На протяжении лет сформировалось правило: правые побеждают на выборах, а левые определяют повестку дня.
Предвыборные обещания нарушаются, ожидания оказываются обманутыми, разочарование среди избирателей растет. Намечающееся правое правительство выучило у предшествовавшего левого как создавать огромное раздутое правительство, но задача – научиться эффективно править.
Чтобы понять, как быть эффективными, стоит взглянуть список рекордного количества назначений уходящего правительства:
За год пребывания на посту главы МИДа Лапид назначил 76 послов и консулов на дипломатической службе Израиля. Часть назначений – явно политические, вроде его бывшей однопартийки Яэль Герман, назначенной послом в Париже, или Асаф Замир, посланный ген.консулом в Нью-Йорк.
Более того - после того, как Лапид вступил в канцелярию премьер-министра после Нафтали Беннета, он немедленно уволил главу разъяснительно-пропагандистской службы Эльада Тена (достойное профессиональное и правоцентристское Беннета) и поставил своего человека Лиора Хайта.
И лидеры покойной партии Тиква хадаша, ставшие вермишелью в партии Махане мамлахти, умели ставить своих людей на важные посты. Так было с назначением членов Совета 2-го канала теле- и радиовещания и с постом председателя музея Яд ва-Шем Дани Даяна.
С другой стороны, уходящая министерша транспорта Мейрав Михаэли в свое время уволила двух человек, которые в ее глазах, идентифицировались с Мири Регев из Ликуда. Мейрав Михаэли мобилизовала верхушку министерства и часть СМИ, чтобы устроить им точечную ликвидацию – и преуспела.
Важно отметить: в большинстве случаев, если назначения законные, то в этом нет ничего плохого. Дани Даян – пример отличного назначения.
Политики назначают тех, кто знают и привечают, из предположения, что они достойны должности, и если это не явно политический подарок, то в этом нет проблемы.
Но под заголовком "назначения" важно, чтобы были 1) знания и опыт, 2) мировоззрение.
Новые министры будут должны уметь назначить людей со знанием и опытом и, что не менее важно, придерживающихся мировоззрения, схожего с мировоззрением министра. Опытные чиновники с иным мировоззрением потянут министра за собой, а люди с мировоззрением, но без знаний и опыта не смогут эффективно работать. В обоих случаях результатом будет то, что министры не смогут провести те изменения в политике, ради которых они избрались.
К моему сожалению, правые правительства проваливались в этом в прошлом. Опасение критики в СМИ, недостаточная уверенность в себе, уничижение перед противоположным лагерем и т.д. были слишком большими. Чтобы не притягивать огонь, многие правые министры в прошлом предпочитали воздерживаться от продвижения тех, кто разделяет их мировоззрение.
Если министр не заботится окружить себя профессионалами со схожим с ним мировоззрением, то в момент истины он вынужден полагаться или на недостаточно профессиональных приближенных, или идти за теми, кто опытнее его, но ставят перед собой иные цели.
Его окружение не способно или не хочет продвигать то, что он обещал своим избирателям. И так ты – избиратели – остаемся с пустыми невыполненными обещаниями.
Свобода маневра таких министров очень ограничена. Чиновники-бюрократы объяснят новым министрам, как трудно изменить политику министерства.
Вместе с тем, правильные назначения в министерствах на освобождающиеся должности и предварительные знания о процессе назначения могут, наконец-то, превратить эту каденцию в сбывшуюся мечту.
Поэтому, господа министры, обратите внимание на назначения, хоть вы получите горы критики от левацких СМИ, вопли оппозиции и красные заголовки в газетах.
Перевел Яков Халфин
МАОФ, 12.2022