История Моисея, подобно историям других лидеров, пророков и царей, начинается в ТаНаХе с его рождения (Шмот 2: 1-10). «Человек из дома Леви» берет в жены «дочь Леви», она беременеет и рожает ему сына. На протяжении трех месяцев матери удается его прятать, однако, когда опасность усиливается, она кладет его в «ковчег» (или ларец) из папируса и обмазывает смолой и асфальтом, чтобы в него не попала вода. «Ковчег» мать ребенка, Иохевед, оставляет в зарослях тростника на берегу Нила, а Мирьям, старшая сестра младенца, наблюдает издали, что с ним произойдет. Дочь фараона, спустившаяся к реке искупаться, находит дитя, понимает, что он - еврей, забирает его и по совету сестры ребенка нанимает ему еврейскую кормилицу - собственную мать. Первые годы жизни он проводит в доме собственных родителей, а после того, как его отлучают от груди, попадает во дворец фараона. Дочь фараона растит его, как собственного сына, и дает ему имя - Моше.
Фон, на котором происходят все эти события, описан в Книге Шмот (Исход) 1: 8-22: сыны Израиля «стали весьма многочисленны и сильны», фараон, опасаясь, как бы они в случае войны не встали на сторону внешних врагов Египта, повелевает изнурять их тяжким трудом, и они строят «города припасов Питом и Раамсес». После того, как это не приносит ожидаемого результата, фараон взваливает на евреев дополнительный труд: изготовление глиняных кирпичей и сельскохозяйственные работы. В конце концов фараон отдает еще один, чрезвычайно жестокий приказ: велит двум повитухам убивать всех еврейских новорожденных мужского пола. Но повитухи обманывают фараона, не желая убивать детей, и тогда он обращается ко всем египтянам с требованием бросать новорожденных мальчиков в Нил.
Эта история очень сильно отличается от обычной библейской модели рассказа о рождении значимых героев: мать Моше не была долгие годы бесплодна, как Сарра, Ривка, Рахель или мать судьи Шимшона и Шмуэля, и не забеременела, уже войдя в лета. При этом в ней присутствует мотив, который встречается в более чем 60-ти мифах, сказках и легендах множества культур: от месопотамской до индийской и древнегреческой. Во всех этих историях родители, движимые страхом за жизнь младенца или собственную жизнь и благополучие, подкидывают или оставляют его.
Египтолог и библеистка проф. Нили Щупак из Хайфского университета, уже известная нашему читателю (https://gazeta.rjews.net/2020/elish10.php), полагает, что из всех этих 60-ти с лишним историй ближе всего к истории рождения и спасения младенца Моше древнеегипетский миф о рождении бога Гора (Хора).
Это подтверждается и особенностями сюжета, и египетским фоном истории Моше: именами, географическими названиями, упоминанием местных обычаев и реалий. Это Нил, использование стеблей папируса, смолы и асфальта в качестве материалов, особых «родильных кирпичей», термин «пар’о» - фараон, само имя Моше, египетские названия «городов припасов», занятия чужеземных работников в Египте - изготовление кирпичей из глины и соломы и сельскохозяйственные работы, женские профессии - повитухи и кормилицы.
Рождение Гора - часть самого известного из египетских мифов: о борьбе братьев-богов Осириса и Сета. Полная версия этого мифа, оказавшего большое влияние и на другие культуры (от Грециии и Рима до Малой Азии) дошла до нас благодаря греческому философу Плутарху (1 в. н. э.). Однако его отдельные фрагменты, датируемые на 2 тыс. лет раньше, появляются в классических религиозных египетских текстах («Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов»).
Основные события мифа
Когда бог солнца Ра, глава египетского пантеона, состарился, его сыновья, Осирис и Сет, начали борьбу за его трон. Коварный Сет изготовил саркофаг необычайной красоты по меркам своего брата, принес его в собрание богов и объявил, что тот, кому саркофаг подойдет по размерам, получит его в подарок. Как только Осирис лег в саркофаг, Сет захлопнул крышку и бросил его в Нил. Саркофаг унесло течением в море, и он приплыл в Финикию. Исида, жена и сестра Осириса, села в тростниковую лодку и отправилась в море на поиски мужа. Однако Сет расчленил тело Осириса на 14 частей и бросил их в морскую пучину. Исида вместе со своей сестрой Нефтидой нашли все части тела Осириса и сложили их вместе. Затем Исида, приняв облик сокола, воспарила над телом, чтобы взмахами крыльев вернуть в него дыхание жизни.
Из страха перед Сетом, убийцей ее мужа, Исида укрылась на болотах на севере Дельты, в местности под названием Хемис, и родила там своего сына Гора (Хора). Гор рос в зарослях Дельты под присмотром матери и тети (Нефтида даже кормила Гора наравне с родной матерью). Младенцу-Гору постоянно угрожали опасности не только со стороны его коварного дяди Сета, но и из-за диких животных, обитавших в зарослях Дельты. Он чуть не погиб от укусов змеи и скорпиона, но всякий раз мать спасала его с помощью заклинаний и волшебства.
Когда Гор вырос, он одолел злого Сета и по решению совета богов занял отцовский престол. Он становится владыкой жизни и весны, а его отец Осирис - владыкой царства мертвых.
Миф о борьбе Осириса и Гора с Сетом занимал центральное место в египетской мифологии. Это был самый известный религиозный текст, с детства знакомый всем египтянам. С ним были связаны многие важные обычаи и ритуалы, а его главные персонажи ассоциировались с различными важными для египтян понятиями: воскресения и жизни в загробном мире, царственности, материнства.
С Осирисом, чудесным образом воскрешенным благодаря самоотверженной любви и заботе Исиды, ассоциировался каждый умерший египтянин - в заупокойных текстах он назывался «Осирис имярек» и также мог рассчитывать на воскресение для вечной жизни. Его сын Гор стал символом царской власти, а с восшествием на престол каждый новый фараон официально становился его воплощением.
Исида же, преданная супруга и мать, также считалась матерью и покровительницей каждого египетского царя. Она ассоциировалась с царским престолом и изображалась с головным убором в форме трона.
Что общего между Моше и Гором?
У истории о рождении и спасении младенца-Моше и мифе о Горе много общих черт. В обеих историях, хотя родители ребенка и состоят в браке, отец, в отличие от матери, не играет значимой роли в его спасении и воспитании. В обоих случаях ребенка прячут в зарослях водных растений. И маленького Моше, и младенца Гора матери прячут из страха перед могущественным и злобным врагом (безымянным фараоном или Сетом). В обеих историях матери (родной или приемной) помогает родственница младенца - Мирьям, старшая сестра Моше, или Нефтида, тетя Гора, которую он иногда тоже называет «сестрой». Мирьям способствует тому, чтобы Моше выкормила родная мать, а в мифе о Горе Нефтида помогает Исиде в уходе за младенцем и даже кормит его грудью наравне с ней. И Моше, и Гор, возмужав, становятся лидерами своего народа и его спасителями.
Стоит подчеркнуть еще одну важную деталь: согласно мифу, Исида с самого начала знала, что ее сын Гор, возмужав, отомстит за своего отца и займет его место на царском престоле.
В еврейской литературе римско-эллинистической эпохи (в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, «Книге юбилеев», «Жизни Моисея» Филона Александрийского) есть детали, отсутствующие в самом тексте Торы. Они еще больше усиливают сходство между Моисеем и младенцем Гором. Так, например, дочь фараона в них не безымянна, как в Торе, а носит имя Термутис (у Флавия) или Термут (в «Книге Юбилеев»). Термутис (Фермутис) - это греческая транскрипция имени египетской богини плодородия Рененутет (Рененет). Ее и ее сына, бога зерна Непри, иногда отождествляли с Исидой и Гором.
Также согласно версии, изложенной в «Иудейских древностях», «один из египетских ученых... возвестил царю, что... среди израильтян родится мальчик, который если вырастет, то сокрушит могущество египтян и сделает евреев властным народом», что и стало причиной приказа об истреблении всех еврейских новорожденных мальчиков.
Выводы
По мнению Н. Щупак, история Моше, как и история Йосифа, убедительно доказывает не только историчность египетского рабства и Исхода, но и то, что эта часть Книги Шмот создавалась «под влиянием египеских религиозных текстов». Однако религиозный еврей, которого не устраивает такая точка зрения, вправе вспомнить, что для того, чтобы быть понятым людьми, «Бог говорит с ними на их языке». Это подразумевает не только то, что тексты Торы оперируют понятиями, доступными человеческому разуму, но и то, что Бог обращается к человеку (в данном случае - к дочери фараона) в терминах его культуры, используя понятные ему культурные коды.
Картина, открывшаяся на берегу Нила глазам египетской принцессы: оставленный в прибрежных зарослях ребенок, которому с самого рождения угрожала смертельная опасность и его притаившаяся неподалеку сестра, безусловно, вызвала у нее ассоциации с эпизодом из знакомого с детства мифа. Эта картина внушила ей веру как в то, что этому ребенку в будущем предстоит выполнить некую великую миссию, так и в важность собственной миссии: «стать второй Исидой», самотверженно спасти и воспитать, как царского сына, будущего великого лидера и пророка.
4.2022