказом, они объяснили, что для того и ехали в Израиль, чтобы увековечить память дяди, иными словами найти людей, которые согласились бы… принять небольшую сумму денег.

Так возник в Гедере музей первой экономически независимой (ни от религиозных, ни от иностранных капиталов), первой еврейской идеальной колонии…

Промышленности в Гедере нет, соответственно и работы нет. Строительство, если и происходит, то - частных вилл. И русской речи там, в вотчине первых репатриантов из России, не слышно. ..

"Вести", 06.1994 ФБ





    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria