«Бейн а-мецарим» («Меж теснин»), трехнедельный полутраурный период, начинается 17 Таммуза и завершается 9 Ава. Каждый из этих двух постов был учрежден еврейскими мудрецами в память не об одном, а о целой череде печальных событий на всем протяжении еврейской истории. Но среди них есть одно, на первый взгляд выбивающееся из общего ряда: 17 Таммуза, незадолго до окончания Всемирного Потопа, Ной, праотец нового человечества, выпустил из ковчега голубя, чтобы проверить, ушли ли воды, но «голубь не нашел пристанища для ноги своей» (Берешит 8:9).
«Ялкут Шимони», самая полная средневековая антология мидрашей, комментирует это место в Торе так: «И не нашел голубь пристанища покоя для ноги своей» - это сходно с [другой цитатой, из Плача Иеремии1:3]: «Расселился (Йегуда) среди народов, (но) не нашел покоя», [ведь] если бы нашли они покой, то не возвратились бы.
А еще [эта цитата] сходна с [местом из книги Дварим 28:65]: «Но и среди тех народов не найдешь ты покоя, и не будет отдыха стопе ноги твоей» - [ведь] если бы нашли они покой, то не возвратились бы».
Связь постов и полутраурных запретов с другими событиями, произошедшими в период между 17 Таммуза и 9 Ава (уничтожение скрижалей, прекращение ежедневных жертвоприношений в Храме, осада Иерусалима, разрушение Первого и Второго Храмов и т. п.) понятна. Почему же событие, произошедшее задолго до возникновения еврейского народа и относящееся в равной степени ко всему послепотопному человечеству, еврейская традиция считает основанием для поста? И на одном ли лингвистическом сходстве основывается «Ялкут Шимони», сравнивая столь на первый взгляд непохожие отрывки из ТаНаХа?
Дварим, последняя из пяти книг Хумаша, представляет собой последнюю проповедь Моше, обращенную к еврейскому народу на пороге обретения Земли Обетованной. В отрывке, цитируемом «Ялкут Шимони», перечисляются беды, которые обрушатся на еврейский народ, если он отступит от соблюдения заповедей. Рассеяние, жизнь среди других народов - одно из таких наказаний.
Йирмеягу(Иеремия) описывает бедствия, обрушившиеся на евреев в эпоху Вавилонского пленения, когда «Йегуда скитался из-за гнета и тяжкого труда, расселился среди народов» Вавилонии.
Голубь (или, вернее, голубка, т. к. на иврите слово «йона» - женского рода) - один из символов еврейского народа. В «Песне Песней», которую еврейская традиция рассматривает как аллегорическое описание отношений Бога Израиля (Жениха) с народом Израиля (Невестой), Жених называет Невесту «голубкой в расселинах скал, под кровом уступов», «голубицей своей, чистой своей».
И, как голубь не находит «покоя для ноги своей» в толще вод, скрывающих сушу, так и народ Израиля не может обрести покоя, живя в галуте.
7.2022