Каждый месяц вы такие деньги зарабатывать не будете. За исключением того варианта, когда вы правительственный чиновник в отставке и вам платят за вашу прошлую активность, которая помогла вашего нынешнего начальника сделать миллиардером.
Однако в период выборов это та самая зарплата, которую получают советники по психологии убеждения избирателей. Таких советников не один и не два – их много. Если мы вспомним, во сколько обходятся израильской экономике каждые выборы, то зарплата эта начнет выглядеть оправданной. Тот человек, который знает как убедить израильских избирателей придти к общему согласию о чем бы то ни было, такой зарплаты стоит.
- Выглядит такая профессия весьма заманчиво. А в каких университетах ей обучают?
- Подумайте сами, если бы вы овладели такими профессиональными секретами, вы бы пошли их рассказывать каким то неразумным студентам? Получая тощую зарплату университетского профессора? Нет, все так называемые специалисты по психологии убеждения, которые пишут книги либо преподают в университетах, на рынке консультантов по выборам спросом не пользуются. А те, кто спросом пользуются, о профессиональных секретах молчат.
- Все фигня. Если они меня убеждают, то как раз я сумею понять какими приемами они мне мозги промывают. Все, что мне для этого нужно это проверить, что они мне говорят.
- Вы правы. Основы психологии убеждения известны. Все разумные доводы, которые враждебные лагеря избирателей приводят друг другу, это диалог глухих и не более того. Никто друг друга в спорах не слушает, они уже приняли решения на основе инстинкта, подсознательных эмоций. Наш лагерь против лагеря врагов. Это как футбольные болельщики, даже если моя команда проигрывает, она все равно моя команда.
Как же убедить избирателей к какому из враждебных политических лагерей примкнуть? Настоящие решения избиратели принимают на основе глубинных эмоций. Чем глубже эмоция, тем сильнее убеждение. Можно проповедовать любовь, но одной любовью выборов не выиграешь. То, что гораздо сильнее в подсознании избирателя в качестве первобытной эмоции, – это ненависть.
В тот момент, когда вы сумели убедить избирателя что другая группа ему угрожает, вы пробудили в его подсознании защитную реакцию древнюю как мир. Другое племя желает отнять у него дом и поле, и значит соперников надо уничтожить.
Большевики в России сумели захватить власть и удержать ее 70 лет, именно этим психологическим трюком. Они внушили своим поданным, что капиталисты на их нищие владения посягают. Значит нужно сплотиться против общей угрозы. Тем же самым трюком Путин сегодня пытается вернуть развалившуюся совковую империю – НАТО нам угрожает и потому против всех необходимо воевать.
В Израиле такой же психологический прием был применен очень успешно и не раз. 33 года назад отец Лапида, Томи Лапид, решил изменить свою политическую карьеру. Пытался он пробиться в Кнессет и раньше, но избиратели его проповеди игнорировали. В 1999 году Лапиду старшему советники подсказали идею – необходимо найти в Израиле внутренних врагов и против них повести подстрекательство.
Лапид старший начал проповедывать, что религиозные хотят захватить власть в Израиле. Организовать здесь религиозное государство по типу Ирана. Факты Лапида особо не заботили. Он пользовался доводами древних антисемитов. Евреи эти одеваются по другому, и значит они хотят нас тоже так одеть. Евреи эти молятся и не работают, значит мы должны их кормить. Мало того, они еще и требуют кашрут в Израиле.
Времена тогда в Израиле были бедные. Пропаганда Лапида, что религиозные виноваты в том, что народ живет бедно, упала на благодатную почву. На выборах в 1999 году Томи Лапид получил 6 мандатов, а на следующих уже 15 мандатов.
В 2012 году Яир Лапид доказал, что уроки отца он усвоил хорошо. Предвыборную кампанию его агитаторы вели на личных встречах. А там разговор шел по методам гипноза: «Ты прошел армию, отдал стране лучшие годы. Но когда приходит время жениться, какой то раввин в черном платье решает или ты полноправный еврей или нет. А кто ему дал над тобой власть? Сегодня он решает или дать тебе жениться, завтра он решит или отнять у тебя гражданство. Кому принадлежит твоя страна?»
Избиратели, которых убедили что религиозные угрожают их образу жизни, перешли в лагерь Лапида. Надолго.
В 2019 году по опросам Либерман шатался на грани электорального барьера. Либерман человек богатый. Он нанял дорогих советников по выборам. Они ему сказали: «Есть стратегия пропаганды против религиозных, которая уже дважды привела отца и сына Лапидов к власти. Эту стратегию нужно скопировать. Она сработала два раза, сработает и в третий раз».
Либерман вначале опасался объявить, что он решил перейти из правого лагеря в левый. Он понимал, что на каждого левого избирателя, которого он таким образом получит, он потеряет двух правых. Жителям Лода и Акко не прийдется по сердцу коалиция с исламистским РААМ.
Советники предложили новую стратегию. Найти нового врага. Три года назад, в разгар истерической кампании против Нетаниягу, они поставили именно его на роль врага. Однако и на старуху бывает проруха. Советники не предполагали, что Нетаниягу сумеет разбить судебную атаку против него и повернуть общественное мнение.
В результате Либерман начал терять мандаты в опросах. Что сказали на это советники? А что бы вы сказали на их месте? Сказать, что их стратегия провалилась, означало бы немедленное увольнение. Кто бы им продолжал платить такие деньги за провальные советы? Они дали указание – усилить атаки против Нетаниягу. Либерман старается, но фактов у него нет, а голое вранье мало кого убеждает.
Советники продолжают поиски. Знают они по опыту, что если проиграют, то больше им никто зарплаты платить не будет. Либерман осторожен, он опасается класть все яйца в одну корзину. У него несколько советников. Один ему говорит, что среди избирателей Либермана много выходцев из России, а значит надо поддержать Путина. Второй ему резонно замечает, что после таких заявлений выходцы из Украины на него разозляться.
Что выбрал Либерман? Он заявил, что в войне на Украине неясно кто прав и кто виноват. После этого на него разозлились и русские и украинцы.
Я понимаю, что громадная зарплата советника по выборам для вас весьма привлекательна. Однако проситься в советники к Либерману вам не стоит. Почему? По той же причине, по которой много уважаемых политиков обнаружили, что баллотироваться вместе с Либерманом уничтожило их политическую карьеру. Советника, попавшего к неудачному кандидату, на следующих выборах никто не захочет.
ФБ David Fisher, 7.2022