Самое большое достижение Либермана в прошедшем году – он провел бюджет. Так написано на его страничке. Ну, прошел уже год, пора подвести итоги. Что для народа этот бюджет дал, что при этом забрал.
А что вообще такое этот бюджет? Какая у него роль в нашей жизни? Почему о нем так много спорили? Бюджет это официальный договор между вами и государством. Он определяет, какую часть ваших доходов государство заберет в виде налогов.
Налоги не кончаются вычетами с вашей зарплаты. Каждый раз когда вы идете за покупками, невидимый налоговый инспектор забирает большую часть того, что вы заплатили. Сколько забирает? Например на заправке он забирает две третих от цены. При покупке квартиры он забирает 40%. 17% налога на добавочную стоимость все платят за все, и богатые и бедные.
Что же при этом этот бюджетный договор дает вам взамен? Он дает вам весьма туманное понятие под названием социальная справедливость. А это что такое? Бюджет забирает деньги у одной группы населения и передает эти деньги другой группе населения. Сейчас вы понимаете почему бюджет вызывает такие споры. Мало кто желает быть в группе дающих, зато все любят быть в группе получающих.
- Ну, все правильно. В справедливом обществе государство берет деньги у богатых и передает бедным. Чтобы у всех было поровну. Более ли менее. - Так возможно происходит в далеких заморских странах. В Израиле бюджетное распределение доходов выглядит совсем по другому. Первой к прилавку раздачи денег пробивается силовая группа бюджетных пенсионеров. Кто среди них?
На первом месте по огромным бюджетным пенсиям безусловно стоит судебно-прокурорская бранжа. У ее верхушки пенсии из бюджета зашкаливают за сто тысяч в месяц. Остальные, попроще, довольствуются пенсиями от сорока тысяч ежемесячно и до 80-ти. Посчитайте сами, какие у них были зарплаты. А зарплаты ведь тоже идут из бюджета.
За судейскими пенсиями к прилавку раздачи денег протискиваются полицейские. У них бюджетные пенсии ненамного меньше, зато идут по чинам. А чинов там и не сосчитать. Хотите пример? В следственном отделе служат сразу два генерала. Отделом этим командует генерал. А как же насчет Лезвия 433? Они себе тоже генеральскую должность для командира выбили.
Вплотную за полицейскими громадными рядами валят армейские пенсионеры. И те и другие ушли на пенсию молодыми в 40 лет. Сколько же лет им придется бюджетные пенсии платить? Да лет 50 в среднем. В Израиле живут долго.
Военный бюджет в Израиле самая крупная статья расхода. Около 60 миллиардов. Сколько же из этих миллиардов уходит на бюджетные пенсии? 60% (Шестьдесят процентов!) И сумма эта растет с каждым годом.
- Врете вы здесь. Мы все помним что Нетаниягу прекратил грабеж бюджета - даровые бюджетные пенсии для военных пенсионеров. За это они его лютой ненавистью ненавидят.
- Нетаниягу то прекратил, а вот Ганц под шумок протолкнул для них из бюджета специальную надбавку (тосефет маткаль). Надбавку эту платят им в точно тех же суммах, которые они раньше получали как бюджетные пенсии.
А дальше плотными рядами к кассе идут гос чиновники. У них тоже бюджетные пенсии. После того как все бюджетные пенсионеры урвали свою долю, от бюджетных денег остается очень мало. Те крохи, которые остаются на прилавке, начинают распределять между бедными.
Внезапно раздается зычный крик главного министра: «Всем отойти от прилавка! Прекратить раздачу!» К прилавку подходит улыбающаяся группа арабских депутатов из объединенного списка. Они пришли получать обещанные им по коалиционному договору наличные. Деньги не малые, десятки миллиардов из бюджета. А бюджет то не резиновый.
- Погодите. Мы вот читали статью Тарновского, что Либерман этих арабов коварно обманул – пообещал им 50 миллиардов, а на деле вообще ничего не перевел.
- На такие сказки для взрослых Глава Арабского списка отвечает издевательским смехом: «Мы ведь тоже знали наперед с кем имеем дело. В коалиционных соглашениях было прописано четко – сперва перевод денег, только потом наши голоса.»
- Перевод денег в обмен на политическое голосование!? За гораздо меньшие откаты Фаину Киршенбаум посадили на десять лет… Ах, оставьте, это уже тема для другой статьи.
Кто же из этих двоих нам нагло врет? Ведь Либерман нам рассказывает что в бюджете вообще нет дефицита. Что в бюджет Либерману из неизвестных источников деньги льются рекой.
Для ответа кто врет, достаточно посмотреть на поведение финансовых рынков. Под правительством Нетаниягу были годы, когда доходы государства превышали расходы. В такие годы инвесторы охотно вкладывали в экономику Израиля. Курс шекеля шел вверх.
Если бы экономика Израиля была доходной и сегодня, инвесторы бы продолжали переводить сюда свои деньги. Тем более что все остальные рынки выглядят для них мало привлекательными. Однако простой взгляд на курс шекеля в последние месяцы докажет вам, что инвесторы сказкам Либермана о профиците не верят. Инвесторы выводят свои капиталовложения из Израиля. Выводят осторожно, но последовательно. Шекель падает, в результате цены на импорт растут, а большинство израильского потребления составляет импорт.
Как же при такой ситуации Либерман может утверждать что нет у него дефицита? А точно так же как Путин утверждает, что рубль у него растет, а доллар против рубля падает. Доллары в России купить невозможно, а рубли за границей покупать никто не хочет. Так и Либерман, утверждает что есть у него прорва денег, но никто ее не видит, включая финансовые рынки.
Сторонники Либермана пишут: «У нас был всего год. Недостаточно для того чтобы переделать экономику. Дайте нам еще пару лет у власти, еще пару таких бюджетов, и доллар будет продаваться за десять шекелей». Что при этом вы сможете купить на вашу пенсию? Пару раз поесть, как было в России в начале 90-х годов.
ФБ David Fisher, 7.2022