Обратный отсчет перед очередными выборами в Кнессет начался, и некоторые его вехи стоят того, чтобы избиратель обратил на них внимание.
29 июля (пятница). Газета "Маарив" и институт "Панельс политикс" публикуют социологический опрос и исследование, согласно которому новоиспеченная партия Аелет Шакед "Руах ционит", довольно стабильно набиравшая до этого (и включая этот опрос) 4 мандата, оказывается, отнимает свои 4 мандата не у правого лагеря, как многие полагали, а у левого: один мандат у Лапида, один у Ганца, один у Либермана и один у "Аводы". Практически никто из правых за партию Шакед голосовать не собирается.
31 июля - 1 августа (после шабата). Сразу три социологических опроса показывают, что партия Шакед не преодолевает электоральный барьер. Что случилось за шабат - непонятно.
Однако параллельно с этим возникает "проблема": из-за того, что мандаты Шакед, по законам выборов, равномерно распределяются между партиями, проходящими в парламент, блок Нетаниягу начинает набирать 60 и даже 61 мандат. Возникает реальная "угроза" создания право-религиозного правительства.
2 августа. В результате "тщательно организованной и блестяще проведенной операции" в Дженине арестовывают одного из руководителей группировки "Исламский джихад", шейха аль-Саади, уже неоднократно бывавшего в израильских тюрьмах. Сразу же после ареста армия и СМИ довольно истерично начинают предупреждать население о том, что арест лидера группировки наверняка спровоцирует эскалацию с сектором Газа, где аль-Саади очень популярен. В качестве оправдания для ареста распространяется информация, что аль-Саади стоял за серией кровавых терактов, постигших Израиль в последние несколько месяцев.
Автор статьи, конечно, не обладает оперативной информацией, но до сих пор нам говорили, что два из четырех смертельных терактов совершили члены конкурирующей с "Джихадом" группировки "Исламское государство", а теракт в Эльаде был личной инициативой двух нелегальных рабочих, которые раньше не были замечены в террористической деятельности и не состояли ни в какой группировке. Последний же ножевой теракт в Иерусалиме, который, по счастью, обошелся без жертв, совершил член ФАТХа на почве ссоры с женой.
Кроме этого, возникает вопрос и по поводу тайминга ареста. Аль-Саади не приехал в Дженин с тайным визитом, по невезению попавшись "на мушку" израильским оперативникам. Он живет там на постоянной основе, в собственном доме, с пожилым отцом и супругой, кстати сказать - тоже известной террористкой. А теракты были совершены более двух месяцев назад. Но, опять-таки, оперативные вопросы - не нам решать…
3 - 5 августа. На фоне продолжающихся запугиваний прессы о том, что "вот-вот начнется что-то страшное на границе с Газой" (а оно все не начинается), правительство перекрывает сообщение с израильским Югом. Полмиллиона граждан оказываются отрезанными от страны, многие из них не могут попасть на работу. Параллельно с нагнетанием страха среди израильтян правительство публикует фотографию живого и здорового аль-Саади и отправляет переговорщиков к ХАМАСу с просьбой "не вмешиваться". ХАМАС по-джентельменски просьбу удовлетворяет.
Блок Нетаниягу по всем опросам получает 61-62 мандата. Без Шакед.
5 августа (пятница). После полудня, так и не дождавшись какого-нибудь военного ответа "Исламского джихада" на арест аль-Саади, Израиль совершает точечную ликвидацию высокопоставленного командира "Исламского джихада" уже в самом секторе Газа. После этого таки начинаются долгожданные обстрелы израильской территории. Израиль отвечает громом и молниями. Жители юга проводят шабат в бомбоубежищах.
На фоне непрерывных сообщений СМИ об успешных ликвидациях боевиков и попаданиях израильских снарядов в террористические цели в секторе Газа, а главное - в результате неожиданного "оживания" партии Аелет Шакед, блок Нетаниягу опускается в опросах до 58 мандатов. Газета "Маарив", не моргнув глазом, сообщает, что партия Шакед последние две недели стабильно преодолевала электоральный барьер, и у Нетаниягу нет шанса сформировать правительство без нее (напомним, что партия Шакед на тот момент существовала всего полторы недели, и из них неделю не преодолевала барьер).
6 - 7 августа (исход шабата и пост 9 ава). Несмотря на угрозы ХАМАСа начать новый виток интифады и прямые призывы к терактам на Храмовой горе и не только в случае "атаки на Аль-Аксу" (то есть массового подъема евреев на Храмовую гору) 9 ава, правительство принимает решение не ограничивать паломничество евреев на Храмовую гору, а наоборот, допускает к подъему на гору ультраправых активистов, что обычно способствует разжиганию страстей. По счастью (или воле Провидения, что собственно одно и то же) ничего страшного на Храмовой горе не происходит.
Параллельно с этим, наблюдается удивительное единодушие международной общественности в поддержке израильской военной операции в Газе. Администрация Байдена, правительство Великобритании и Франции заявляют о полной солидарности с Израилем и его праве на самооборону. Такой решительной поддержки Израиль не получал, насколько нам помнится, в прошлые витки эскалации, целиком и полностью спровоцированные террористическими группировками из Газы.
7 августа. Еще утром этого дня правительство заявляло журналистам, что операция в Газе продлится не менее недели и переговоры о прекращении огня даже не намечаются, пока не будут достигнуты все цели операции, направленной на "долгосрочное сдерживание". Но уже после полудня египетские посредники объявили, что Израиль предлагает прекращение огня начиная с 20.00 этого дня. В 6 часов вечера Лапид заявил, что "все цели операции достигнуты и продолжать ее не имеет смысла". Сразу после этого на Израиль обрушился шквал ракет. К 20.00 количество ракет, выпущенных по Израилю, достигло тысячи, обстрел продолжился и после этого времени.
Вечером этого дня арабские и израильские источники сообщили, что соглашение между Израилем и "Исламским джихадом" все-таки достигнуто, и оно включает освобождение аль-Саади. Перемирие должно наступить в 23.30. Однако в 23.40 ракеты из Газы продолжают лететь на Сдерот. И в 23.50. Израиль отвечает обстрелами сектора.
8 августа. Перемирие все-таки наступило. Югу разрешено вернуться к обычной жизни. Газа празднует. Детали договоренностей в прессе не появляются.
Зато все СМИ дружно расхваливают мужество и решительность лично премьера Лапида, выстоявшего один на один со смертельной террористической угрозой. Цитируют правых политиков, выразивших полную поддержку операции (вот, даже враги признают!). Отмечают как плюс по сравнению с прошлыми раундами противостояния высокий процент убитых террористов относительно мирных жителей Газы ("а остальные, в том числе все дети, погибли от ракет 'Исламского джихада'").
Параллельно на сайте "Маарива" появился опрос читателей: "Собираетесь ли вы после операции в Газе сменить политический лагерь?" Святая простота!
Новые, "послевоенные" предвыборные опросы появились только поздно вечером. Правый лагерь вернулся к 59 мандатам, даже по тем опросам, в которых партия Шакед не преодолевала барьер. Один мандат перешел от "Ликуда" к "Еш атид". Еще один мандат потерял ШАС; похоже, он "распределился" между партиями Смотрича и Ганца.
Что ж, операция "Рассвет" прошла успешно. Если не считать, конечно, 60 пострадавших "южан" и многомиллиардные убытки от десятков разрушенных зданий, сотен противоракет и самолетных вылетов и проч.
До выборов еще три месяца; продолжаем следить за этапами предвыборной борьбы…
8.2022